logo
[ТП]Lektsii / Лекции по С#

Индексаторы

Свойства являются частным случаем метода класса с особым синтаксисом. Еще одним частным случаем является индексатор. Метод-индексатор является обобщением метода-свойства. Он обеспечивает доступ к закрытому полю, представляющему массив. Объекты класса индексируются по этому полю.

Синтаксически объявление индексатора - такое же, как и в случае свойств, но методы get и set приобретают аргументы по числу размерности массива, задающего индексы элемента, значение которого читается или обновляется. Важным ограничением является то, что у класса может быть только один индексатор и у этого индексатора стандартное имя this. Так что если среди полей класса есть несколько массивов, то индексация объектов может быть выполнена только по одному из них.

Добавим в класс Person свойство children, задающее детей персоны, сделаем это свойство закрытым, а доступ к нему обеспечит индексатор:

const int Child_Max = 20; //максимальное число детей

Person[] children = new Person[Child_Max];

int count_children=0; //число детей

public Person this[int i] //индексатор

{

get {if (i>=0 && i< count_children)return(children[i]);

else return(children[0]);}

set

{

if (i==count_children && i< Child_Max)

{children[i] = value; count_children++;}

}

}

Имя у индексатора - this, в квадратных скобках в заголовке перечисляются индексы. В методах get и set, обеспечивающих доступ к массиву children, по которому ведется индексирование, анализируется корректность задания индекса. Закрытое поле count_children, хранящее текущее число детей, доступно только для чтения благодаря добавлению соответствующего метода-свойства. Запись в это поле происходит в методе set индексатора, когда к массиву children добавляется новый элемент.

Протестируем процесс добавления детей персоны и работу индексатора:

public void TestPersonChildren()

{

Person pers1 = new Person(), pers2 = new Person();

pers1.Fam = "Петров"; pers1.Age = 42;

pers1.Salary = 10000;

pers1[pers1.Count_children] = pers2;

pers2.Fam ="Петров"; pers2.Age = 21; pers2.Salary = 1000;

Person pers3= new Person("Петрова");

pers1[pers1.Count_children] = pers3;

pers3.Fam ="Петрова"; pers3.Age = 5;

Console.WriteLine ("Фам={0}, возраст={1}, статус={2}",

pers1.Fam, pers1.Age, pers1.Status);

Console.WriteLine ("Сын={0}, возраст={1}, статус={2}",

pers1[0].Fam, pers1[0].Age, pers1[0].Status);

Console.WriteLine ("Дочь={0}, возраст={1}, статус={2}",

pers1[1].Fam, pers1[1].Age, pers1[1].Status);

}

Заметьте, индексатор создает из объекта как бы массив объектов, индексированный по соответствующему полю, в данном случае по полю children. На рис. 16.2 показаны результаты вывода.

Рис. 16.2. Работа с индексатором класса

Операции

Еще одним частным случаем являются методы, задающие над объектами-классами бинарную или унарную операцию. Введение в класс таких методов позволяет строить выражения, аналогичные арифметическим и булевым выражениям с обычно применяемыми знаками операций и сохранением приоритетов операций. Синтаксис задания таких методов и детали применения опишу чуть позже при проектировании класса рациональных чисел Rational, где введение операций вполне оправдано.

Статические поля и методы класса

Ранее говорилось, что когда конструктор класса создает новый объект, то в памяти создается структура данных с полями, определяемыми классом. Уточним теперь это описание. Не все поля отражаются в структуре объекта. У класса могут быть поля, связанные не с объектами, а с самим классом. Эти поля объявляются как статические с модификатором static. Статические поля доступны всем методам класса. Независимо

от того, какой объект вызвал метод, используются одни и те же статические поля, позволяя методу использовать информацию, созданную другими объектами класса. Статические поля представляют общий информационный пул для всех объектов классов, позволяя извлекать и создавать общую информацию. Например, у класса Person может быть статическое поле message, в котором каждый объект может оставить сообщение для других объектов класса.

Аналогично полям, у класса могут быть и статические методы, объявленные с модификатором static. Такие методы не используют информацию о свойствах конкретных объектов класса - они обрабатывают общую для класса информацию, хранящуюся в его статических полях. Например, в классе Person может быть статический метод, обрабатывающий данные из статического поля message. Другим частым случаем применения статических методов является ситуация, когда класс предоставляет свои сервисы объектам других классов. Таковым является класс Math из библиотеки FCL, который не имеет собственных полей - все его статические методы работают с объектами арифметических классов.

Как вызываются статические поля и методы? Напомню, что всякий вызов метода в объектных вычислениях имеет вид x.F(...); где x - это цель вызова. Обычно целью вызова является объект, который вызывает методы класса, не являющиеся статическими (динамическими или экземплярными). В этом случае поля целевого объекта доступны методу и служат глобальным источником информации. Если же необходимо вызвать статический метод (поле), то целью должен быть сам класс. Можно полагать, что для каждого класса автоматически создается статический объект с именем класса, содержащий статические поля и обладающий статическими методами. Этот объект и его методы доступны и тогда, когда ни один другой динамический объект класса еще не создан. (Полагаю, что разумно обратиться к лекции 2, а именно, к разделу, описывающему точку большого взрыва, процесс вычислений в ОО-системах, вызовы статических методов.)

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4