История создания, принципы работы и основные сервисы сети Интернет.
В 1957 году, после запуска СССР первого искусственного спутника земли, правительство США решило, что в случае войны неплохо бы иметь надежную систему передачи данных. Разработка такой системы была поручена нескольким крупным университетам Америки. Компьютерную сеть в проекте назвали ARPANET (англ. Advanced Research Projects Agency Network) и уже в 1969 году сеть связала четыре университета: Калифорнийский, Стэндфордский, а так же Университеты Калифорнии и Санта-Барбары. Все работы получали финансирование из средств Министерства обороны США. Позже сеть ARPANET была задействована учёными из разных областей науки – сеть росла.
В 70-х годах прошлого века основным предназначением сети была пересылка электронной почты. В то же время появляются первые почтовые рассылки, различные доски объявлений и новостные группы. Однако во взаимодействии с другими сетями, построенными на других стандартах, были большие проблемы. Бурное развитие различных протоколов передачи данных, а так же их последующая стандартизация в 82-83 годах и переход на «общий», объединяющий протокол TCP/IP решили данную проблему. Этот переход состоялся 1 января 1983 года. Именно в этом году сеть ARPANET закрепила за собой термин «Интернет».
Следующим этапом развития была разработка системы доменных имён (англ. Domain Name System, DNS), которая состоялась в 1984 году.
Так же в этом году появляется серьёзный конкурент сети ARPANET – межуниверситетская сеть NSFNet (англ. National Science Foundation Network). Эта сеть была объединением множества мелких сетей, имела пропускную способность гораздо бо́льшую, чем у ARPANET, а так же высокую динамику подключения новых пользователей (около 10 тысяч машин в год). Гордое звание «Интернет» перешло к NSFNet.
В 1988 году был анонсирован протокол мгновенной передачи текстовых сообщений Internet Relay Chat (IRC), вследствии этого в Интернете стало возможным «живое» общение в чате в реальном времени.
В 1989 году знаменитый британский учёный Тим Бернерс-Ли предлагает концепцию Всемирной паутины. Он так же за два последующих года разрабатывает протокол HTTP, язык гипертекстовой разметки HTML и идентификаторы URI.
В 1990 году сеть ARPANET, проиграв в конкурентной борьбе NSFNet, прекращает своё существование. Так же в этом году состоялось первое подключение к сети Интернет по телефонной линии (Dialup access – «дозвон»).
1991 год ознаменовался общедоступностью Всемирной паутины в Интернете.
1993 год – появление знаменитого веб-браузера NCSA Mosaic. Быстрый рост популярности Интернета.
В 1995 году роль маршрутизации всего сетевого трафика Интернета возложили на себя сетевые провайдеры, а суперкомпьютеры NSFNet вернулись к роли исследовательской сети.
В этом же году был образован Консорциум всемирной паутины (W3C), призванный упорядочить веб-стандарты.
С 1996 году Всемирная паутина (WWW) почти полностью подменяет собой понятие интернет, и обгоняет по трафику протокол пересылки файлов FTP
1990-е годы произошло массовое объединение большинства существовавших сетей под флагом Интернет (хотя такие сети как Фидонет так и остались обособленными). Открытость технических стандартов во много способствовало быстрому росту сети. К 1997 году в Интернете насчитывалось около 10 млн. компьютеров и более 1 млн. доменных имён. Интернет – популярнейшее средство для обмена информацией.
Сейчас получить доступ в интернет можно через телефон, радиоканалы, сотовую связь, спутники связи, кабельное телевидение, специальные оптико-волоконные линии и даже электропровода. А с 22 января 2010 года прямой доступ в Интернет появился и на Международной космической станции.
Принцип работы сети Интернет
Правила обмена информацией, которые регулируют работу Интернета называются протоколами. Сейчас повсеместно используются протоколы TCP/IP.
Согласно этим протоколам, каждому компьютеру, выходящему в сеть, присвоен уникальный IP-адрес, состоящий из четырех чисел, разделенных точкой. Каждое число может иметь значение от 0 до 255. Помимо этого IP-адреса, значение имеет и то, для какого приложения предназначена информация. Серверные приложения имеют стандартные номер, вне зависимости от того, на каком компьютере они стоят. Сочетание IP-адреса с номером порта называется сокетом. Поскольку запоминать длинные последовательности цифр неудобно, поэтому она преобразуется в имя с помощью специального сервиса DNS и начинает выглядеть как www.name.com.
Информация передается с компьютера на компьютер в виде пакета. Описание этого взаимодействия обычно происходит с помощью понятий "клиент" и "сервер". К клиентам относятся, например, программы домашнего компьютера. Различаются клиент и сервер номерами портов, которые всегда фиксированные на сервере и динамические на домашнем компьютере.
При наборе имени интересующего сайта в браузере, операционная система преобразует его в цифровую последовательность и отправляет на сервер, на соответствующий сокет. После этого происходит соединение компьютера с портом, по которому направляется запрос на получение страницы. После этого веб-сервер отвечает, выслав требуемую страницу на языке HTML, обычно она занимает несколько пакетов информации. Получив эти данные, браузер их отображает в виде страницы сайта.
Основные сервисы
Постоянное развитие информационных технологий приводит к появлению разнообразных информационных ресурсов, отличающихся друг от друга формами представления и методами обработки составляющих их информационных объектов. Поэтому в настоящее время в Интернет существует достаточно большое количество сервисов, обеспечивающих работу со всем спектром ресурсов. Наиболее известными среди них являются:
электронная почта (E-mail), обеспечивающая возможность обмена сообщениями одного человека с одним или несколькими абонентами;
телеконференции, или группы новостей (Usenet), обеспечивающие возможность коллективного обмена сообщениями;
сервис FTP – система файловых архивов, обеспечивающая хранение и пересылку файлов различных типов;
сервис Telnet, предназначенный для управления удаленными компьютерами в терминальном режиме;
World Wide Web (WWW, W3) – гипертекстовая (гипермедиа) система, предназначенная для интеграции различных сетевых ресурсов в единое информационное пространство;
сервис DNS, или система доменных имен, обеспечивающий возможность использования для адресации узлов сети мнемонических имен вместо числовых адресов;
сервис IRC, предназначенный для поддержки текстового общения в реальном времени (chat);
Для стандартных сервисов также стандартизируется и интерфейс взаимодействия с протоколами транспортного уровня. В частности, за каждым программным сервером резервируются стандартные номера TCP- и UDP-портов, которые остаются неизменными независимо от особенностей той или иной фирменной реализации как компонентов сервиса, так и транспортных протоколов. Номера портов клиентского программного обеспечения так жестко не регламентируются. Это объясняется следующими факторами:
во-первых, на пользовательском узле может функционировать несколько копий клиентской программы, и каждая из них должна однозначно идентифицироваться транспортным протоколом, т.е. за каждой копией должен быть закреплен свой уникальный номер порта;
во-вторых, клиенту важна регламентация портов сервера, чтобы знать, куда направлять запрос, а сервер сможет ответить клиенту, узнав адрес из поступившего запроса.
- Оглавление
- Процессы жизненного цикла систем (на основе iso/iec 15288).
- Структура и функциональное назначение процессов жизненного цикла программных средств (на основе iso/iec 12207).
- Модель качества и критерии качества программных средств (на основе iso/iec 9126 и iso/iec 25010).
- Оценка зрелости процессов создания и сопровождения программных средств на основе методологии cmm и cmmi (на основе iso/iec 15504).
- Система менеджмента информационной безопасности (на основе серии iso/iec 27000).
- Методы кодирования текстовой, графической и звуковой информации в эвм. Аналоговые, дискретные и цифровые сигналы.
- История создания, принципы работы и основные сервисы сети Интернет.
- Представление данных в эвм. Единицы измерения информации. Двоичные приставки по гост 8.417-2002 и iec 80000-13.
- Принципы и архитектура фон Неймана.
- Принципы фон Неймана
- Порядок обработки команд микропроцессором. Прерывания. Типы прерываний.
- Поколения эвм, основные особенности.
- Классификация запоминающих устройств в эвм. Современные реализации запоминающих устройств.
- Наиболее распространённые в настоящее время зу:
- Алгебра логики. Основные законы алгебры логики. Применение алгебры логики в информатике.
- Понятие алгоритма. Методы оценки алгоритмической сложности.
- Понятие системы. Системный анализ. Применение системного анализа в информатике.
- Теория формальных грамматик. Основные понятия и положения. Применение в информатике.
- Теория вероятностей. Основные понятия и положения. Применение в информатике.
- Математические методы оптимизации и их применение в информатике.
- Понятие компьютерного моделирования. Вычислительный эксперимент.
- Структурное программирование. Понятия и принципы.
- Объектно-ориентированное программирование. Понятия и принципы.
- Декларативные языки программирования и их сфера применения.
- Событийно-ориентированное программирование.
- Многопоточное программирование. Процесс и поток выполнения. Средства синхронизации потоков.
- Синхронизация потоков
- Основные алгоритмы и структуры данных, применяемые в вычислительных системах.
- Приёмы (шаблоны) объектно-ориентированного проектирования.
- 27. Теория графов. Основные понятия. Решаемые задачи.
- 28. Средства моделирования при разработке программного обеспечения.
- 29. Инструментальные средства разработки программного обеспечения.
- 32. Программный продукт. Жизненный цикл программного продукта.
- 33. Бизнес-процесс. Средства анализа и моделирования. Автоматизация бизнес-процессов.
- 34. Архитектура вычислительной системы, разновидности.
- 35. Аппаратное обеспечение вычислительных систем.
- 36. Архитектура вычислительной сети.
- 37. Виртуализация вычислительных ресурсов. «Облачные» вычисления.
- 38. Способы реализации человеко-машинного взаимодействия. Человеко-машинное взаимодействие (чмв)
- 39. Принципы защиты информации в вычислительных системах и сетях.
- 40. Операционная система. Понятие и основные задачи. Классификация операционных систем.
- 41. Файловая система и принципы построения и основные функции.
- 42. Понятие машинного обучения и искусственного интеллекта. Решаемые задачи.
- 43. Методы сжатия графической информации. Области применения различных методов.
- Алгоритмы сжатия без потерь
- Алгоритмы сжатия с потерями
- 44. Методы сжатия звуковой информации. Области применения различных методов.
- Сжатие без потерь
- Сжатие с потерями
- 45. Понятие виртуальной и дополненной реальности. Средства реализации.
- 46. Компьютерная графика. Различные методы и технологии реализации.
- 47. Системы управления базами данных, разновидности.
- 48. Принципы построения реляционных баз данных. Нормализация данных.
- 49. Распределённые базы данных. Принципы построения и решаемые задачи.
- 50. Понятие открытой вычислительной системы. Классификация. Принципы построения.
- 51. Методы анализа информационных систем
- 52. Средства мониторинга сетевого трафика
- 53. Метод Монте-Карло. Принципы построения моделей для анализа эффективности информационных систем (основа построения, достоинства и недостатки).
- 54. Методы управления сетью: коммутация каналов, коммутация пакетов.
- 55. Методы балансировки трафика
- 56. Семиуровневая модель osi
- 57. Локальные вычислительные сети (топология, методы доступа)
- 58. Методы повышения достоверности при передаче информации
- 59. Понятие качества обслуживания в компьютерных сетях. Средства обеспечения качества обслуживания.
- 60. Назначение и принцип работы интернет сети
- 1. Сеть передачи данных
- 2. Технология клиент-сервер
- 3. Пакетная передача данных
- 4. Принципы работы сетевого оборудования.
- 61. Основные протоколы сети Интернет, их назначение.
- 62. Понятие dns. Структура доменных имен в сети Интернет
- 63. Понятие стека протоколов. Стек протоколов tcp/ip, udp/ip.
- 64. Системы автоматизированного проектирования (сапр).
- 65. Экспертные системы. Задачи и область применения.
- 66. Автоматизированные среды обработки информации и управления. Понятие, сферы применения.
- 67. Теория массового обслуживания. Основные принципы. Применение в информатике.
- 68. Информационные технологии в науке и образовании.
- 69. Прикладное программное обеспечение сетевых технологий. Программное обеспечение вычислительных сетей состоит из трех составляющих:
- 70. Принципы построения распределенных информационных систем. Промежуточное программное обеспечение для обработки сообщений.
- 72. Корпоративные информационные системы (класс erp). Разновидности. Решаемые задачи.
- 73. Развитие новых информационно-коммуникационных технологий как база становления информационного общества
- 74. Модели жизненного цикла программного обеспечения.
- 75. Основные принципы структурного анализа систем
- 76. Консалтинг в области информационных технологий
- 77. Методика проведения обследования объектов автоматизации
- 78. Методы построения и анализа моделей деятельности предприятия
- 79. Структурно-функциональные модели
- 80. Модели потоков данных (dfd)
- 81. Модели "сущность-связь" (erd)
- 82. Нормализация модели данных
- 83. Объектно-ориентированный язык визуального моделирования uml
- 1) Начальная стадия
- 2) Уточнение
- 3) Построение
- 4) Внедрение
- 85. Диаграммы вариантов использования (use-casesdiagram)
- 86. Диаграммы классов (class diagram). Основные объекты диаграммы
- 87. Диаграммы деятельности (activity diagram). Основные объекты диаграммы
- 88. Диаграммы последовательности (sequence diagram)