logo
Методичка по курс_Windows

2.4 Разделы с фиксированными границами

Разбиение всего объема оперативной памяти на несколько разделов может осуществляться единовременно (то есть в процессе генерации варианта операционной системы, который потом и эксплуатируется) или по мере необходимости оператором системы. Однако и во втором случае при разбиении памяти на разделы вычислительная система более ни для каких целей в этот момент не используется. Пример разбиения памяти на несколько разделов приведен на рис. 2.2.

В каждом разделе в каждый момент времени может располагаться по одной программе (задаче). В этом случае по отношению к каждому разделу можно применить все те методы создания программ, которые используются для однопрограммных систем. Возможно использование оверлейных структур, что позволяет создавать большие сложные программы и в то же время поддерживать коэффициент мультипрограммирования на должном уровне. Первые мультипрограммные операционные системы строились по этой схеме. Использовалась эта схема и много лет спустя при создании недорогих вычислительных систем, поскольку является несложной и обеспечивает возможность параллельного выполнения программ. Иногда в некотором разделе размещалось по нескольку небольших программ, которые постоянно в нем и находились. Такие программы назывались ОЗУ-резидентными (или просто резидентными). Та же схема используется и в современных встроенных системах; правда, для них характерно, что все программы являются резидентными, и внешняя память во время работы вычислительного оборудования не используется.

Рис. 2.2. Распределение памяти разделами с фиксированными границами

При небольшом объеме памяти и, следовательно, небольшом количестве разделов увеличить число параллельно выполняемых приложений (особенно когда эти приложения интерактивны и во время своей работы фактически не используют процессорное время, а в основном ожидают операций ввода-вывода) можно за счет замены их в памяти, или свопинга (swapping). При свопинге задача может быть целиком выгружена на магнитный диск (перемещена во внешнюю память), а на ее место загружается либо более привилегированная, либо просто готовая к выполнению другая задача, находившаяся на диске в приостановленном состоянии. При свопинге из основной памяти во внешнюю (обратно) перемещается вся программа, а не ее отдельная часть.

Серьезная проблема, которая возникает при организации мультипрограммного режима работы вычислительной системы, — защита как самой операционной системы от ошибок и преднамеренного вмешательства процессов в ее работу, так и самих процессов друг от друга.

В самом деле, программа может обращаться, к любым ячейкам в пределах своего виртуального адресного пространства. Если система отображения памяти не содержит ошибок, и в самой программе их тоже нет, то возникать ошибок при выполнении программы не должно. Однако в случае ошибок адресации, что случается не так уж и редко, исполняющаяся программа может начать «обработку» чужих данных или кодов с непредсказуемыми последствиями. Одной из простейших, но достаточно эффективных мер является введение регистров защиты памяти. В эти регистры операционная система заносит граничные значения области памяти раздела текущего исполняющегося процесса. При нарушении адресации возникает прерывание, и управление передается супервизору операционной системы. Обращения задач к операционной системе за необходимыми сервисами осуществляются не напрямую, а через команды программных прерываний, что обеспечивает передачу управления только в предопределенные входные точки кода операционной системы и в системном режиме работы процессора, при котором регистры защиты памяти игнорируются. Таким образом, выполнение функции защиты требует введения специальных аппаратных механизмов, используемых операционной системой.

Основным недостатком рассматриваемого способа распределения памяти является наличие порой достаточно большого объема неиспользуемой памяти (см. рис. 2.2). Неиспользуемая память может быть в каждом из разделов. Поскольку разделов несколько, то и неиспользуемых областей получается несколько, поэтому такие потери стали называть фрагментацией памяти, В отдельных разделах потери памяти могут быть очень значительными, однако использовать фрагменты свободной памяти при таком способе распределения не представляется возможным. Желание разработчиков сократить столь значительные потери привело их к следующим двум решениям:

• выделять раздел ровно такого объема, который «нужен под текущую задачу;

• размещать задачу не в одной непрерывной области памяти, а в нескольких областях.

Второе решение было реализовано в нескольких способах организации виртуальной памяти. Мы их обсудим в следующем разделе, а сейчас кратко рассмотрим первое решение.