logo

50. Понятие открытой вычислительной системы. Классификация. Принципы построения.

Вычислительная система, отвечающая стандартам OSI (Open Systems Interconnection). Основными требованиями к построению открытых систем ("принципами OSI") являются:  - переносимость, позволяющая легко переносить данные и программное обеспечение между различными платформами;

 - взаимодействие, обеспечивающее совместную работу устройств разных производителей;  - масштабируемость, признак, гарантирующий сохранение инвестиций в информацию и программное обеспечение при переходе на более мощную аппаратную платформу. Применительно к сетевым технологиям модель OSI предполагает обеспечение совместимости работающего оборудования и процессов по семи уровням:

1) Физическому,

2) Канальному,

3) Сетевому,

4) Транспортному,

5) Сеансовому,

6) Представительскому

7) Прикладному.

2. Вычислительная система, обеспечивающая свободный доступ пользователей к своим ресурсам. 3. Вычислительная система, способная видоизменяться.

Термины, связанные с открытыми системами:

 - OSI (OpenSystemInterconnection) — «Взаимодействие открытых систем»: система международных стандартов для вычислительных сетей и содержащих общие принципы взаимодействия вычислительных средств разных производителей;  - закрытая система — автоматизированная система, не отвечающая признакам открытых систем;

 - гибкая система — система, которая может быть относительно легко и быстро перенастроена на новый состав решаемых задач.

 - развивающаяся (расширяющаяся) система — автоматизированная система, ориентированная на введение в ее состав новых программных, технических, лингвистических, информационных и др. средств для расширения ее возможностей (в том числе — круга решаемых задач, видов услуг и т. п.);

 - самообучающаяся система — автоматизированная система, обладающая способностью улучшать свое функционирование на основе накопления данных о предшествующей работе;  - самоорганизующаяся система — автоматизированная система, обладающая способностью расширять имеющуюся информацию и совершенствовать свою структуру на основе предъявляемых ей данных.

По другим признакам различают также следующие виды систем:

 - сложная (большая) система — автоматизированная система, представляющая собой совокупность значительного числа подсистем, взаимосвязанных и объединенных общими целями функционирования. Характеризуется наличием следующих отличительных признаков: широко развитая структура, многоцелевой характер, сложный алгоритм управления, высокий уровень автоматизации, большой состав персонала и/или пользователей, значительные периоды времени создания и жизни системы;  - замкнутая система 1. автоматизированная система, не допускающая расширений;

2. система с обратной связью;

 - защищенная система: 1) автоматизированная система, которая с целью ограничения доступа к своим техническим, программным и/или информационным средствам, требует ввода пароля; 2) система, снабженная средствами защиты данных от несанкционированного доступа, в том числе использования, разрушения и/или искажения;

восстанавливаемая система — вычислительная система, допускающая возврат к нормальной работе после ее сбоя или отказа;

система восстановления (данных) – комплекс программных средств, предназначенный для поддержания целостности данных; используется в банках данных и других автоматизированных системах;

прикладная система — вычислительная система, предназначенная для решения определенной задачи, класса задач или для предоставления пользователям определенных видов услуг;

специализированная система — вычислительная система, предназначенная для решения узкого класса задач;

типовая автоматизированная система — автоматизированная система, в которой используются типовые для данного или определенного класса систем технические, программные и др. средства;

универсальная автоматизированная система — автоматизированная система, обеспечивающая решение разнородных задач — вычислительных, информационных, управленческих, моделирования и т. п.;

система реального времени — автоматизированная система, работающая в режиме реального времени, который характеризуется тем, что скорость выполнения полного цикла внутрисистемных процессов и операций выше скорости процессов, протекающих во внешней среде, с которой система взаимодействует;

система управления — совокупность аппаратных (технических) и программных средств, предназначенных для поддержания или улучшения работы объекта управления; - диалоговая (интерактивная, онлайновая) система — автоматизированная человеко-машинная система (см. ранее), работающая в режиме диалога, при котором она отвечает на каждую команду пользователя и обращается за информацией к нему по мере надобности; - резервная система — вычислительная система, которая принимает на себя управление в случае нарушения работы основной системы; является частью системы с дублированием; - система, сдаваемая "под ключ" — вычислительная система, для работы с которой пользователю требуется только включить компьютер. При этом пользователь получает получает доступ к прикладному программному обеспечению. Такие системы реализуются, в частности, на домашних ПЭВМ;

- человеко-машинная система, система “человек-машина” любая система, включающая человека (оператора) и техническое устройство, с которым он взаимодействует.