logo
Алан Купер

Обесчеловечивает процесс, а не технология

После выхода в свет фильма Чарли Чаплина «Новые времена» (Modern Times) распространилось мнение, что технология нас обесчеловечивает. Не согласен с таким мнением. Еще до появления технологий тираны, варвары, воины обесчеловечивали своих жертв при помощи кулака и камня. Чтобы сделать человека жестоким, не нужны утонченные инструменты достаточно взгляда или пинка. Нас делает жестокими не технология. Обесчеловечивают технологи, а точнее говоря - процессы, применяемы с технологами для создания обесчеловечивающих продуктов.

Разумеется, чем большим потенциалом обладает технология, тем больший ущерб способны нанести неправильные процессы. И напротив, та же технология при правильном проектировании может стать великим даром человечеству. Высокая технология может пойти в любом направлении, окончательное же воздействие определяют люди, ею управляющие.

Интерактивные системы могут и не быть обесчеловечивающими, но чтобы они не были такими, мы должны перекроить методологию разработки, сделав центром внимания людей, применяющих эти системы. И самое важное изменение для этого процесса - необходимо сначала проектировать интерактивные продукты и только тогда начинать программирование. Следующее по важности изменение состоит в том, чтобы сделать ответственными за проектирование подготовленных проектировщиков взаимодействия. В последующих главах я покажу, чего можно достигнуть, предприняв эти шаги.

1Компания Cooper Interaction Design.

1Aegis(англ. эгида) интегрирует системы обнаружения и боевые системы корабля с целью противостояния ракетным атакам. –Прим. перев.

2Честер Нимиц, командующий Тихоокеанским флотом США во время Второй мировой войны. –Прим. перев.

1В компьютерной индустрии термин «разработчик программного обеспечения» употребляется в качестве синонима термина «программист»; то же самое делаю и я в этой книге.

1«AboutFace:TheEssentialsofUserInterfaceDesign» (О лице: основы проектирования пользовательского интерфейса),IDGBooks,FosterCityCA, 1995,http:/www.cooper.com/about/face/about_about_face.html.

1В оригинале употребляется словоdesign, обозначающее, в том числе, процесс проектирования программных продуктов. –Примеч. науч. ред.

1Мне много раз говорили, что среди женщин эта функция пользуется спросом – как сдерживающее средство, помогающее противостоять преступникам на темных парковках, однако всякий раз это говорил технически подготовленный мужчина, который сам никогда не воспользовался бы этой кнопкой. К своему большому удивлению, недавно я прочел вWallStreetJournalо настоящем применении кнопки паники. В Йосемитском национальном парке дикий медведь пристал к одной семье на кемпинге. Он принялся тормошить автомобиль, пытаясь добраться до запертой внутри еды. Мать семейства нажала на кнопку паники, и сирена в конечном итоге отпугнула медведя. Возможно, имеет смысл назвать эту маленькую кнопку «Репеллент от медведей».

1Специалист по юзабилити (usabilityprofessional), или эргономист, и проектировщик взаимодействия (interactiondesigner) – разные люди. Подробно о различиях рассказано в главе 12 «В отчаянных поисках эргономики».

1Мы говорили, что хотим сделать «объединение в сети компьютеровIntel/Windowsстоль же простым, как объединение в сети компьютеровMacintosh». В то времяMac’и до смешного просто объединялись в сети посредством протоколаAppleTalk. Тогда, как и сегодня, объединять ПКWintelв сети было трудно.

1Некоторые программы дают пользователю возможность вручную создавать нити и управлять ими, однако лекарство оказывается хуже болезни. Этой возможностью непросто управлять, и нити общения по-прежнему считаются чем-то исключительным.

2В этом смысле я не лучше остальных программистов. В 1984 году я написалSuperProjectsдляComputerAssociates, одну из первых программ управления проектами. Как и практически все другие программы, появившиеся позже, она полностью игнорировала вопросы взаимодействия нескольких проектов.

1Впрочем, в индустрии высоких технологий положение дел может измениться очень быстро. Я пишу эти строки весной 1998 года, в то время как Эрик Шмидт, новый президентNovell, начинает реанимировать компанию.

2В старой шутке говорится, что исследовательское подразделениеMicrosoftнаходится в Купертино. Это город в Кремниевой Долине, где расположен центр передовых технологий компанииApple.

1Несмотря на свою приверженность проектированию, я поддерживаю такую тактику. Обнаружив совершенно пустую рыночную нишу, я бы безжалостно и с максимальной скоростью старался ввести свой продукт в игру. Однако сразу же после выпуска первой версии я бы сосредоточил все усилия на создании очень хорошо спроектированной второй версии. Если этого не сделаю я, могу поспорить, что это сделают конкуренты.

1Как указывает Джеффри Мур в своей великолепной книге «CrossingtheChasm» (Пересекая бездну), дополнительные возможности привлекательны лишь для первых пользователей, но не для рынка в целом.

1Мишель Куин (MichelleQuinn) «VanishingAct» (Волшебство исчезновения), журналSan Jose Mercury Westот 15 марта 1998 года.

1GeraldWeinberg, «TheSecretsofConsulting:AGuidetoGiving&GettingAdvicesSuccessfully» (Секреты консультирования: Руководство по успешному применению советов),DorsetHouse, 1985.

1Речь идет о пакетиках, носимых в нагрудных карманах и предохраняющих рубашку от порчи в случае, если потечет ручка. Такие предохранители стали одним из символов культуры «ботаников» в начале второй половиныXXвека. –Прим. перев.

1 Po Bronson «The First $20 Million Is Always The Hardest», Avon Books, New York, 1997.

2Ладно, сознаюсь: я пилот. В 1979 году типичный программист-фанатик Гари Килдалл взял меня на борт своегоPiperArcher. Этот короткий полет посадил меня на иглу авиаполетов. Компьютерный программист во мне любит всю эту бессмысленную сложность.

1Другие названия – «крайние случаи», «специальные случаи», «граничные условия».

1 Fred Moody «I Sing the Body Electronic», 1995, Viking, New York.

1 Paul Glen «Leading Geeks: How to Manage and Lead the People Who Deliver Technology», 2003, John Wiley & Sons, New York.