logo
622231 / 622221с / очн 622221с / ПАЗИ 622221с / КЛ_ПАЗИ

4. Жизненный цикл политики безопасности

Разработка политики безопасности — длительный и трудоемкий процесс, требующий профессионализма, отличного знания нормативной базы в области безопасности. Этот процесс обычно занимает многие месяцы и не всегда завершается успешно. Координатором этого процесса является специалист, на которого руководство организации возлагает ответственность за обеспечение информационной безопасности компьютерных систем. Эта ответственность обычно концентрируется на руководителе отдела информационной безопасности, директоре по безопасности или на руководителе отдела внутреннего аудита. Именно он координирует деятельность рабочей группы по разработке и внедрению политики безопасности на протяжении всего жизненного цикла, который состоит из пяти последовательных этапов:

1. Первоначальный аудит безопасности. Аудит безопасности — процесс, которого начинаются любые планомерные действия по обеспечению информационной безопасности в организации. Он включает в себя проведение обследования, идентификацию угроз безопасности, ресурсов, нуждающихся в защите и оценку рисков. В ходе аудита производится анализ текущего состояния информационной безопасности, выявляются существующие уязвимости, наиболее критичные области функционирования и самые чувствительные к угрозам безопасности бизнес процессы.

2. Разработка. Аудит безопасности позволяет собрать и обобщить сведения, необходимые для разработки политики безопасности. На основании результатов аудита определяются основные условия, требования и базовая система мер по обеспечению информационной безопасности в организации, позволяющих уменьшить риски до приемлемой величины, которые оформляются в виде согласованных в рамках рабочей группы решений и утверждаются руководством организации. Разработка политики безопасности с нуля не всегда является хорошей идеей. Во многих случаях можно воспользоваться существующими наработками, ограничившись адаптацией типового комплекта к специфическим условиям своей организации. Этот путь позволяет сэкономить месяцы работы и повысить качество разрабатываемых документов. Кроме того, он является единственно приемлемым в случае отсутствия в организации собственных ресурсов для квалифицированной разработки политики бёзопасности.

З. Внедрение. С наибольшими трудностями приходится сталкиваться на этапе внедрения политики безопасности, которое, как правило, связано с необходимостью решения технических, организационных и дисциплинарных проблем. Часть пользователей могут сознательно либо бессознательно сопротивляться введению новых правил поведения, которым теперь необходимо следовать, а также программно-технических механизмов защиты информации, в той или иной степени неизбежно ограничивающих их свободный доступ к информации. Системных администраторов может раздражать необходимость выполнения требований политик безопасности, усложняющих задачи администрирования. Помимо этого могут возникать и чисто технические проблемы, связанные, например, с отсутствием в используемых программных средствах функций, необходимых для реализации отдельных положений политики безопасности. На этапе внедрения необходимо не просто довести содержание политики до сведения всех сотрудников организации, но также обучить и дать необходимые разъяснения сомневающимся, которые пытаются обойти новые правила и продолжать работать по-старому. Для успешного завершения внедрения должна быть создана специальная проектная группа, действующая по согласованному плану.

4. Аудит и контроль. Соблюдение положений политики безопасности обязательно для всех сотрудников организации и должно непрерывно контролироваться. Проведение планового аудита безопасности является одним из основных методов контроля работоспособности политики безопасности, позволяющего оценить эффективность внедрения. Результаты аудита могут служить основанием для пересмотра некоторых положений политики и внесения в них необходимых корректировок.

5. Пересмотр и корректировка. Первая версия политики безопасности обычно не в полной мере отвечает потребностям организации, однако понимание этого приходит с опытом. Скорее всего, после наблюдения за процессом внедрения и оценки эффективности ее применения потребуется осуществить ряд доработок. В дополнение к этому, используемые технологии и организация бизнес-процессов непрерывно изменяются, что приводит к необходимости корректировать существующие подходы к обеспечению информационной безопасности. Как правило, ежегодный пересмотр политики безопасности — норма, которая устанавливается самой политикой.