Использование схемы fork-exec
#include <sys/types.h>
#include <unistd.h>
int main(int argc, char **argv)
{
int pid;
if ((pid=fork())!=0){
if(pid>0)
{/* процесс-предок */}
else
{/* ошибка */}
}
else
{/* процесс-потомок */}
}
Программа порождает три процесса, каждый из которых запускает программу echo посредством системного вызова exec(). Данный пример демонстрирует важность проверки успешного завершения системного вызова exec() , в противном случае возможно исполнение нескольких копий исходной программы. В нашем случае если все вызовы exec() проработают неуспешно, то копий программ будет восемь. Если все вызовы exec() будут успешными, то после последнего вызова fork() будет существовать четыре копии процесса. В каком порядке они пойдут на выполнение предсказать трудно.
#include <sys/types.h>
#include <unistd.h>
#include <stdio.h>
int main(int argc, char **argv)
{
if(fork()==0)
{
execl(“/bin/echo”, ”echo”, ”это”, ”сообщение один”, NULL);
printf(“ошибка\n”);
}
if(fork()==0)
{
execl(“/bin/echo”, ”echo”, ”это”, ”сообщение два”, NULL);
printf(“ошибка\n”);
}
if(fork()==0)
{
execl(“/bin/echo”, ”echo”, ”это”, ”сообщение три”, NULL);
printf(“ошибка\n ”);
}
printf(“процесс-предок закончился\n”);
return 0;
}
Результат работы может быть следующим.
процесс-предок закончился
это сообщение три
это сообщение два
это сообщение один
Завершение процесса
Причинами завершения процесса могут быть:
- системный вызов _exit() (может быть с параметром – целым числом – кодом завершения процесса и без)
void _exit(int exitcode);
Этот вызов никогда не завершается неудачно, поэтому для него не предусмотрено возвращающего значения. С помощью параметра status процесс может передать породившему его процессу информацию о статусе своего завершения. Принято, хотя и не является обязательным правилом, чтобы процесс возвращал нулевое значение при нормальном завершении, и ненулевое – в случае какой-либо ошибки или нештатной ситуации.
- оператора return, входящего в состав функции main()
получение некоторых сигналов (об этом речь пойдет чуть ниже)
В любом из этих случаев происходит следующее:
•Освобождается сегмента кода и сегмента данных процесса
•Закрываются все открытые дескрипторы файлов
•Если у процесса имеются потомки, их предком назначается процесс с идентификатором 1
•Освобождается большая часть контекста процесса однако сохраняется запись в таблице процессов и та часть контекста, в которой хранится статус завершения процесса и статистика его выполнения
•Процессу-предку посылается сигнал SIGCHLD
Состояние, в которое при этом переходит завершаемый процесс, в литературе часто называют состоянием “зомби”.
Процесс-предок имеет возможность получить информацию о завершении своего потомка. Для этого служит системный вызов wait():
#include <sys/types.h>
#include <sys/wait.h>
pid_t wait(int *status);
При обращении к этому вызову выполнение родительского процесса приостанавливается до тех пор, пока один из его потомков не завершится либо не будет остановлен. Если у процесса имеется несколько потомков, процесс будет ожидать завершения любого из них (т.е., если процесс хочет получить информацию о завершении каждого из своих потомков, он должен несколько раз обратиться к вызову wait()).
Возвращаемым значением wait() будет идентификатор завершенного процесса, а через параметр status будет возвращена информация о причине завершения процесса (путем вызова _exit() либо прерван сигналом) и коде возврата. Если процесс не интересуется это информацией, он может передать в качестве аргумента вызову wait() NULL-указатель.
Если к моменту вызова wait() один из потомков данного процесса уже завершился, перейдя в состояние зомби, то выполнение родительского процесса не блокируется, и wait() сразу же возвращает информацию об этом завершенном процессе. Если же к моменту вызова wait() у процесса нет потомков, системный вызов сразу же вернет –1. Также возможен аналогичный возврат из этого вызова, если его выполнение будет прервано поступившим сигналом.
После того, как информация о статусе завершения процесса-зомби будет доставлена его предку посредством вызова wait(), все оставшиеся структуры, связанные с данным процессом-зомби, освобождаются, и запись о нем удаляется из таблицы процессов. Таким образом, переход в состояние зомби необходим именно для того, чтобы процесс-предок мог получить информацию о судьбе своего завершившегося потомка, независимо от того, вызвал он wait() до или после его завершения.
Что происходит с процессом-потомком, если его предок вообще не обращался к wait() и/или завершился раньше потомка? Как уже говорилось, при завершении процесса отцом для всех его потомков становится процесс с идентификатором 1. Он и осуществляет системный вызов wait(), тем самым освобождая все структуры, связанные с потомками-зомби.
Часто используется сочетание функций fork()-wait(), если процесс-сын предназначен для выполнения некоторой программы, вызываемой посредством функции exec(). Фактически этим предоставляется процессу- родителю возможность контролировать окончание выполнения процессов-потомков.
Пример программы, последовательно запускающей программы, имена которых указаны при вызове.
#include <sys/types.h>
#include <unistd.h>
#include <sys/wait.h>
#include <stdio.h>
int main(int argc, char **argv)
{
int i;
for (i=1; i<argc; i++)
{
int status;
if(fork()>0)
{
/*процесс-предок ожидает сообщения от процесса-потомка о завершении */
wait(&status);
printf(“process-father\n”);
continue;
}
execlp(argv[i], argv[i], 0);
return -1;
/*попадем сюда при неуспехе exec()*/
}
return 0;
}
Пусть существуют три исполняемых файла print1, print2, print3, каждый из которых только печатает текст first, second, third соответственно, а код вышеприведенного примера находится в исполняемом файле с именем file. Тогда результатом работы команды file print1 print2 print3 будет
first
process-father
second
process-father
third
process-father
Пример. Использование системного вызова wait().
В данном примере процесс-предок порождает два процесса, каждый из которых запускает команду echo. Далее процесс-предок ждет завершения своих потомков, после чего продолжает выполнение.
int main(int argc, char **argv)
{
if ((fork()) == 0) /*первый процесс-потомок*/
{ execl(“/bin/echo”,”echo”,”this is”,”string 1”,0);
exit(); }
if ((fork()) == 0) /*второй процесс-потомок*/
{ execl(“/bin/echo”,”echo”,”this is”,”string 2”,0);
exit(); }
/*процесс-предок*/
printf(“process-father is waiting for children\n”);
while(wait() != -1);
printf(“all children terminated\n”);
exit();
}
В данном случае wait() вызывается в цикле три раза –первые два ожидают завершения процессов-потомков, последний вызов вернет неуспех, ибо ждать более некого.
Жизненный цикл процессов
1. Процесс только что создан посредством вызова fork().
2. Процесс находится в очереди готовых на выполнение процессов.
3. Процесс выполняется в режиме задачи, т.е. когда реализуется алгоритм, заложенный в программу. Выход из этого состояния может произойти через системный вызов, прерывание или завершение процесса.
4. Процесс может выполняться в режиме ядра ОС, т.е. когда по требованию процесса через системный вызов выполняются определенные инструкции ядра ОС или произошло другое прерывание.
5. Процесс в ходе выполнения не имеет возможность получить требуемый ресурс и переходит в состояние блокирования.
6. Процесс осуществил вызов exit() или получил сигнал на завершение. Ядро освобождает ресурсы, связанные с процессом, кроме кода возврата и статистики выполнения. Далее процесс переходит в состоянии зомби, т.е. Не работает, а завершает работу,а затем уничтожается.
- Конспект по курсу лекций Операционные системы
- Структура вычислительной системы
- Аппаратный уровень вычислительной системы
- Системы программирования
- Модель организации прерываний с использованием регистра «слово состояние процессора»
- 3.6.1.1 Устройство последовательного доступа
- Организация управления внешними устройствами
- Иерархия памяти
- Аппаратная поддержка ос и систем программирования
- Некоторые проблемы
- 1. Вложенные обращения к подпрограммам
- 2. Накладные расходы при смене обрабатываемой программы:
- 4. Фрагментация памяти
- 4.2.1 Регистровые окна ( register window )
- Системный стек
- Виртуальная память.
- Базирование адресов.
- Страничная память.
- Многомашинные, многопроцессорные ассоциации.
- Терминальные комплексы
- Компьютерные сети.
- Семейство протоколов tcp/ip
- Ip адрес представляется последовательностью четырех байтов. В адресе кодируется уникальный номер сети, а также номер компьютера (сетевого устройства в сети).
- Транспортный уровень
- Уровень прикладных программ
- Сетевые, распределенные ос
- Операционные системы Основные понятия
- Структура ос.
- Модельная ос
- Жизненный цикл процесса
- Типы операционных систем
- Системы разделения времени
- Управление внешними устройствами. Архитектура.
- Программное управление внешними устройствами
- Буферизация обмена
- Планирование дисковых обменов
- Raid системы.
- Файлы устройств, драйверы
- Управление оперативной памятью
- Двухуровневая организация
- Структурная организация файлов
- Атрибуты файла
- Типовые программные интерфейсы работы с файлами
- Подходы в практической реализации файловой системы Структура «системного» диска
- Модели реализации файлов Непрерывные файлы
- Файлы, имеющие организацию связанного списка.
- Индексные узлы (дескрипторы)
- Модели организации каталогов
- Варианты соответствия: имя файла – содержимое файла
- Координация использования пространства внешней памяти
- Учет свободных блоков файловой системы Связный список свободных блоков
- Использование битового массива
- Организация фс Unix
- Логическая структура каталогов
- Внутренняя организация фс Модель версии System V Структура фс
- Работа с массивами номеров свободных блоков
- Работа с массивом свободных ид
- Индексные дескрипторы
- Адресация блоков файла
- Файл каталог
- Установление связей
- Недостатки фс модели версии System V
- Модель версии ffs bsd
- Стратегии размещения
- Внутренняя организация блоков
- Структура каталога ffs
- Понятие «процесс».
- Процессы в ос Unix Системно-ориентированное определение процесса
- Базовые средства организации и управления процессами
- Семейство системных вызовов exec()
- Использование схемы fork-exec
- Формирование процессов 0 и 1
- . Планирование Основные задачи планирования
- Планирование очереди процессов на начало обработки
- Кванты постоянной длины.
- Кванты переменной длины
- Класс подходов, использующих линейно возрастающий приоритет.
- Разновидности круговорота.
- Смешанные алгоритмы планирования
- Планирование в системах реального времени
- Общие критерии для сравнения алгоритмов планирования
- Планирование в ос unix
- Планирование в Windows nt.
- Планирование свопинга в ос Unix
- Взаимодействие процессов: синхронизация, тупики Параллельные процессы
- Проблемы организации взаимного исключения
- Тупики (deadlocks)
- Способы реализации взаимного исключения
- Семафоры Дейкстры
- Мониторы
- Обмен сообщениями
- Классические задачи синхронизации процессов
- Задача «читателей и писателей»
- Задача о «спящем парикмахере»
- Реализация взаимодействия процессов
- Сигналы
- Системный вызов kill()
- Системный вызов signal()
- Пример 1.
- Пример 2.
- 5 Пример. Программа “Будильник”.
- Пример. Двухпроцессный вариант программы “Будильник”.
- Пример. Использование канала.
- Пример. Схема взаимодействия процессов с использованием канала.
- Пример. Реализация конвейера.
- Пример. Совместное использование сигналов и каналов – «пинг-понг».
- Именованные каналы. Особенность именованных каналов в ос Unix.
- Пример. «Клиент-сервер».
- Межпроцессное взаимодействие, проводимое по модели «главный-подчинённый».
- Системный вызов ptrace()
- Общая схема трассировки процессов
- Пример. Использование трассировки.
- Система межпроцессного взаимодействия ipc.
- Очередь сообщений
- Системный вызов msgget()
- Функция msgsnd()
- Функция msgrcv()
- Функция msgctl()
- Пример. Использование очереди сообщений.
- Пример. Очередь сообщений. Модель «клиент-сервер».
- Разделяемая память.
- Пример. Работа с общей памятью в рамках одного процесса.
- Семафоры
- Пример. Использование разделяемой памяти и семафоров.
- 1Й процесс:
- 2Й процесс:
- Механизм сокетов
- Типы сокетов.
- Функция создания сокета
- Запрос на соединение
- Прослушивание сокета
- Подтверждение соединения
- Прием и передача данных
- Закрытие сокета
- Пример. Работа с локальными сокетами
- Пример работы с сокетами в рамках сети.