34. Архитектура вычислительной системы, разновидности.
Архитектура ВС — совокупность характеристик и параметров, определяющих функционально-логическую и структурную организацию системы. Понятие архитектуры охватывает общие принципы построения и функционирования, наиболее существенные для пользователей, которых больше интересуют возможности систем, а не детали их технического исполнения. Поскольку ВС появились как параллельные системы, то и рассмотрим классификацию архитектур под этой точкой зрения.
Архитектура фон Неймана - модель реализации ВС с одним устройством обработки (процессором) и одним устройством хранения (памятью) (см. рис. 2). Память используется для хранения как программ, так и данных. На момент появления данной архитектуры программы в ВС были либо жестко зашиты в логику работы процессора ВС, либо задавались с помощью перекоммутации связей у процессора. Вынесение программ в память сильно упростило их модификацию. Выполнение команд происходит в циклах, каждый из которых содержит следующие стадии:
1) выборка очередной команды для исполнения (по адресу регистра-указателя команд),
2) декодирование кода команды, выработка управляющих сигналов для арифметического-логического устройства (АЛУ),
3) чтение требуемых операндов из памяти и их размещение в регистрах процессора,
4) исполнение команды в АЛУ и запись результатов в память или регистры процессора.
Рис. 2. Архитектура фон Неймана
Размещение данных и программ в одной памяти позволяет строить самомодифицирующиеся программы. Это позволяет реализовывать необычайно гибкие решения. Однако, с другой стороны, ошибки в программах могут приводить к порче как данных, так и самих программ.
С момента своего появления и по настоящий день архитектура фон Неймана является эталоном для последовательных ВС. Хотя в чистом виде она сейчас не применяется даже в самых простых ВС. Узкое место данной архитектуры ― пропускная способность шины между процессором и памятью. При доступе к памяти процессор простаивает. На момент появления архитектуры скорости работы процессора и памяти были приблизительно одинаковы. Сейчас скорость работы процессора существенно выше, чем у памяти. Для преодоления узкого места был предложен ряд усовершенствований этой базовой архитектуры. Два основных из них ― это использование конвейера команд (см. главу 3) и использование кэш памяти. Кэш память ― память более малого размера, чем оперативная. Но она более быстрая и расположена в процессоре. Часто используемые данные хранятся в кэш памяти, что исключает необходимость их чтения из оперативной памяти через шину.
Многопроцессорная архитектура. Наличие в компьютере нескольких процессоров означает, что параллельно может быть организовано много потоков данных и много потоков команд. Таким образом, параллельно могут выполняться несколько фрагментов одной задачи.
Многомашинная вычислительная система. Здесь несколько процессоров, входящих в вычислительную систему, не имеют общей оперативной памяти, а имеют каждый свою (локальную). Каждый компьютер в многомашинной системе имеет классическую архитектуру, и такая система применяется достаточно широко. Однако эффект от применения такой вычислительной системы может быть получен только при решении задач, имеющих очень специальную структуру: она должна разбиваться на столько слабо связанных подзадач, сколько компьютеров в системе.
Преимущество в быстродействии многопроцессорных и многомашинных вычислительных систем перед однопроцессорными очевидно.
Архитектура с параллельными процессорами. Здесь несколько АЛУ работают под управлением одного УУ. Это означает, что множество данных может обрабатываться по одной программе — то есть по одному потоку команд. Высокое быстродействие такой архитектуры можно получить только на задачах, в которых одинаковые вычислительные операции выполняются одновременно на различных однотипных наборах данных.
Самой ранней и наиболее известной является классификация архитектур вычислительных систем, предложенная в 1966 году М.Флинном. Классификация базируется на понятии потока, под которым понимается последовательность элементов, команд или данных, обрабатываемая процессором. На основе числа потоков команд и потоков данных Флинн выделяет четыре класса архитектур: SISD, MISD, SIMD, MIMD.
SISD (single instruction stream / single data stream) - одиночный поток команд и одиночный поток данных. К этому классу относятся, прежде всего, классические последовательные машины, или иначе, машины фон-неймановского типа, например, PDP-11 или VAX 11/780. В таких машинах есть только один поток команд, все команды обрабатываются последовательно друг за другом, и каждая команда инициирует одну операцию с одним потоком данных. Не имеет значения тот факт, что для увеличения скорости обработки команд и скорости выполнения арифметических операций может применяться конвейерная обработка - как машина CDC 6600 со скалярными функциональными устройствами, так и CDC 7600 с конвейерными попадают в этот класс.
SIMD (single instruction stream / multiple data stream) - одиночный поток команд и множественный поток данных. В архитектурах подобного рода сохраняется один поток команд, включающий, в отличие от предыдущего класса, векторные команды. Это позволяет выполнять одну арифметическую операцию сразу над многими данными - элементами вектора. Способ выполнения векторных операций не оговаривается, поэтому обработка элементов вектора может производится либо процессорной матрицей, как в ILLIAC IV, либо с помощью конвейера, как, например, в машине CRAY-1.
MISD (multiple instruction stream / single data stream) - множественный поток команд и одиночный поток данных. Определение подразумевает наличие в архитектуре многих процессоров, обрабатывающих один и тот же поток данных. Однако ни Флинн, ни другие специалисты в области архитектуры компьютеров до сих пор не смогли представить убедительный пример реально существующей вычислительной системы, построенной на данном принципе. Ряд исследователей относят конвейерные машины к данному классу, однако это не нашло окончательного признания в научном сообществе. Будем считать, что пока данный класс пуст.
MIMD (multiple instruction stream / multiple data stream) - множественный поток команд и множественный поток данных. Этот класс предполагает, что в вычислительной системе есть несколько устройств обработки команд, объединенных в единый комплекс и работающих каждое со своим потоком команд и данных.
- Оглавление
- Процессы жизненного цикла систем (на основе iso/iec 15288).
- Структура и функциональное назначение процессов жизненного цикла программных средств (на основе iso/iec 12207).
- Модель качества и критерии качества программных средств (на основе iso/iec 9126 и iso/iec 25010).
- Оценка зрелости процессов создания и сопровождения программных средств на основе методологии cmm и cmmi (на основе iso/iec 15504).
- Система менеджмента информационной безопасности (на основе серии iso/iec 27000).
- Методы кодирования текстовой, графической и звуковой информации в эвм. Аналоговые, дискретные и цифровые сигналы.
- История создания, принципы работы и основные сервисы сети Интернет.
- Представление данных в эвм. Единицы измерения информации. Двоичные приставки по гост 8.417-2002 и iec 80000-13.
- Принципы и архитектура фон Неймана.
- Принципы фон Неймана
- Порядок обработки команд микропроцессором. Прерывания. Типы прерываний.
- Поколения эвм, основные особенности.
- Классификация запоминающих устройств в эвм. Современные реализации запоминающих устройств.
- Наиболее распространённые в настоящее время зу:
- Алгебра логики. Основные законы алгебры логики. Применение алгебры логики в информатике.
- Понятие алгоритма. Методы оценки алгоритмической сложности.
- Понятие системы. Системный анализ. Применение системного анализа в информатике.
- Теория формальных грамматик. Основные понятия и положения. Применение в информатике.
- Теория вероятностей. Основные понятия и положения. Применение в информатике.
- Математические методы оптимизации и их применение в информатике.
- Понятие компьютерного моделирования. Вычислительный эксперимент.
- Структурное программирование. Понятия и принципы.
- Объектно-ориентированное программирование. Понятия и принципы.
- Декларативные языки программирования и их сфера применения.
- Событийно-ориентированное программирование.
- Многопоточное программирование. Процесс и поток выполнения. Средства синхронизации потоков.
- Синхронизация потоков
- Основные алгоритмы и структуры данных, применяемые в вычислительных системах.
- Приёмы (шаблоны) объектно-ориентированного проектирования.
- 27. Теория графов. Основные понятия. Решаемые задачи.
- 28. Средства моделирования при разработке программного обеспечения.
- 29. Инструментальные средства разработки программного обеспечения.
- 32. Программный продукт. Жизненный цикл программного продукта.
- 33. Бизнес-процесс. Средства анализа и моделирования. Автоматизация бизнес-процессов.
- 34. Архитектура вычислительной системы, разновидности.
- 35. Аппаратное обеспечение вычислительных систем.
- 36. Архитектура вычислительной сети.
- 37. Виртуализация вычислительных ресурсов. «Облачные» вычисления.
- 38. Способы реализации человеко-машинного взаимодействия. Человеко-машинное взаимодействие (чмв)
- 39. Принципы защиты информации в вычислительных системах и сетях.
- 40. Операционная система. Понятие и основные задачи. Классификация операционных систем.
- 41. Файловая система и принципы построения и основные функции.
- 42. Понятие машинного обучения и искусственного интеллекта. Решаемые задачи.
- 43. Методы сжатия графической информации. Области применения различных методов.
- Алгоритмы сжатия без потерь
- Алгоритмы сжатия с потерями
- 44. Методы сжатия звуковой информации. Области применения различных методов.
- Сжатие без потерь
- Сжатие с потерями
- 45. Понятие виртуальной и дополненной реальности. Средства реализации.
- 46. Компьютерная графика. Различные методы и технологии реализации.
- 47. Системы управления базами данных, разновидности.
- 48. Принципы построения реляционных баз данных. Нормализация данных.
- 49. Распределённые базы данных. Принципы построения и решаемые задачи.
- 50. Понятие открытой вычислительной системы. Классификация. Принципы построения.
- 51. Методы анализа информационных систем
- 52. Средства мониторинга сетевого трафика
- 53. Метод Монте-Карло. Принципы построения моделей для анализа эффективности информационных систем (основа построения, достоинства и недостатки).
- 54. Методы управления сетью: коммутация каналов, коммутация пакетов.
- 55. Методы балансировки трафика
- 56. Семиуровневая модель osi
- 57. Локальные вычислительные сети (топология, методы доступа)
- 58. Методы повышения достоверности при передаче информации
- 59. Понятие качества обслуживания в компьютерных сетях. Средства обеспечения качества обслуживания.
- 60. Назначение и принцип работы интернет сети
- 1. Сеть передачи данных
- 2. Технология клиент-сервер
- 3. Пакетная передача данных
- 4. Принципы работы сетевого оборудования.
- 61. Основные протоколы сети Интернет, их назначение.
- 62. Понятие dns. Структура доменных имен в сети Интернет
- 63. Понятие стека протоколов. Стек протоколов tcp/ip, udp/ip.
- 64. Системы автоматизированного проектирования (сапр).
- 65. Экспертные системы. Задачи и область применения.
- 66. Автоматизированные среды обработки информации и управления. Понятие, сферы применения.
- 67. Теория массового обслуживания. Основные принципы. Применение в информатике.
- 68. Информационные технологии в науке и образовании.
- 69. Прикладное программное обеспечение сетевых технологий. Программное обеспечение вычислительных сетей состоит из трех составляющих:
- 70. Принципы построения распределенных информационных систем. Промежуточное программное обеспечение для обработки сообщений.
- 72. Корпоративные информационные системы (класс erp). Разновидности. Решаемые задачи.
- 73. Развитие новых информационно-коммуникационных технологий как база становления информационного общества
- 74. Модели жизненного цикла программного обеспечения.
- 75. Основные принципы структурного анализа систем
- 76. Консалтинг в области информационных технологий
- 77. Методика проведения обследования объектов автоматизации
- 78. Методы построения и анализа моделей деятельности предприятия
- 79. Структурно-функциональные модели
- 80. Модели потоков данных (dfd)
- 81. Модели "сущность-связь" (erd)
- 82. Нормализация модели данных
- 83. Объектно-ориентированный язык визуального моделирования uml
- 1) Начальная стадия
- 2) Уточнение
- 3) Построение
- 4) Внедрение
- 85. Диаграммы вариантов использования (use-casesdiagram)
- 86. Диаграммы классов (class diagram). Основные объекты диаграммы
- 87. Диаграммы деятельности (activity diagram). Основные объекты диаграммы
- 88. Диаграммы последовательности (sequence diagram)