Программисты обменяют успех на понимание
Хомо логикус не может устоять перед тягой познания - он просто обязав узнать, как работают вещи. Хомо сапиенс же, напротив, стремится к достижению успеха. Программистам знакомо желание добиться успеха, но они часто принимают провал как цену, уплаченную за понимание.
Есть старый анекдот об инженерах, дающий некоторое представление о потребности понимать.
Три человека приговорены к казни: священник, адвокат, инженер. Первым на эшафот вступает священник. Палач дергает за рычаг, открывающий люк, но ничего не происходит. Священник заявляет, что это божественное вмешательство, и требует, чтобы его освободили, что и происходит. Выводят адвоката. Палач дергает за рычаг, и снова осечка. Адвокат заявляет, что еще одна попытка будет расценена как повторное привлечение к ответственности за то же преступление, и требует, чтобы его отпустили, - что и происходит. Наступает очередь инженера, который приступает к внимательному изучению механизма виселицы. Прежде чем палач успевает дернуть за рычаг, инженер поднимает взгляд и говорит: «А я понял, почему она не работает».
Понимание механизма работы виселицы оказалось интереснее собственной жизни.
Читая лекции компьютерным программистам, я прошу поднять руки тех, кто в детстве разбирал часы, чтобы посмотреть, как они работают. Как правило, две трети присутствующих поднимают руки. Затем я спрашиваю, скольким из них удалось в конечном итоге собрать часы, и большая часть рук опускается. Мой следующий вопрос таков: кто из вас считает этот эксперимент неудавшимся? Большая часть присутствующих смеется, осознав, что получили удовольствие от разрушения часового механизма. Хомо логикус желает понять, как работают часы, - такова его цель, и он вполне готов принести в жертву работающие часы, чтобы этой цели достигнуть. С другой стороны, хомо сапиенсу нравится, когда часы работают. Его цель состоит в том, чтобы узнать, который час, и взамен он отказывается от знания о том, что заставляет часы тикать.
Проектировщик Джонатан Корман отмечает:
Большинство людей не понимают, до какой степени компьютеры захватывают программистов. Сложности изучения компьютеров лишь усиливают в программистах чувство удовлетворения. Их интерес настолько искренний и глубокий, что им никогда и в голову не приходит, что другие могут чувствовать что-то иное, а потому причиной раздражения других людей они считают неспособность к обучению, но никак не отсутствие интереса.
Тяга программистов к пониманию заставляет их инстинктивно создавать взаимодействие, приближенное к внутренним механизмам продукта. Вместо того чтобы делать программы, отражающие конечные цели пользователей, они отражают работу внутреннего механизма программы. Естественно, что программисты не испытывают неудобств, пользуясь такими программами, поскольку, понимая принцип работы программы, они способны понять и способы ее применения. Мы называем этот распространенный стиль взаимодействий «моделью реализации». К примеру, компьютерные документы постоянно хранятся на дисках, однако программы способны модифицировать только документы, временно загруженные в оперативную память. Программистам весьма комфортно с такими техническими нюансами, поэтому интерфейсы их программ отражают оба типа присутствующей в компьютере памяти. Для пользователя же подобные вещи аналогичны абсолютно неуместному на при борной доске автомобиля переключателю, заставляющему выбирать между шинами с радиальным и диагональным кордом.
Нормальные люди вполне согласны не иметь представления о работе предмета, даже если применяют предмет постоянно и никак иначе прожить не могут. Они считают, что интерфейсы, созданные по модели реализации, возлагают на них ненужное бремя понимания. Программистам подобное отношение кажется непостижимым.
- Алан Купер Психбольница в руках пациентов
- Содержание
- Часть I. Компьютерная безграмотность 27
- Глава 1. Загадки века информации 27
- Глава 2. Когнитивное сопротивление 44
- Часть II. Масштабные издержки 68
- Глава 3. Пустая трата денег 68
- Глава 4. Танцующий медведь 89
- Об авторе
- Благодарности
- Предисловие научного редактора
- Предисловие
- Введение Книга-обоснование
- Инженер, сведущий в бизнесе, либо бизнесмен, сведущий в технологии
- ЧастьI. Компьютерная безграмотность Глава 1. Загадки века информации Что получится, если скрестить компьютер с самолетом?
- Что получится, если скрестить компьютер с фотокамерой?
- Что получится, если скрестить компьютер с будильником?
- Что получится, если скрестить компьютер с автомобилем?
- Что получится, если скрестить компьютер с банком?
- Компьютер позволяет легко попасть в беду
- Коммерческое программное обеспечение тоже страдает
- Что получится, если скрестить компьютер с военным кораблем?
- Техноярость
- Индустрия в «несознанке»
- Мотивы создания этой книги
- Глава 2. Когнитивное сопротивление
- Поведение, не связанное с физическими силами
- Проектирование1- слово емкое
- Отношения между программистами и проектировщиками
- Большинство программ проектируются случайным образом
- Проектирование «взаимодействия» против проектирования «интерфейса»
- Отличительные черты продуктов, основанных на программном обеспечении
- Танцующий медведь
- Стоимость дополнительных возможностей программного обеспечения
- Апологеты и уцелевшие
- Наша реакция на когнитивное сопротивление
- Демократизация власти потребителя
- Виноват пользователь
- Программный апартеид
- ЧастьIi. Масштабные издержки Глава 3. Пустая трата денег
- Управление, ориентированное на крайние сроки сдачи
- Что такое «готово»?
- Закон Паркинсона
- Продукт, вечно не готовый к выпуску
- Поздний выпуск - не беда
- Торг за набор функций
- Кто главный? Программисты
- Возможности не всегда нужны
- Итерации и миф о непредсказуемости рынка
- Скрытые издержки некачественного программного обеспечения
- Дороже разработки по обходится только разработка плохого по
- Стоимость возможностей
- Издержки прототипирования
- Глава 4. Танцующий медведь
- Если это проблема, то почему ее до сих пор не решили?
- Жертва бытовой электроники
- Чем плохи почтовые клиенты
- Чем плохи программы для планирования
- Чем плохи календари
- Массовая веб-истерия
- Что не так с программным обеспечением?
- Программы забывают
- Программы ленивы
- Программы скупы на информацию
- Программы не гибки
- Программы возлагают вину на пользователей
- Программы не несут ответственности
- Глава 5. Нелояльность клиентов
- Привлекательность
- Одно сравнение
- Время выхода на рынок
- ЧастьIii. Как есть суп вилкой Глава 6. Психбольница в руках пациентов
- Вождение на заднем сиденье
- Подготовка катастрофы
- Компьютеры против людей
- Учим собак быть кошками
- Глава 7. НоmoLogicus
- Авиационный тест
- Психология программистов
- Программисты пожертвуют простотой ради контроля
- Программисты обменяют успех на понимание
- Программисты сосредотачиваются на исключительных ситуациях
- Программисты ведут себя грубо и прямолинейно
- Глава 8. Отмирающая культура
- Культура программирования
- Повторное использование кода
- Общепринятая культура
- Культура программирования в Мicrоsоft
- Культурная изоляция
- Шкурный интерес
- Дефицитный образ мыслей
- Обесчеловечивает процесс, а не технология