Тема 1. Общие сведения об Internet.
1.1. Информационные технологии и общество.
1.1.1. Понятие "информационное общество".
С точки зрения основных видов деятельности, основных технологий, основных предметов труда, основных видов конечного продукта и основных объектов собственности историю развития человеческого общества можно разделить на 3 больших периода.
-
Первобытное общество. Основными видами деятельности в первобытном обществе являлись охота и собирательство. Соответственно, основные технологии обеспечивали эту деятельность (например, технологии изготовления копья или лука, методы выслеживания и загона добычи, методы поиска съедобных растений и т.д.). Собственность в первобытном обществе отсутствовала.
-
Аграрное общество, к которому можно отнести рабовладельческий и феодальный периоды развития общества. Основным видом деятельности в аграрном обществе являлась сельскохозяйственная деятельность, основными технологиями были сельскохозяйственные технологии, основным предметом труда являлась земля. В феодальном обществе земля стала и основным объектом собственности. Особое значение земли в качестве объекта собственности проявлялось, например, в сословном неравенстве, т.е. в неравенстве перед законом аристократов (землевладельцев) и всех остальных.
-
Индустриальное общество, в котором основным видом деятельности становится промышленная деятельность. Соответственно, основными технологиями становятся промышленные технологии, основным предметом труда становятся запасы недр Земли (руды, нефть, газ и т.д.), основными объектами собственности становятся промышленные предприятия, предприятия энергетики, транспортные предприятия и т.д.
Развитие индустриального общества привело к единой системе мирового хозяйства, основанного на общемировом разделении труда, имеющего общемировые энергетическую и транспортную инфраструктуры, общемировую интеграцию товарных и хозяйственных рынков. Все это в совокупности образовало единую общемировую индустриальную среду, являющуюся основой современного общества.
Однако сейчас, по мнению многих специалистов, человечество стоит на пороге нового качественного изменения состояния общества. Это изменение началось в результате научно-технической революции (НТР) в ХХ веке и проявилось в неуклонно возрастающей роли информации в любой сфере деятельности. Появилась возможность, используя научно-технические достижения, постоянно модернизировать производство, создавать новые виды товаров и услуг, формировать новые сегменты рынков и за счет этого побеждать в конкурентной борьбе. В результате оказалось, что конкурентоспособность товаров и услуг напрямую зависит от их "интеллектуальности", информационной насыщенности. При этом роль информационной составляющей возрастала для всех элементов бизнес-процессов, включая исследование рынка, материальное и финансовое обеспечение производства, технологию производства, продвижение товара и т.д.
Процесс резкого увеличения информационной составляющей всех товаров и услуг начался в середине ХХ века. Примерно в то же время появляются первые электронно-вычислительные машины (ЭВМ) и начинается процесс развития вычислительной техники. Первые ЭВМ используются в основном для решения научных задач. Дальнейшее развитие вычислительной техники приводит к появлению компьютера в современном понимании этого слова - универсального устройства для хранения и обработки информации любого типа. Важным шагом в развитии компьютерной техники явилось возникновение компьютерных сетей, которые позволили поддерживать постоянный процесс информационного обмена. Следующим важным шагом стало появление распределенной архитектуры сети и протоколов семейства TCP/IP, поддерживающих эту архитектуру. Это дало возможность соединять различные сети друг с другом и в конечном итоге привело к созданию общемировой гиперсети Internet.
На начальном этапе процесс "информатизации" бизнеса и процесс развития компьютерной техники не были напрямую связаны между собой. Однако, по мере развития обоих процессов эта связь возникла, и начала стремительно развиваться, формируя экономико-информационную среду совершенно нового типа. Все возрастающая информационная часть экономики становилась все более мощной, все более независимой от материальных носителей и требовала специфической (информационной) среды для своего существования и развития. И инфраструктура, появившаяся в результате развития компьютерной техники, как раз и оказалась такой идеальной средой, в которой оказалось возможным реализовывать технологии нового типа - информационные технологии, результатом которых является создание новых - информационных - объектов. Появившись, такие объекты тоже становятся частью общей информационной среды. Количество и разнообразие информационных объектов, формирующих общемировую информационную среду, неуклонно возрастает. Это электронные документы, базы данных, экспертные системы, почтовые сообщения, электронные платежи и т.д. Основными компонентами информационных объектов являются файлы данных различных форматов и программы, обрабатывающие эти данные, причем информационный объект возникает только в процессе работы соответствующей программы.
В процессе развития глобальной информационной среды стали появляться информационные объекты, относящиеся ко всем аспектам человеческой жизни – к культуре, быту, спорту, отдыху и т.д. Все это позволило говорить о появлении "виртуальной реальности" – цельного информационного мира – аналога реального мира и дополнения к нему.
Со временем все большее количество людей оказывается вовлеченными в этот виртуальный мир, используя его для работы, быта, отдыха и т.д. Основным ресурсом этого мира является информация. Результатом работы в виртуальном мире также является информация. Соответственно, объектом собственности в виртуальном мире также является информация. Когда доля "виртуального мира" окажется основной в жизни и деятельности людей, можно будет говорить о переходе человеческого общества в новое состояние - в информационное общество, определяемое следующим образом.
-
Информационное общество - это общество, в котором основным предметом труда, основным результатом труда и объектом собственности является информация. Основными технологиями в информационном обществе становятся информационные технологии. В процессе перехода к информационному обществу работа с компонентами глобальной информационной среды становится основной работой для все большего количества людей. Этот фактор можно считать основополагающим, поэтому возможно такое определение.
Информационное общество – это общество, в котором большая часть трудоспособного населения занимается получением, преобразованием, транспортировкой и хранением информации.
- Московская финансово-юридическая академия
- Учебное пособие
- Современные средства эвм и телекоммуникаций
- Предисловие
- Оглавление
- Тема 1. Общие сведения об Internet
- 1.1. Информационные технологии и общество.
- 1.2. Основные понятия, связанные с передачей данных в Internet.
- Тема 2. Работа с броузером.
- Тема 3. Работа с электронной почтой.
- 3.1.1. Настройка программы для работы с электронной почтой.
- 3.1.2. Работа с программой электронной почты.
- Тема 4. Создание html-документов
- Тема 1. Общие сведения об Internet.
- 1.1.2. Internet как глобальная информационная среда.
- 1.1.3. Internet и информационные технологии.
- 1.1.4. История возникновения сети Internet.
- 1.2. Основные понятия, связанные с передачей данных в Internet.
- 1.2.1. Пакеты данных (информационные пакеты).
- 1.2.2. Протоколы.
- 1.2.3. Информационные уровни. Стеки протоколов.
- 1.2.4. Стандартная модель стека протоколов (модель osi).
- 1. Физический уровень.
- 2. Канальный уровень.
- 3. Сетевой уровень.
- 4. Транспортный уровень.
- 5. Сеансовый уровень.
- 6. Уровень представления.
- 7. Прикладной уровень.
- 1.2.5. Упрощенная (трехуровневая) модель стека протоколов.
- 1.2.6. Клиенты и серверы.
- 1.2.8. Протоколы системного уровня. Протокол tcp/ip.
- 1.2.9. Система доменных имен (dns).
- 1.2.10. Определение сети Internet.
- 1.2.11. Прикладной информационный уровень. Прикладные ресурсы.
- 1.2.12. Электронная почта.
- 1.2.13. Структура адреса электронной почты.
- 1.2.14. Электронная почта через Web.
- 1.2.15. Ресурс www.
- 1.2.16. Структура url - адреса.
- 1.3. Компьютерные сети.
- 1.3.1. Классификация компьютерных сетей.
- 1.3.2. Компьютерные коммуникации. Использование телефонных сетей для передачи данных.
- Тема 2. Работа с броузером.
- 2.1. Начало работы в Internet.
- Окно броузера содержит ряд кнопок, приведённых в Таблице 2.1. Пример окна броузера показан на Рис. 2.2.
- 2.2. Навигация в Internet.
- 2.3. Поиск в Internet.
- 2.4. Сохранение результатов поиска.
- 2.5. Закладки.
- Тема 3. Работа с электронной почтой.
- 3.1. Основы электронной почты.
- 3.1.1. Настройка программы для работы с электронной почтой.
- 3.1.2. Работа с программой электронной почты.
- 3.1.3. Создание электронной Web-почты.
- 3.2. Обмен сообщениями.
- 3.2.1. Получение и отправка электронной почты с применением Outlook- Express.
- 3.2.2. Получение и отправка Web-почты.
- 3.3. Работа с адресной книгой.
- 3.3.1.Внесение адреса в адресную книгу электронной почты.
- 3.3.2. Создание сообщения с использованием адресной книги.
- Тема 4. Создание html-документов
- 4.1. Элементы языка html.
- 4.1.1. Html-документы и Web-страницы.
- 4.1.2. Структура языка html.
- 4.1.3. Форматирование текста.
- 4.1.4 Анимация текста
- 4.1.5. Вставка рисунков.
- 4.1.6. Вставка гиперссылок.
- 4.1.7. Рисунки -гиперссылки.
- 4.1.8. Списки.
- 4.1.8. Таблицы.
- 4.1.9. Фреймовые структуры.
- 4.2. Публикация и использование Web-страниц.
- 4.2.1. Компоновка сайта.
- Персональная
- Ссылки Страница 1
- 4.2.2. Размещение сайта на сервере.
- 4.2.3. Регистрация сайта в поисковых системах и каталогах.
- 4.2.4. Коммерческое использование Web-страниц.
- 4.2.5. Баннеры и баннерная реклама.
- 4.2.6. Электронная коммерция.
- 4.2.7. Электронный документооборот.
- 4.2.8. Электронная подпись.
- 4.2.9. Электронные деньги.
- Вопросы по теме 1.
- Какие модемы называются звуковыми ?
- Вопросы по теме 2.
- Вопросы по теме 3.
- Вопросы по теме 4.
- Основные термины
- Учебная литература.