38. Способы реализации человеко-машинного взаимодействия. Человеко-машинное взаимодействие (чмв)
ЧМВ, или иначе пользовательский интерфейс (ПИ) обеспечивает связь между пользователем и компьютером. Он позволяет достигать поставленных целей, успешно находить решение поставленной задачи.
Взаимодействие - обмен действиями и реакциями на эти действия между компьютером и пользователем. Это обеспечивает интерфейс пользователя.
Интерфейс включает:
- язык представления - общение компьютера с пользователем,
- язык действий - общение пользователя с компьютером,
- представление пользовательского интерфейса.
Имеется ряд стилей взаимодействий, которые делятся на два основных вида.
Первый – текстовой (ввод команд текстовыми средствами);
Второй – графический (непосредственное манипулирование).
Способы связи пользователя с компьютером:
Языки команд – пользователь управляет системой, вводя соответствующие команды в тестовом режиме.
· Вопрос и ответ – диалог, где компьютер задает вопросы, а пользователь отвечает ему (или наоборот).
· Формы – пользователь заполняет формы или поля диалога, вводя данные в необходимые поля.
· Меню – пользователь обеспечен рядом опций и управляет системой, выбирая необходимые пункты.
· Прямое манипулирование – пользователь управляет объектами на экране посредством устройства манипулирования, типа мыши. При этом используется ГПИ – Графический Интерфейс Пользователя (GUI– Graphic User Interface) – другой термин, используемый для интерфейса прямого манипулирования.
В различных операционных системах используются комбинированные стили. Например, в графическом интерфейсе операционной системы Windows используется:
- прямое манипулирование,
- меню,
- диалоговые элементы,
- формы и
- язык команд.
Формы – основной элемент интерфейса. Назначение форм – удобный ввод и просмотр данных, состояния, сообщений автоматизированной системы.
Основные принципы проектирования форм:
Форма проектируется для более удобного, более понятного и скорейшего достижения решения поставленной задачи.
· Размещение информационных единиц на пространстве формы должно соответствовать логике ее будущего использования.
· Важно использовать незаполненное пространство, чтобы создать равновесие и симметрию среди информационных элементов формы, для фиксации внимания пользователя в нужном направлении.
· Логические группы элементов необходимо отделять пробелами, строками, цветовыми или другими визуальными средствами.
· Взаимозависимые или связанные элементы должны отображаться в одной форме.
Требования к графическому интерфейсу:
1. Содержать привычные и понятные пользователю пункты меню, соответствующие функциям обработки;
2. Ориентироваться на пользователя, который общается с программой на внешнем уровне взаимодействия;
3. Удовлетворять правилу "шести" – в одну линейку меню включать не более 6 понятий, каждое из которых содержит не более 6 опций;
4. Сохранять стандартизированное назначение и местоположение на экране графических объектов.
Основная цель создаваемого интерфейса состоит в том, чтобы минимизировать общую информацию на экране и представить только то, что является необходимым для пользователя.
При создании интерфейса предполагается:
- отображение информации настолько эффективно, насколько это возможно для человеческого восприятия, и
- создание отображение на дисплее таким образом, чтобы привлечь внимание к наиболее важным единицам информации.
Создаваемый интерфейс должен нравиться пользователям, поэтому его поведение должно быть похожим на поведение человека. Программы должны быть “вежливыми”, потому что вежливость – это универсальный человеческий признак.
Основные признаки хорошего ПИ:
1. Естественность (интуитивность). Работа с системой не должна вызывать у пользователя сложностей в поиске необходимых директив (элементов интерфейса) для управления процессом решения поставленной задачи
2. Согласованность и непротиворечивость. Должна соблюдаться в пределах программы и рабочей среды. Строка меню всегда располагается сверху, полосы прокрутки – снизу и справа.
3. Дружественность. ПИ должен предлагать пользователю выбора действия соответствующий шагу задания, предупреждать о повреждении данных, давать возможность отмены или исправления действий. Должен соблюдаться принцип обратной связи, когда на каждое свое действие пользователь получает визуальное/звуковое подтверждение или сообщение.
4. Простота и не избыточность. Пользователь должен вводить только минимальную информацию для работы или управления системой. Например, пользователь не должен вводить незначимые цифры (00010 вместо 10). Желательно использовать значения по умолчанию, где только возможно, чтобы минимизировать процесс ввода информации.
5. Непосредственный доступ к системе помощи. В процессе работы необходимо, чтобы система обеспечивала пользователя необходимыми инструкциями. Сообщения должны быть полезны и понятны пользователю.
6. Гибкость. Для неопытных пользователей интерфейс может быть организован как иерархическая структура меню, а для опытных пользователей как команды, комбинации нажатий клавиш и параметры.
7. Эстетическая привлекательность. Визуальные компоненты своим видом должны привлекать внимание пользователя к объектам, давать ему дополнительную информацию о поведении и взаимодействии объектов.
- Оглавление
- Процессы жизненного цикла систем (на основе iso/iec 15288).
- Структура и функциональное назначение процессов жизненного цикла программных средств (на основе iso/iec 12207).
- Модель качества и критерии качества программных средств (на основе iso/iec 9126 и iso/iec 25010).
- Оценка зрелости процессов создания и сопровождения программных средств на основе методологии cmm и cmmi (на основе iso/iec 15504).
- Система менеджмента информационной безопасности (на основе серии iso/iec 27000).
- Методы кодирования текстовой, графической и звуковой информации в эвм. Аналоговые, дискретные и цифровые сигналы.
- История создания, принципы работы и основные сервисы сети Интернет.
- Представление данных в эвм. Единицы измерения информации. Двоичные приставки по гост 8.417-2002 и iec 80000-13.
- Принципы и архитектура фон Неймана.
- Принципы фон Неймана
- Порядок обработки команд микропроцессором. Прерывания. Типы прерываний.
- Поколения эвм, основные особенности.
- Классификация запоминающих устройств в эвм. Современные реализации запоминающих устройств.
- Наиболее распространённые в настоящее время зу:
- Алгебра логики. Основные законы алгебры логики. Применение алгебры логики в информатике.
- Понятие алгоритма. Методы оценки алгоритмической сложности.
- Понятие системы. Системный анализ. Применение системного анализа в информатике.
- Теория формальных грамматик. Основные понятия и положения. Применение в информатике.
- Теория вероятностей. Основные понятия и положения. Применение в информатике.
- Математические методы оптимизации и их применение в информатике.
- Понятие компьютерного моделирования. Вычислительный эксперимент.
- Структурное программирование. Понятия и принципы.
- Объектно-ориентированное программирование. Понятия и принципы.
- Декларативные языки программирования и их сфера применения.
- Событийно-ориентированное программирование.
- Многопоточное программирование. Процесс и поток выполнения. Средства синхронизации потоков.
- Синхронизация потоков
- Основные алгоритмы и структуры данных, применяемые в вычислительных системах.
- Приёмы (шаблоны) объектно-ориентированного проектирования.
- 27. Теория графов. Основные понятия. Решаемые задачи.
- 28. Средства моделирования при разработке программного обеспечения.
- 29. Инструментальные средства разработки программного обеспечения.
- 32. Программный продукт. Жизненный цикл программного продукта.
- 33. Бизнес-процесс. Средства анализа и моделирования. Автоматизация бизнес-процессов.
- 34. Архитектура вычислительной системы, разновидности.
- 35. Аппаратное обеспечение вычислительных систем.
- 36. Архитектура вычислительной сети.
- 37. Виртуализация вычислительных ресурсов. «Облачные» вычисления.
- 38. Способы реализации человеко-машинного взаимодействия. Человеко-машинное взаимодействие (чмв)
- 39. Принципы защиты информации в вычислительных системах и сетях.
- 40. Операционная система. Понятие и основные задачи. Классификация операционных систем.
- 41. Файловая система и принципы построения и основные функции.
- 42. Понятие машинного обучения и искусственного интеллекта. Решаемые задачи.
- 43. Методы сжатия графической информации. Области применения различных методов.
- Алгоритмы сжатия без потерь
- Алгоритмы сжатия с потерями
- 44. Методы сжатия звуковой информации. Области применения различных методов.
- Сжатие без потерь
- Сжатие с потерями
- 45. Понятие виртуальной и дополненной реальности. Средства реализации.
- 46. Компьютерная графика. Различные методы и технологии реализации.
- 47. Системы управления базами данных, разновидности.
- 48. Принципы построения реляционных баз данных. Нормализация данных.
- 49. Распределённые базы данных. Принципы построения и решаемые задачи.
- 50. Понятие открытой вычислительной системы. Классификация. Принципы построения.
- 51. Методы анализа информационных систем
- 52. Средства мониторинга сетевого трафика
- 53. Метод Монте-Карло. Принципы построения моделей для анализа эффективности информационных систем (основа построения, достоинства и недостатки).
- 54. Методы управления сетью: коммутация каналов, коммутация пакетов.
- 55. Методы балансировки трафика
- 56. Семиуровневая модель osi
- 57. Локальные вычислительные сети (топология, методы доступа)
- 58. Методы повышения достоверности при передаче информации
- 59. Понятие качества обслуживания в компьютерных сетях. Средства обеспечения качества обслуживания.
- 60. Назначение и принцип работы интернет сети
- 1. Сеть передачи данных
- 2. Технология клиент-сервер
- 3. Пакетная передача данных
- 4. Принципы работы сетевого оборудования.
- 61. Основные протоколы сети Интернет, их назначение.
- 62. Понятие dns. Структура доменных имен в сети Интернет
- 63. Понятие стека протоколов. Стек протоколов tcp/ip, udp/ip.
- 64. Системы автоматизированного проектирования (сапр).
- 65. Экспертные системы. Задачи и область применения.
- 66. Автоматизированные среды обработки информации и управления. Понятие, сферы применения.
- 67. Теория массового обслуживания. Основные принципы. Применение в информатике.
- 68. Информационные технологии в науке и образовании.
- 69. Прикладное программное обеспечение сетевых технологий. Программное обеспечение вычислительных сетей состоит из трех составляющих:
- 70. Принципы построения распределенных информационных систем. Промежуточное программное обеспечение для обработки сообщений.
- 72. Корпоративные информационные системы (класс erp). Разновидности. Решаемые задачи.
- 73. Развитие новых информационно-коммуникационных технологий как база становления информационного общества
- 74. Модели жизненного цикла программного обеспечения.
- 75. Основные принципы структурного анализа систем
- 76. Консалтинг в области информационных технологий
- 77. Методика проведения обследования объектов автоматизации
- 78. Методы построения и анализа моделей деятельности предприятия
- 79. Структурно-функциональные модели
- 80. Модели потоков данных (dfd)
- 81. Модели "сущность-связь" (erd)
- 82. Нормализация модели данных
- 83. Объектно-ориентированный язык визуального моделирования uml
- 1) Начальная стадия
- 2) Уточнение
- 3) Построение
- 4) Внедрение
- 85. Диаграммы вариантов использования (use-casesdiagram)
- 86. Диаграммы классов (class diagram). Основные объекты диаграммы
- 87. Диаграммы деятельности (activity diagram). Основные объекты диаграммы
- 88. Диаграммы последовательности (sequence diagram)