Шаблоны проектирования
Опытные разработчики объектно-ориентированных систем сформулировали общие принципы и стандартные решения, помогающие в разработке программного обеспечения. Если эти принципы и идиомы систематизировать и структурировать, а также присвоить им имена, то их можно применять в качестве шаблонов (patterns).
Шаблоны проектирования упрощают повторное использование удачных проектных и архитектурных решений. Представление прошедших проверку временем методик в виде паттернов проектирования облегчает доступ к ним со стороны разработчиков новых систем. С помощью шаблонов проектирования можно улучшить качество документации и сопровождения существующих систем, позволяя явно описать взаимодействия классов и объектов, а также причины, по которым система была построена так, а не иначе. Проще говоря, шаблоны проектирования дают разработчику возможность быстрее найти «правильный» путь.
В объектно-ориентированной технологии шаблоном проектирования называют именованное описание проблемы и ее решения, которые можно применить при разработке других систем. В идеале, шаблон должен содержать советы по поводу его применения в различных ситуациях, а также описание его преимуществ и недостатков. Многие шаблоны содержат рекомендации по распределению обязанностей между объектами с учетом специфики задачи.
Проще говоря, шаблон – это именованная пара "проблема/решение", содержащая рекомендации для применения в различных конкретных ситуациях, которую можно использовать в различных контекстах.
Шаблон можно назвать новым, если он описывает новую идею. Однако сам термин "шаблон" означает стандартную, повторяющуюся сущность. Шаблоны не предназначены для изучения и выражения новых принципов разработки программного обеспечения. Скорее, наоборот. Они призваны систематизировать существующие знания, идиомы и принципы. Чем шире они используются, тем лучше.
Паттерн состоит из четырех основных элементов:
Имя. Всем шаблонам должны быть присвоены осмысленные имена. Именование шаблонов, методов и принципов имеет следующие преимущества: позволяет зафиксировать понятие в памяти человека; облегчает общение.
Задача. Описывает то, где следует применять паттерн. Необходимо сформулировать задачу и ее контекст. Может описываться конкретная проблема проектирования, например способ представления алгоритмов в виде объектов. И
Решение. Описание элементов дизайна, отношений между ними, функций каждого элемента.
Результаты – это следствия применения паттерна и разного рода компромиссы.
- «Технологии разработки программного обеспечения»
- Оглавление
- Введение
- Анализ проблемы. Постановка задачи
- Введение
- Описание примера
- Составление списка заинтересованных лиц
- Анкетирование и проведение интервью
- Список потребностей заинтересованных лиц
- Задания
- Контрольные вопросы
- Моделирование объекта автоматизации
- Введение
- Введение в методологиюAris
- Описание инструментаAris. Начало работы
- Построение организационной модели
- Построение диаграммы цепочек добавленного качества
- ПостроениеeEpCмодели
- Описание объектов автоматизации
- Задания
- Контрольные вопросы
- Разработка модели вариантов использования и их спецификаций
- Введение
- Разработка модели вариантов использования
- Модель вариантов использования
- Построение модели вариантов использования
- Спецификация вариантов использования
- Основной поток
- Альтернативные потоки
- Специальные требования
- Пример спецификации варианта использования
- Алгоритм расчёта рейтингов
- Задания
- Пример написания раздела
- Назначение документа
- Наименование системы
- Сведения о заказчике и исполнителе
- Основания для выполнения работ, сроки и финансирование
- Основные понятия, определения и сокращения
- Актуальность разработки системы
- Назначение и цели создания (развития) системы
- Требования к содержимому раздела
- Пример написания раздела
- Характеристики объекта автоматизации
- Требования к содержимому раздела
- Пример написания раздела
- Организация и планирование научно-исследовательской и инновационной деятельности
- Исполнители научно-исследовательских работ
- Учет и отчетность по научно-исследовательским работам
- Требования к системе
- Требования к содержимому раздела
- Пример написания раздела
- Требования к системе в целом
- Требования к структуре и функционированию системы
- Требования к численности и квалификации персонала
- Требования к функциям (задачам)
- Описание вариантов использования
- Состав и содержание работ по созданию системы
- Требования к содержимому раздела
- Пример написания раздела
- Порядок контроля и приемки системы
- Требования к содержимому раздела
- Пример написания раздела
- Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие
- Требования к содержимому раздела
- Пример написания раздела
- Создание служб необходимых для функционирования системы
- Функциональные этапы внедрения системы
- Требования к документированию
- Требования к содержимому раздела
- Пример написания раздела
- Паспорт системы
- Общее описание системы
- Руководство администратора
- Руководство пользователя
- Регламент эксплуатации
- Источники разработки
- Правила оформления
- Задание
- Бизнес-логика
- Объектно-реляционное отображение
- Структура бд
- Создание проекта вBorlandDeveloperStudio
- Добавление нового модуля в проект
- Создание классов с помощью диаграммыUml
- Добавление полей
- Добавление свойств
- Добавление процедуры
- Добавление функции
- Создание отношений между классами
- Ассоциация
- Агрегация
- Наследование
- Пример создания классов
- Создание классов и отношений между ними слоя объектно-реляционного отображения
- Создание классов слоя бизнес-логики
- Невизуальные компоненты интерфейса используемые в примере
- TimageList
- TActionManager
- Визуальные компоненты используемые в примере
- TBitBtn
- TdbGrid
- TcomboBox
- TPageControl
- Пример разработки интерфейса
- Главная форма
- Форма редактирования параметров студента
- Форма редактирования книг
- Форма отображения списка книг
- Подключение классов
- Сохранение проекта
- Задание
- Шаблоны проектирования
- Шаблон InformationExpert(информационный эксперт)
- Преимущества
- Шаблон Creator(создатель)
- Преимущества
- Шаблон LowCoupling(слабое связывание)
- Преимущества
- Шаблон HighCohesion(высокое зацепление)
- Преимущества
- Шаблон Controller(контроллер)
- Преимущества
- Применение шаблонаInformationExpert
- Применение шаблонаCreator
- Использование шаблонаHighCohesion
- Применение шаблонаController
- Задание
- Технология eco
- Язык объектных ограничений ocl
- Mdi-контейнеры
- Создание простого mda-приложения
- Основные этапы разработки приложения
- Обзор возможностей Borland Developer Studio 2006 для разработки mda-приложения
- Создание моделиUml
- Создание бд и настройкаEcOкомпонент
- Создание интерфейса
- Связывание интерфейса с моделью
- Создание логики наOcl
- Задания
- Контрольные вопросы
- РазработкаMda-приложения с использованием машин состояний
- Введение
- Автоматы
- Состояния
- Подавтоматы
- Диаграммы состояний
- Создание mda-приложений с использованием машин состояний
- Модификация модели uml
- Создание машины состояний
- Обновление базы данных
- Модификация пользовательского интерфейса
- Связывание интерфейса с моделью
- Применение автоформ
- Расширение пользовательского интерфейса
- Задания
- Контрольные вопросы
- Расширенные возможности разработкиMda-приложений
- СозданиеMda-приложения с расширенными возможностями
- Модификация моделиUml
- Программное добавление объекта
- Программное удаление объекта
- Программное редактирование объекта
- Работа со справочником
- Поиск объектов
- Задания
- Контрольные вопросы
- Заключение
- Библиографический список