logo
Методичка по курс_Windows

5.4 Посылка синхронных сообщений окну

Оконное сообщение можно отправить непосредственно оконной процедуре вызовом SendMessage:

LRESULT SendMessage( HWNO hwnd, UINT uMsg, WPARAM wParam, LPARAM lParam);

Оконная процедура обработает сообщение, и только по окончании обработки функция SendMessage вернет управление. Благодаря этому ее используют гораздо чаще, чем PostMessage или PostThreadMessage. При переходе к выполнению следующей строки кода поток, вызвавший SendMessage, может быть уверен, что сообщение уже обработано.

Вот как работает SendMessage. Если поток вызывает SendMessage для посылки сообщения окну, созданному им же, то функция просто обращается к оконной процедуре соответствующего окна как к подпрограмме. Закончив обработку, оконная процедура передает функции SendMessage некое значение, а та возвращает его вызвавшему потоку.

Однако, если поток посылает сообщение окну, созданному другим потоком, операции, выполняемые функцией SendMessage, значительно усложняются. Windows требует, чтобы оконное сообщение обрабатывалось потоком, создавшим окно. Поэтому, если вызвать SendMessage для отправки сообщения окну, созданному в другом процессе и, естественно, другим потоком, Ваш поток не сможет обработать это сообщение — ведь он не работает в адресном пространстве чужого процесса, а потому не имеет доступа к коду и данным соответствующей оконной процедуры. И действительно, Ваш поток приостанавливается, пока другой поток обрабатывает сообщение. По этому, чтобы один поток мог отправить сообщение окну, созданному другим потоком, система должна выполнить следующие действия.

Во-первых, переданное сообщение присоединяется к очереди сообщений потока-приемника, в результате чего для этого потока устанавливается флаг QSSEND MESSAGE. Во-вторых, если поток-приемник в данный момент выполняет какой-то код и не ожидает сообщений (через вызов GetMessage, PeekMessage или WaitMessage), переданное сообщение обработать не удастся — система не прервет работу потока для немедленной обработки сообщения. Но когда поток-приемник ждет сообщений, система сначала проверяет, установлен ли флаг пробуждения QS_SENDMESSAGE, и, если да, просматривает очередь синхронных сообщений, отыскивая первое из них. В очереди может находиться более одного сообщения Скажем, несколько потоков одно временно послали сообщение одному и тому же окну. Тогда система просто ставит эти сообщения в очередь синхронных сообщений потока.

Итак, когда поток ждет сообщений, система извлекает ил очереди синхронных сообщений первое и вызывает для ею обработки нужную оконную процедуру. Если таких сообщений больше нет, флаг QS_SENDMESSAGE сбрасывается. Пока поток-приемник обрабатывает сообщение, поток, отправивший сообщение через SendMessage, простаивает, ожидая появления сообщения в очереди ответных сообщений По окончании обработки значение, возвращенное оконной процедурой, передается асинхронно в очередь ответных сообщений потока-отправителя Теперь он пробудится и извлечет упомянутое значение из ответного сообщения. Именно это значение и будет результатом вызова SendMessage. C этого момента поток-отправитель возобновляет работу в обычном режиме

Ожидая возврата управления функцией SendMessage, поток в основном простаивает. Но кое-чем он может заняться, если другой поток посылает сообщение окну, созданному первым (ожидающим) потоком, система тут же обрабатывает это сообщение, не дожидаясь, когда поток вызовет GetMessage, PeekMessage или WaitMessage.

Избегать подобных ситуаций позволяют четыре функции, и первая из них — SendMessageTimeout

LRESULT SendMessageTimeout( HWND hwnd, UINT uMsg, WPARAM wParam, LPARAM lParam, UINT fuFlags, UINT uTimeout, PDWORD_PTR pdwResult);

Она позволяет задавать отрезок времени, в течение которого Вы готовы ждать ответа от другого потока на Ваше сообщение. Ее первые четыре параметра идентичны параметрам функции SendMessage. В параметре fuFlagsможно передавать флаги SMTO_NORMAL (0), SMTO_ABORTIFHUNG, SMTO_BLOCK, SMTO_NOTIMEOUTIFNO THUNG или комбинацию этих флагов.

Флаг SMTO_ABORTIFHUNG заставляет SendMessageTimeout проверить, не завис ли ноток приемник, и, если да, немедленно вернуть управление Флаг SMTO_NOTIME OUTIFNOTHUNG сообщает функции, что она должна игнорировать ограничение по времени, если поток-приемник не завис. Флаг SMTO_BLOCK предотвращает обработку вызывающим потоком любых других синхронных сообщений до возврата из Send MessageTimeout, Флаг SMTO_NORMAL определен в файле WinUser.h как 0, он используется в том случае, если Вы не указали другие флаги.

Как говорилось выше, ожидание потоком окончания обработки синхронного сообщения может быть прервано для обработки другого синхронного сообщения. Флаг SMTO_BLOCK предотвращает такое прерывание. Он применяется, только если поток, ожидая окончания обработки своего сообщения, не в состоянии обрабатывать прочие синхронные сообщения. Этот флаг иногда приводит к взаимной блокировке по токов до конца таймаута. Так, если Ваш поток отправит сообщение другому, а тому нужно послать сообщение Вашему, ни один из них не сможет продолжить обработку, и оба зависнут

Параметр uTimeout определяет таймаут время (в миллисекундах), в течение которого Вы готовы ждать ответного сообщения. При успешном выполнении функция возвращает TRUE, а результат обработки сообщения копируется по адресу, указанному в параметре pdwResult,

Кстати, прототип этой функции в заголовочном файле WinUser.h неверен. Функцию следовало бы определить как возвращающую значение типа BOOL, поскольку значение типа LRFSULT на самом деле возвращается через ее параметр. Это создает определенные проблемы, так как SendAlebbageTimeout вернет FALSE, если Вы переда дите неверный описатель окна или если закончится заданный период ожидания. Единственный способ узнать причину неудачного завершения функции — вызвать GetLast Error. Последняя вернет 0 (ERROR_SUCCESS), если ошибка связана с окончанием периода ожидания. А если причина в неверном описателе, GetLastError даст код 1400 (ERROR_INVALID_WINDOW_HANDLE).

Если Вы обращаетесь к SendMessageTimeout для посылки сообщения окну, создан ному вызывающим потоком, система просто вызывает оконную процедуру, помещая возвращаемое значение в pdwResult. Из-за этого код, расположенный за вызовом

Операционная система считает поток зависшим, если он прекращает обработку сообще ний более чем на 5 секунд.

SendMessageTimeout, не выполняется до тех пор, пока не заканчивается обрабочка сообщения, — ведь все эти операции осуществляются одним потоком.

Теперь рассмотрим вторую функцию, предназначенную для отправки межпоточ ныхсообщений:

BOOL SendMessageCallhack( HWND hwnd, UINT uHsg, WPARAM лРагат, LPARAM lParam, SENDASYNCPROC pfnResultCallBack, ULONG_PTR dwOata);

И вновь первые четыре параметра идентичны параметрам функции SendMessage При вызове Вашим потоком SendMessageCallback отправляет сообщение в очередь синхронных сообщений потока-приемника и тут же возвращает управление вызывающему (т e Вашему) потоку Закончив обработку сообщения, поток-приемник асинхронно отправляет свое сообщение в очередь ответных сообщений Вашего потока. Позже система уведомит Ваш поток об этом, вызвав написанную Вами функцию; у нее должен быть следующий прототип,

VOID CALLBACK ResultCallBack (HWND hwnd. UINT uMsg, ULONG_PIR dwData, LRESULT lResult);

Адрес этой функции обратного вызова передается SendMessageCallback в параметре pfnResultCallBack. А при вызове ResultCallBack в первых двух параметрах передаются описатель окна, закончившего обработкусообщения, и код (значение) самого сообщения. Параметр dwData функции ResultCallBack всегда получает значение, передан ное SendMessageCallback в одноименном параметре. (Система просто берет то, что указано там, и передает Вашей функции ResultCallBack) Последний параметр функ ции ResultCallBack сообщает результат обработки сообщения, полученный от окон ной процедуры.

Поскольку SendMessageCallback, передавая сообщение другому потоку, немедленно возвращает управление,ResultCallBack вызывается после обработки сообщения потоком-приемником не сразу, а с задержкой. Сначала поток-приемник асинхронно ставит сообщение в очередь ответных сообщений потока-отправителя Затем при первом же вызове потоком-отправителем любой из функций GetMessage, PeekMessage, WaitMessage или одной из Send-функций сообщение извлекается из очереди ответных сообщений, и лишь потом вызывается Ваша функцияResultCallback.

Существует и другое применение функции SendMessageCallback В Windows предусмотрен метод, позволяющий разослать сообщение всем перекрывающимся окнам (overlapped windows) в системе; он состоит в том, что Вы вызываете SendMessage и в параметре hwnd передаете ей HWND_BROAUCAST (определенный как -1) Этот метод годится только для широковещательной рассылки сообщений, возвращаемые значения которых Вас не интересуют, поскольку функция способна вернуть лишь одно значение, LRESULT. Но, используя SendMessageCallback, можно получить результаты обработки "широковещательного" сообщения от каждого перекрытого окна Ваша функцияSendMessageCallback будет вызываться с результатом обработки сообщения от каждого из таких окон.

Если SendMessageCallback вызывается для отправки сообщения окну, созданному вызывающим потоком, система немедленно вызывает оконную процедуру, а после обработки сообщения — функцию ResultCallBack, После возврата из ResultCallback выполнение начинается со строки, следующей за вызовом SendMessageCallback.

Третья функция, предназначенная для передачи межпоточных сообщений:

BOOL SendNotifyMessage (HWND hwnd, UINT uMsg, WPARAM wParam, LPARAM lParam);

Поместив сообщение в очередь синхронных сообщений потока-приемника, она немедленно возвращает управление вызывающему потоку. Так ведет себя и PostMessage, помните? Но два отличия SendNotifyMessage отPostMessage все же есть.

Во-первых, если SendNotifyMessage посылает сообщение окну, созданномудругим потоком, приоритет данного синхронного сообщения выше приоритета асинхрон ных сообщений, находящихся в очереди потока-приемника Иными словами, сообщения, помещаемые в очередь с помощью SendNolifyMessage, всегда извлекаются до выборки сообщений, отправленных через PostMessage.

Во-вторых, если сообщение посылается окну, созданному вызывающим потоком, SendNotifyMessage работает точно так же, как и SendMessage, тe не возвращает управление до окончания обработки сообщения

Большинство синхронных сообщений посылается окну для уведомления — что бы сообщить ему об изменении состояния и чтобы оно как-то отреагировало на это, прежде чем Вы продолжите свою работу. Например, WM_ACTIVATE, WM_DESTROY, WM_ENABLE, WM_SIZE, WM_SETFOCUS, WM_MOVE и многие Другие сообщения - это просто уведомления, посылаемые системой окну в синхронном, а не асинхронном режиме. Поэтому система не прерывает свою работу только ради того, чтобы окон ная процедура могла их обработать. Прямо противоположный эффект дает отправка сообщения WM_CREATE — тогда система ждет, когда окно закончит его обработку. Если возвращено значение -1, значит, окно не создано.

И, наконец, четвертая функция, связанная с обработкой межпоточных сообщений:

BOOL ReplyMessage(LRESULT lResult);

Она отличается от трех описанных выше. В то время как Send-функции используются посылающим сообщения потоком для защиты себя от зависания, ReplyMessage вызывается потоком, принимающим оконное сообщение Вызвав ее, поток как бы говорит системе, что он уже получил результат обработки сообщения и что этот результат нужно упаковать и асинхронно отправить в очередь ответных сообщений потока-отправителя Последний сможет пробудиться, получить результат и возобновить работу.

Поток, вызывающий ReplyMessage, передаст результат обработки сообщения через параметр lResult После вызова ReplyMessage выполнение потока-отправителя возобновляется, а поток, занятый обработкой сообщения, продолжает эту обработку. Ни один из потоков не приостанавливается — оба работают, как обычно. Когда поток, обрабатывающий сообщение, выйдет из своей оконной процедуры, любое возвращаемое значение просто игнорируется.

Заметьте: ReplyMessage надо вызывать из оконной процедуры, получившей сообщение, но не из потока, вызвавшего одну из Send-функций. Поэтому, чтобы написать "защищенный от зависаний" код, следует заменить все вызовы SendMessage вызовами одной из трех Send-функций и не полагаться на то, что оконная процедура будет вызывать именно ReplyMessage.

Учтите также, что вызов ReplyMessage при обработке сообщения, посланного этим же потоком, не влечет никаких действий. На это и указывает значение, возвращаемое ReplyMessage- TRUE. — при обработке межпоточного сообщения и FALSE — при попытке вызова функции для обработки внутрипоточного сообщения.

Если Вас интересует, является обрабатываемое сообщение внутрипоточным или межпоточным, вызовите функцию InSendMessage:

BOOL InSendMessage();

Имя этой функции не совсем точно соответствует тому, что она делает в действительности. На первый взгляд, функция должна возвращать TRUE, если поток обрабатывает синхронное сообщение, и FALSE — при обработке им асинхронного сообщения. Но это не так. Она возвращает TRUE, если поток обрабатывает межпоточное синхронное сообщение, и FALSE — при обработке им внутрипоточного сообщения (синхронного или асинхронного). Возвращаемые значения функций lnSendMessage и ReplyMessage идентичны.

Есть еще одна функция, позволяющая определить тип сообщения, которое обра батывается Вашей оконной процедурой:

DWORD InSendMessageEx(PVOID pvReserved);

Вызывая ее, Вы должны передать NULL в параметре pvReserved. Возвращаемое значение указывает на тип обрабатываемого сообщения. Значение ISMEX_NOSEND (0) говорит о том, что поток обрабатывает внутрипоточное синхронное или асинхронное сообщение. Остальные возвращаемые значения представляют собой комбинацию битовых флагов, описанных в следующей таблице:

Флаг

Описание

ISMEX_ SEND

Поток обрабатывает межпоточное синхронное сообщение, посланное через SendMessage или SendMessageTtmeout; если флаг ISMEX REPLIED не установлен, поток-отправитель блокируется в ожидании ответа

ISMEX_NOTIFY

Поток обрабатывает межпоточное синхронное сообщение, посланное через SendNotify Message, поток-отправитель не ждет ответа и не блокируется

ISMEX_CALLBACK

Поток обрабатывает межпоточное синхронное сообщение, посланное через SendMessageCallback; поток- отправитель не ждет ответа и не блокируется

ISMEX_REPLIED

Поток обрабатывает межпоточное синхронное сообщение и уже вызвал ReplyMessage; поток-отправитель не блокируется

Список API-функций с ссылками на литературу представлен в приложении 1.

6 Invoke

При использовании директивы Invoke вызов функции становится еще проще по двум причинам: Во-первых, можно забыть о добавке @N. Во-вторых, эта команда сама заботится о помещении передаваемых параметров в стек. Вызов принимает вид:

INVOKE MessageBoxA, HW, OFFSET STR2, OFFSET STR1, MB_OK.

Как видите, все весьма просто и ничуть не сложнее, как если бы Вы вызывали эту функцию на Си или Delphi. Результат выполнения любой функции — это, как правило, целое число, которое возвращается в регистре EAX.