16. Проектирование документации.
Документы являются основным носителем информации в АИС, включает логически связанные реквизиты и обладает юридической силой. Документы могут быть первичные и производные, результативные. В первичных документах содержится первичная информация, отражающая состояние экономического объекта и его системы управления, а в результативных документах имеются сводно-группировочные сведения, являющиеся результатом обработки ранее полученной информации. По способу заполнения и те, и другие документы получаются вручную либо при помощи технических средств.
Документы могут быть сканированы, получены по электронной почте, выписаны на пишущей машинке или подготовлены на ПЭВМ с помощью различных текстовых редакторов.
Документ существует от момента создания до момента сдачи в архив или уничтожения. Жизненный цикл документа заключается в его движении или документообороте. Есть документов с длительным жизненным циклом, они содержат условно-постоянную информацию, используемую многократно для решения широкого круга задач (справочники профессий, банковских реквизитов клиентов, структурных подразделений предприятий и пр.). Документы короткого жизненного цикла включают в основном, оперативную переменную информацию, актуальную для однократного решения задач.
В зависимости от содержащейся в них информации различают документы: нормативные, плановые, учетные, расчетные, аналитические и пр.
Документация, используемая на предприятиях различных отраслей, может быть унифицированной либо специфической. В финансово-кредитных организациях действует только унифицированная документация. Требования к таким документам следующие:
стандартные формы построения, предусматривающие определенные размеры бланков и выделение заголовочной, содержательной и оформляющей частей;
приспособление к компьютерной обработке;
включение всех необходимых для целей управления реквизитов и исключение их дублирования.
Унифицированные формы документов обеспечивают сокращение многообразия их форм для целей управления, минимацию состава реквизитов и соблюдение порядка размещения реквизитов в формах документов.
Первичные документы для бухгалтерского учета могут быть и не унифицированные в виду многообразия отраслевых форм и специфики их построения для учета труда и заработной платы, производственных запасов, сбыта и реализации продукции и пр. По оценкам специалистов, в мире ежедневно появляются более миллиона новых документов. Необходимо создать автоматизированную систему потоков документов, их обработки и хранения, включая правила заполнения их пользователями, маршрутные схемы прохождения, обеспечение защиты документальной информации, автоматизации рутинных работ при формировании документов, совершенствование документооборота на основе систем электронной почты и электронной подписи.
Если нет возможности применить унифицированные формы документов в какой-либо задаче, то проектируются новые формы первичных документов, приспособленные к автоматизированной обработке. В этой работе участвуют и экономисты-пользователи.
Первичные документы в основном формируются двумя путями: либо традиционными ручными способами до ввода в компьютер, либо непосредственно на ПЭВМ. В любом случае следует спроектировать документ по существу, т.е. включить в него те реквизиты, которые необходимы для целей управления и определяют правовую сторону хозяйственных операций.
Проектирование форм документов, выписываемых вручную или на печатающих машинках, сводится к удобному расположению реквизитов на бланках. В типовой форме документа содержатся заголовочная, содержательная и оформляющая части. В заголовочной части помещаются постоянные реквизиты, определяющие форму и отдельный экземпляр документа (наименование предприятия, название документа, его номер, код фирмы, код документа и пр.).
В содержательной части представлены справочно-группировочные и количественно-суммовые реквизиты. Здесь используется зональная, анкетная, табличная или комбинированная формы представления.
В оформляющей части формы документа приводятся даты составления документа и подписи лиц, удостоверяющих правомерность выполняемых хозяйственных операций. Реквизиты, подлежащие вводу в ПЭВМ путем набора на клавиатуре, обводятся утолщенными линиями.
Ввод информации с первичных документов на клавиатуре ПЭВМ ведется по макетам, отражаемым на экране дисплея. Они могут в точности повторять первичный документ, либо отражать различные документы, имеющие одинаковый состав реквизитов. По унифицированному макету переносится информация по отгрузке в такие документы, как приказ на отгрузку, накладная, счет-фактура и пр. В любом случае осуществляется визуальный и машинный контроль вводимой информации на полноту заполнения реквизитов, их соответствие допустимым величинам и пр. Бухгалтер может быстро и без проблем подготовить платежное поручение, счет, накладную и др. первичные документы, создавая базу данных для учета первичных документов и документооборота на предприятии.
Программа по созданию первичных документов представляет:
необходимый для повседневной работы набор первичных документов;
определенный доступ к справочникам объектов (предприятий, товаров, сотрудников и др.) непосредственно из подготавливаемого документа, что сводит к минимуму рутинную работу по его заполнению;
возможность создания справочников новых объектов.
Программа по созданию первичных документов позволяет автоматически заносить реквизиты организации в любой из формируемых в ней документов (платежное поручение, счет, счет-фактура), тем самым, избавляя бухгалтера от рутины постоянного занесения этих сведений вручную.
Один раз заполнив информацию об организации, бухгалтер больше к этому вопросу не возвращается, за исключением моментов, связанных с какими-либо изменениями или дополнениями.
Заполнение формируемых документов может производиться путем выбора различных объектов непосредственно их справочников (приложение №2).
После занесения исходных данных в программу заполнение формируемых документов может производиться путем выбора различных объектов непосредственно из справочников.
В том случае, если нужный объект в справочнике отсутствует, то возможен ввод его наименования и всех прочих реквизитов непосредственно в поля первичных документов. После сохранения данный объект появиться в справочнике.
Все документы с занесенными реквизитами (автоматически – из данных справочников или в ручную, если таких данных нет) учитываются программой в базе данных, создаваемой с помощью СУБД Microsoft Access – отчета, и выводятся на принтер в виде заполненных первичных документов.
Отчет в Microsoft Access предоставляет возможность автоматического подсчета данных каких-либо полей, например, итоговой суммы, которая рассчитывается как произведение количества отпущенного товара на цену за единицу и т.п. Формы некоторых первичных документов представлены в приложении №2.
Результатом решения экономических задач является вывод обобщенных данных на бумагу, на дисплей, на машинные носители. Чаще всего экономические данные выводятся на бумажные носители и на дисплей в форме таблиц, но имеет значение и графическое изображение в виде гистограмм. На магнитные дискеты выводятся архивные данные, а также сведения, передаваемые на другие уровни АРМ при отсутствии непосредственной связи между ними.
Наибольший удельный вес занимает выдача данных на бумажные носители в виде машинограмм. Вначале изучается возможность получения типовых машинограмм и их привязки к конкретным условиям конкретной организации.
Если разрабатывается индивидуальный проект, то проектируются все выходные документы с точки зрения их содержания и формы. Состав реквизитов формы должен отвечать ее назначению. Проектирование формы сводки заключается в удобном расположении реквизитов на бланке. Обычно группировочные признаки располагаются по степени убывания уровня их подчиненности (например, цех, участок, фамилия, имя, отчество, табельный номер сотрудника), а количественно-суммовые итоги — по степени возрастания итогов.
В ходе проектирования разрабатываются “шапки” выходных таблиц, записываемые на машинные носители и используемые при печати сводок на ПЭВМ. В качестве прикладных программных средств печати электронных таблиц используются такие пакеты, как Excel, Lotus, Quattro Pro, Super Calc и др. Исходные данные набираются на клавиатуре, а для вычислений промежуточных величин и итоговых строк (граф) в соответствующие клетки помещаются формулы расчета. Обычно вносятся любые изменения в таблицу с удалением граф (строк), их передвижки, дублирования, сортировки, печати и пр.
Наиболее популярной является система Excel, удовлетворяющая разнообразные запросы пользователей по составлению отчетов фирм и превращению табличных данных в столбиковые и другие наглядные диаграммы.
При проектировании видеограмм на экране предъявляются к составлению форм документов те же общие требования, но учитываются также число строк, количество символов в строке, набор воспроизводимых знаков (до 256 символов) и пр.
- Информатизация общества, основные факторы и тенденции развития.
- Рынок информационных ресуросв, продуктов и услуг, его государственное регулирования
- 4. Аис, их виды и этапы развития.
- 5. Проектирование: принципы и методы создания аис.
- 6. Этапы создания аис.
- 7. Техническое обеспечение , состав и пути развития
- 8.Информационные технологии в экономике, их виды и структура.
- 9. Компьютерные и некомпьютерные технологии автоматизированного офиса.
- 10.Технология использования табличных и текстовых редакторов.
- 11.Эк.Задачи,решаемые средствами нейросетевых технологий
- 12.Информационные технологии экспертных систем.
- 13. Автоматизированные информационные технологии в биржевом деле.
- 14. Понятие и структура экономической информации.
- 15. Информационное обеспечение, системы классификации и кодирования.
- 16. Проектирование документации.
- 17. Внутримашинное информационное обеспечение (базы данных и базы знаний).
- 18.Применение персональных компьютеров в традиционных формах счетоводства.
- 19. Организация учета с использованием автоматизированной формы.
- 20. Классификация программных средств автоматизированного учета.
- 21. Кибернетическая модель системы управления экономическим объектом и ее применение в разных типах аис.
- 22. Системы автоматизации аудиторской деятельности.
- 23. Защита учетной информации.
- 24. Комплексные информационные системы управления предприятием , эволюция развития.
- 25. Рынок корпоративных информационных систем.
- 26. Особенности mrp и erp систем.
- 27. Структура и особенности системы erp II.
- 28. Система «Галактика».
- 29. Автоматизированные банковские системы.
- 30. Платиковые карты, их виды и технологии использования
- 31. Аис удаленного банковского обслуживания.
- 32. Особенности функциональных и обеспечивающих подсистем абс.
- 33. Интернет-банкинг: эволюция, развитие.
- 34.Безопасность аис в банках
- 35. Аис финансового менеджмента
- 36. Функциональные подсистемы финансового менеджмента.
- 37. Информационные ресурсы финансового менеджмента.
- 38. Структура деловой информации, используемой при решении задач финансового менеджмента.
- 39. Классификация и назначение программных средств финансового менеджмента.
- 40.Специализированные программные продукты
- 42. Информационная безопасность экономических систем.
- 43. Программные средства финансового анализа.
- 44.Автоматизация бюджетирования компании.
- 45. Технология решения задач финансового менеджмента.
- 46. Автоматизированная информационная система «Финансы».
- 47. Автоматизированная информационная система «Налог».
- 48. Автоматизированная информационная система «Казначейство».
- 49. Информационные технологии в муниципальном урпавлении.
- 50. Комплексные системы автоматизированного управления торговыми предприятиями.
- 51. Электронная коммерция, ее виды.
- 52. Функционвльные комплексы задач аис страховой компании.
- 53. . Обеспечивающие подсистемы аис в страховой деятельности
- 54. Перспективы развития аис в страховой деятельности.
- 55. Информационные технологии таможенных органов.
- 56. Единая автоматизированная информационная система (еаис) Федеральной
- 58. Программные продукты для участников внешнеэкономической деятельности.
- 59. Функциональные подсистемы аист.