2.3. Модель дуополии Штакельберга
В модели Штакельберга олигополисты выбирают две линии поведения: лидера и последователя.
Последователь будет реагировать на действия лидера, приспосабливая свой выпуск в соответствии с выпуском лидера. В свою очередь последователь предполагает, что на его действия не реагируют.
Лидер придерживается противоположной точки зрения, его выбор ведет к изменению ожиданий последователя, и это он учитывает при принятии своих решений.
Алгоритм решение задачи похож на вариант модели Курно, но необходимо учитывать разделение функций лидера и последователя. (Но как будет понятно ниже, для решения задач по модели Штакельберга необходимо в начале посчитать модель Курно).
Рассмотри модель в которой 1-производитель Лидер, а 2-последователь
Следовательно, , где и является по сути первым уравнением реакции в модели Курно,
а , где и является вторым уравнением реакции в модели Курно
Предположим, что отраслевой спрос представлен формулой
, где Q – общий выпуск двух фирм
Подставив, получим:
Функции затрат - прямые пропорциональности от выпуска каждой из фирм:, а , для удобства предположим что
Прибыль Лидера будет равна
Прибыль Последователя будет равна:
отсюда можно вывести уравнение реакции для Лидера и фирмы Последователя.
Так как уравнения реакции в модели Курно:
то в соответствии с условиями модели ,
а
Следовательно условия максимизации прибыли примут вид:
Уравнения реакции Лидера и Последователя будут иметь следующий вид:
Лидер
Последователь
Решив систему из уравнений реакции Лидера и Последователя получим равновесные выпуски для них.
Лидер
Последователь
Мы видим, выпуск лидера в два раза превышает выпуск последователя. Теперь можно определить как это отразится на прибыли дуополистов.
Поэтому мы можем прийти к выводу что фирме выгодно выбирать стратегию лидера.
- Экономические теории олигопольного ценообразования
- 1. Общая характеристика олигополистической структуры
- 2.4. Методы теории игр для анализа поведения олигополии.
- 1. Общая характеристика олигополистической структуры
- 2. Формы поведения фирм в условиях олигополистических структур:
- 2.1. Ценовая война.
- 2.2. Независимое поведение: объемная конкуренция. Модель Курно
- 2.3. Модель дуополии Штакельберга
- 2.4. Методы теории игр для анализа поведения олигополии.
- 2.5. Ломаная кривая спроса.
- 2.6. Картель.
- 2.7. Тайный сговор.
- 3. Ценообразование на рынке олигополии.