2.2. Независимое поведение: объемная конкуренция. Модель Курно
Анализ дуополии как простейшей формы олигополии впервые был осуществлен в 1838 г. французским экономистом Антуаном Огюстеном Курно. Кроме модели Курно есть и иные интерпретации дуополии - модели Бертрана, Эджуорта и Штакельберга.
Модель Курно базируется на следующих предпосылках:
1) Две фирмы производят однородный товар.
2) Фирмам известна кривая рыночного спроса.
3) Фирмы принимают решения о производстве независимо друг от друга и одновременно.
4) Каждая из фирм предполагает выпуск конкурента постоянным.
Предположим, что отраслевой спрос представлен формулой
, где Q – общий выпуск двух фирм
Подставив, получим:
Прибыли олигополистов можно выразить как
Мы предполагаем, что издержки первой и второй фирмы не равны. (Не трудно заметить, что если кривая TC прямая линия , то с1 и с2 это коэффициенты наклона кривой ТС, которые в свою очередь равны предельным издержкам).
Подставив значение P, получим:
Условием максимизации прибыли будет равенство нулю первых производных:
Преобразуем эти два уравнения:
Далее преобразовывая, получим:
Полученные уравнения есть уравнения реакции дуополистов.
Точка пересечения этих линий определяет рыночное равновесие для дуополистов.
Рисунок 2 - Равновесие Курно
Решив систему из двух уравнений реакции дуополистов, получим равновесные значения выпуска для первой и второй фирмы.
Подставив равновесные значения и в функцию отраслевого спроса , найдем цену равновесия.
В случае равенства издержек первой и второй фирмы, т.е. если , то не трудно заметить, что рынок разделится пополам между двумя конкурентами. И тогда:
- Экономические теории олигопольного ценообразования
- 1. Общая характеристика олигополистической структуры
- 2.4. Методы теории игр для анализа поведения олигополии.
- 1. Общая характеристика олигополистической структуры
- 2. Формы поведения фирм в условиях олигополистических структур:
- 2.1. Ценовая война.
- 2.2. Независимое поведение: объемная конкуренция. Модель Курно
- 2.3. Модель дуополии Штакельберга
- 2.4. Методы теории игр для анализа поведения олигополии.
- 2.5. Ломаная кривая спроса.
- 2.6. Картель.
- 2.7. Тайный сговор.
- 3. Ценообразование на рынке олигополии.