logo
шпоры по ИСЭ

50. Комплексные системы автоматизированного управления торговыми предприятиями.

Все больше торговых предприятий применяют комплексные системы автоматизации торговли для управления своей деятельностью. Складывающаяся ситуация требует усиления контроля движения каждой единицы товара, контроля вложения каждой единицы денежных средств. Ведение количественно-суммового учета, усиление борьбы с хищениями, анализ продаж возможны только при использовании полноценной системы автоматизации.

Автоматизация в сфере торговли реализуется за счет установки в торговых залах кассовых POS-терминалов (Point-Of-Sale), каждый из которых с помощью телекоммуникаций подключен к другим модулям системы. Базовым средством для автоматизации торговых залов может быть, например, POS-терминал IBM 4694, который

представляет собой компьютер на базе одного из процессоров Intel с памятью на 16 Мбайт, жестким диском емкостью 160 Мбайт, видеоадаптером VGA, картой Ethernet 10Base-T. Такой компьютер комплектуется монитором, принтером для печати чеков, кассовой клавиатурой, считывателем магнитных карт, дисплеем покупателя и сканером штрих-кодов. К POS-терминалу могут дополнительно подключаться различные типы клавиатур и дисплеев, считывателя смарт-карт и т.п.

Такой POS-терминал позволяет кассиру оформить покупку, используя штриховой или локальный код магазина, принять деньги и выдать сдачу наличностью в любой валюте или оформить безналичную оплату, в том числе по пластиковым карточкам с авторизацией клиента. С его помощью можно учесть скидки и наценки на товар, провести инкассацию, подготовить декларацию денежного ящика и отчеты за день или любой другой период – компьютер, в отличие от человека, помнит всю необходимую информацию и быстро ее обрабатывает. Кроме модуля управления торговым залом, построенного на POS-терминалах и достаточного для эффективной автоматизации небольшого магазина – бутика, предусмотрены модули управления складом, магазином, центральным офисом, что позволяет расширять систему при установке в крупных торговых предприятиях – супермаркетах, универмагах. Каждый POS-терминал, имея доступ к информации других модулей, например, склада и торгового зала, дает несомненную ценность для прогнозирования и поможет вести более продуманную политику в отношении различных групп покупателей, планируя объем продаж и ассортимент предлагаемых товаров для каждой конкретной группы населения. На основании сведений о клиентуре магазин может составить обобщенный и точный портрет своего покупателя из каждой социальной группы, портрет, учитывающий потребительское поведение клиента в зависимости от целого ряда факторов: временных, сезонных и проч.

Современные системы автоматизации оперативного и бухгалтерского учета для предприятий торговли позволяют:

- получать оперативную информацию о состоянии складских запасов, объемах продаж, работе персонала и текущей прибыли - таким образом, руководящий состав получает информацию, необходимую для принятия управленческих решений. Это относится и к планированию закупок товаров, оборудования и прочего, планированию рабочего времени и количеству обслуживающего персонала;

-сокращать время на обслуживание покупателей за счет автоматической обработки покупки и выписки счета, накапливать статистические данные о работе за длительный период для дальнейшего детального анализа и планирования деятельности.

Набор выполняемых системой «1С: Предприятие» функций определяется ее конфигурацией, содержащейся в комплекте поставки системы или созданной для конкретного торгового предприятия.

Возможности системы позволяют организовать: