logo
[ТП]Lektsii / Лекции по С#

Общий взгляд

Строкам не повезло. По понятным причинам в первых языках программирования строковому типу уделялось гораздо меньше внимания, чем арифметическому типу или массивам. Поэтому в разных языках строки представлены по-разному и стандарт на строковый тип сложился относительно недавно. Когда говорят о строковом типе, то обычно различают тип, представляющий:

  1. • отдельные символы, чаще всего, его называют типом char;

  2. • строки постоянной длины, часто они представляются массивом символов;

  3. • строки переменной длины - это, как правило, тип string, соответствующий современному представлению о строковом типе.

Символьный тип char, представляющий частный случай строк длиной 1, полезен во многих задачах. Основные операции над строками - это разбор и сборка. При их выполнении приходится, чаще всего, доходить до каждого символа строки. В языке Паскаль, где был введен тип char, сам строковый тип рассматривался, как char[]-массив символов. При таком подходе получение i-го символа строки становится такой же простой операцией, как и получение i-го элемента массива. Следовательно, эффективно реализуются обычные операции над строками - определение вхождения одной строки в другую, выделение подстроки, замена символов строки. Однако заметьте, представление строки массивом символов хорошо только для строк постоянной длины. Массив не приспособлен к изменению его размеров, вставки или удалению символов (подстрок).

Наиболее часто используемым строковым типом является тип, обычно называемый string, который задает строки переменной длины. Над этим типом допускаются операции поиска вхождения одной строки в другую, операции вставки, замены и удаления подстрок.

Строки С++

В языке С++ есть все виды строк. Символьный тип char используется для задания отдельных символов. Для строк постоянной длины можно использовать массив символов - char[]. Особенностью, характерной для языка С++, точнее для языка С, является завершение строки символом с нулевым кодом. Строки, завершаемые нулем, называются обычно строками С. Массив char[] задает строку С и потому должен иметь размер, по крайней мере, на единицу больше фактического размера строки. Вот пример объявления подобных строк в С++:

//Массивы и строки

char strM1[] = "Hello, World!";

char strM2[20] = "Yes";

Массив strM1 состоит из 14 символов, массив strM2 - из 20, но его четвертый символ имеет код 0, сигнализирующий о фактическом конце строки.

Другой способ задания строк С, заканчивающихся нулем, состоит в использовании типизированного указателя - char*.

//Строки, заданные указателем char*

char* strPM1 ="Hello, World!";

char* strPM2;

Два типа, char[] и char*, допускают взаимные преобразования.

Не могу удержаться, чтобы не привести процедуру копирования строк, соответствующую духу и стилю С++:

void mycpy(char* p, const char* q)

{

while(*p++ = *q++);

}

Эта процедура копирует содержимое строки q в строку p. В этой короткой программе, в которой, кроме условия цикла while, ничего больше нет, фактически используются многие средства языка С++ - разыменование указателей, адресная арифметика, присваивание как операция, завершение строки нулем, логическая интерпретация значений. Раз уж я привел эту программу, то поясню, как она работает. Вначале указатель q задает адрес начала строки, поэтому разыменование *q задает первый символ копируемой строки. Это значение присваивается первому символу строки p. Суффиксные операции p++ и q++ увеличивают значение указателей на единицу, но поскольку используется адресная арифметика, то в результате вычисляется адрес, задающий следующий символ соответствующих строк, и процесс копирования продолжается. При достижении последнего символа строки q - символа с кодом нуль - он также будет скопирован в строку p. Но в этот момент выражение присваивание впервые вернет в качестве значения результат 0, который будет проинтерпретирован в условии цикла while как false, и цикл завершит свою работу. Строка будет скопирована.

Можно восхищаться этой короткой и эффективной программой, можно ругать ее за сложность восприятия. Трудно назвать ее интуитивно понятной. Но во многом все определяется вкусом и привычкой.

Тип string не является частью языка С++, но входит в библиотеку, определяемую стандартом языка. Стандартные библиотеки, по сути, являются продолжением языка. Тип (класс) string обеспечивает работу со строками переменной длины и поддерживает многие полезные операции над строками.

Строки С#

Давайте разберемся, как устроены строки C# и что взято из языка С++.

Класс char

В C# есть символьный класс Char, основанный на классе System.Char и использующий двухбайтную кодировку Unicode представления символов. Для этого типа в языке определены символьные константы - символьные литералы. Константу можно задавать:

  1. • символом, заключенным в одинарные кавычки;

  2. • escape-последовательностью, задающей код символа;

  3. • Unicode-последовательностью, задающей Unicode-код символа.

Вот несколько примеров объявления символьных переменных и работы с ними:

public void TestChar()

{

char ch1='A', ch2 ='\x5A', ch3='\u0058';

char ch = new Char();

int code; string s;

ch = ch1;

//преобразование символьного типа в тип int

code = ch; ch1=(char) (code +1);

//преобразование символьного типа в строку

//s = ch;

s = ch1.ToString()+ch2.ToString()+ch3.ToString();

Console.WriteLine("s= {0}, ch= {1}, code = {2}",

s, ch, code);

}//TestChar

Три символьные переменные инициализированы константами, значения которых заданы тремя разными способами. Переменная ch объявляется в объектном стиле, используя new и вызов конструктора класса. Тип char, как и все типы C#, является классом. Этот класс наследует свойства и методы класса Object и имеет большое число собственных методов.

Существуют ли преобразования между классом char и другими классами? Явные или неявные преобразования между классами char и string отсутствуют, но, благодаря методу ToString, переменные типа char стандартным образом преобразуются в тип string. Как отмечалось в лекции 3, существуют неявные преобразования типа char в целочисленные типы, начиная с типа ushort. Обратные преобразования целочисленных типов в тип char также существуют, но они уже явные.

В результате работы процедуры TestChar строка s, полученная сцеплением трех символов, преобразованных в строки, имеет значение BZX, переменная ch равна A, а ее код - переменная code - 65.

Не раз отмечалось, что семантика присваивания справедлива при вызове методов и замене формальных аргументов на фактические. Приведу две процедуры, выполняющие взаимно-обратные операции - получение по коду символа и получение символа по его коду:

public int SayCode(char sym)

{

return (sym);

}//SayCode

public char SaySym(object code)

{

return ((char)((int)code));

}// SaySym

Как видите, в первой процедуре преобразование к целому типу выполняется неявно. Во второй - преобразование явное. Ради универсальности она слегка усложнена. Формальный параметр имеет тип Object, что позволяет передавать ей в качестве аргумента код, заданный любым целочисленным типом. Платой за это является необходимость выполнять два явных преобразования.

Таблица 13.1. Статические методы и свойства класса Char

Метод

Описание

GetNumericValue

Возвращает численное значение символа, если он является цифрой, и (-1) в противном случае

GetUnicodeCategory

Все символы разделены на категории. Метод возвращает Unicode категорию символа. Ниже приведен пример

IsControl

Возвращает true, если символ является управляющим

IsDigit

Возвращает true, если символ является десятичной цифрой

IsLetter

Возвращает true, если символ является буквой

IsLetterOrDigit

Возвращает true, если символ является буквой или цифрой

IsLower

Возвращает true, если символ задан в нижнем регистре

IsNumber

Возвращает true, если символ является числом (десятичной или шестнадцатиричной цифрой)

IsPunctuation

Возвращает true, если символ является знаком препинания

IsSeparator

Возвращает true, если символ является разделителем

IsSurrogate

Некоторые символы Unicode с кодом в интервале [0x1000, 0x10FFF] представляются двумя 16-битными "суррогатными" символами. Метод возвращает true, если символ является суррогатным

IsUpper

Возвращает true, если символ задан в верхнем регистре

IsWhiteSpace

Возвращает true, если символ является "белым пробелом". К белым пробелам, помимо пробела, относятся и другие символы, например, символ конца строки и символ перевода каретки

Parse

Преобразует строку в символ. Естественно, строка должна состоять из одного символа, иначе возникнет ошибка

ToLower

Приводит символ к нижнему регистру

ToUpper

Приводит символ к верхнему регистру

MaxValue, MinValue

Свойства, возвращающие символы с максимальным и минимальным кодом. Возвращаемые символы не имеют видимого образа

Класс Char, как и все классы в C#, наследует свойства и методы родительского класса Object. Но у него есть и собственные методы и свойства, и их немало. Сводка этих методов приведена в таблице 13.1.

Большинство статических методов перегружены. Они могут применяться как к отдельному символу, так и к строке, для которой указывается номер символа для применения метода. Основную группу составляют методы Is, крайне полезные при разборе строки. Приведу примеры, в которых используются многие из перечисленных методов:

public void TestCharMethods()

{

Console.WriteLine("Статические методы класса char:");

char ch='a', ch1='1', lim =';', chc='\xA';

double d1, d2;

d1=char.GetNumericValue(ch); d2=char.GetNumericValue(ch1);

Console.WriteLine("Метод GetNumericValue:");

Console.WriteLine("sym 'a' - value {0}", d1);

Console.WriteLine("sym '1' - value {0}", d2);

System.Globalization.UnicodeCategory cat1, cat2;

cat1 =char.GetUnicodeCategory(ch1);

cat2 =char.GetUnicodeCategory(lim);

Console.WriteLine("Метод GetUnicodeCategory:");

Console.WriteLine("sym '1' - category {0}", cat1);

Console.WriteLine("sym ';' - category {0}", cat2);

Console.WriteLine("Метод IsControl:");

Console.WriteLine("sym '\xA' - IsControl - {0}",

char.IsControl(chc));

Console.WriteLine("sym ';' - IsControl - {0}",

char.IsControl(lim));

Console.WriteLine("Метод IsSeparator:");

Console.WriteLine("sym ' ' - IsSeparator - {0}",

char.IsSeparator(' '));

Console.WriteLine("sym ';' - IsSeparator - {0}",

char.IsSeparator(lim));

Console.WriteLine("Метод IsSurrogate:");

Console.WriteLine("sym '\u10FF' - IsSurrogate - {0}",

char.IsSurrogate('\u10FF'));

Console.WriteLine("sym '\\' - IsSurrogate - {0}",

char.IsSurrogate('\\'));

string str = "\U00010F00";

//Символы Unicode в интервале [0x10000,0x10FFF]

//представляются двумя 16-битными суррогатными символами

Console.WriteLine("str = {0}, str[0] = {1}", str, str[0]);

Console.WriteLine("str[0] IsSurrogate - {0}",

char.IsSurrogate(str, 0));

Console.WriteLine("Метод IsWhiteSpace:");

str ="пробелы, пробелы!" + "\xD" + "\xA" + "Всюду пробелы!";

Console.WriteLine("sym '\xD ' - IsWhiteSpace - {0}",

char.IsWhiteSpace('\xD'));

Console.WriteLine("str: {0}", str);

Console.WriteLine("и ее пробелы - символ 8 {0},символ 17 {1}",

char.IsWhiteSpace(str,8), char.IsWhiteSpace(str,17));

Console.WriteLine("Метод Parse:");

str="A";

ch = char.Parse(str);

Console.WriteLine("str:{0} char: {1}",str, ch);

Console.WriteLine("Минимальное и максимальное значение:{0}, {1}",

char.MinValue.ToString(), char.MaxValue.ToString());

Console.WriteLine("Их коды: {0}, {1}",

SayCode(char.MinValue), SayCode(char.MaxValue));

}//TestCharMethods

Результаты консольного вывода, порожденного выполнением метода, изображены на рис. 13.1.

Рис. 13.1. Вызовы статических методов класса char

Кроме статических методов, у класса Char есть и динамические. Большинство из них - это методы родительского класса Object, унаследованные и переопределенные в классе Char. Из собственных динамических методов стоит отметить метод CompareTo, позволяющий проводить сравнение символов. Он отличается от метода Equal тем, что

для несовпадающих символов выдает "расстояние" между символами в соответствии с их упорядоченностью в кодировке Unicode. Приведу пример:

public void testCompareChars()

{

char ch1, ch2;

int dif;

Console.WriteLine("Метод CompareTo");

ch1='A'; ch2= 'Z';

dif = ch1.CompareTo(ch2);

Console.WriteLine("Расстояние между символами {0},

{1} = {2}", ch1, ch2, dif);

ch1='а'; ch2= 'А';

dif = ch1.CompareTo(ch2);

Console.WriteLine("Расстояние между символами {0},

{1} = {2}", ch1, ch2, dif);

ch1='Я'; ch2= 'А';

dif = ch1.CompareTo(ch2);

Console.WriteLine("Расстояние между символами {0},

{1} = {2}", ch1, ch2, dif);

ch1='A'; ch2= 'A';

dif = ch1.CompareTo(ch2);

Console.WriteLine("Расстояние между символами {0},

{1} = {2}", ch1, ch2, dif);

ch1='А'; ch2= 'A';

dif = ch1.CompareTo(ch2);

Console.WriteLine("Расстояние между символами {0},

{1} = {2}", ch1, ch2, dif);

ch1='Ё'; ch2= 'А';

dif = ch1.CompareTo(ch2);

Console.WriteLine("Расстояние между символами {0},

{1} = {2}", ch1, ch2, dif);

}//TestCompareChars

Результаты сравнения изображены на рис. 13.2.

Рис. 13.2. Сравнение символов

Анализируя эти результаты, можно понять, что в кодировке Unicode как латиница, так и кириллица плотно упакованы. Исключение составляет буква Ё - заглавная и малая - они выпадают из плотной кодировки. Малые буквы в кодировке непосредственно следуют за заглавными буквами. Расстояние между алфавитами в кодировке довольно большое - русская буква А на 975 символов правее в кодировке, чем соответствующая буква в латинском алфавите.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4