Коммерческое программное обеспечение тоже страдает
Компьютеры захватывают в авиалайнерах не только кабины пилотов, но и пассажирские салоны, и ведут себя там столь же знакомо извращенным и сложным для восприятия способом. Современные реактивные самолеты оборудованы развлекательными системами, позволяющими пассажирам слушать в полете музыку и смотреть фильмы. Эти системы - обычные компьютеры, объединяемые локальными сетями, точно как в вашем офисе. Хорошие развлекательные системы устанавливаются обычно только на крупных самолетах, летающих трансокеанскими рейсами.
Развлекательная система одной авиакомпании оказалась столь неприятной в использовании, что многие стюардессы и стюарды пытались добиться перевода на более короткие местные рейсы, чтобы избежать необходимости изучать и использовать эту сложную вещь. Это примечательно, учитывая, что освященный временем процесс служебного роста на авиалиниях основан на старшинстве, так что именно эти дальние маршруты всегда считались наиболее лакомыми кусочками - благодаря продолжительным остановкам в экзотических местах вроде Сингапура и Парижа. Желание стюардов перевестись на непримечательную, неромантическую дерготню рейсов из Денвера в Даллас или Лос-Анжелеса в Сан-Франциско лишь бы избежать общения с полетной развлекательной системой свидетельствовало о серьезной проблеме с боевым духом. Любая компания, мучая плохим оборудованием своих наиболее ценных сотрудников, - именно тех, что провели больше всего времени с клиентами, - поступает глупо, расточительно тратя деньги, подрывая преданность клиентуры и собственного персонала.
Компьютерный комплекс другой крупной авиакомпании был еще хуже. Эта авиакомпания создала полетную развлекательную систему, связавшую показ фильма с функцией сбора денег. Раньше, в закрытом реактивном самолете, на высоте одиннадцати километров процедура сбора денег основывалась на принципах доверия: никто ведь не сбежит из самолета на такой высоте. Стюарды обеспечивали пассажиров товарами и услугами, когда это было удобно, а сбор платы был весьма слабо связан с этим процессом, и сотрудникам авиакомпании не приходилось без нужды бегать взад-вперед по узким проходам. Конечно же, время от времени случались ошибки, но их стоимость никогда не превышала нескольких долларов, а система в целом была достаточно человечной и способной прощать ошибки; все были довольны, и работа была не в тягость.
После компьютеризации процесса приема денег за услугу, стюарду пришлось сначала получать плату от пассажиров, затем идти в самое начало салона, где находится консоль управления, набирать пароль обслуживающего персонала и выполнять транзакцию по регистрации оплаты. Лишь когда транзакция завершится, пассажир сможет посмотреть фильм или послушать музыку. Столь бестолковое проектирование продукта заставляло стюардов сотни раз впустую ходить взад-вперед по узким проходам - в течение одного рейса. От отчаяния стюарды устраивали короткое замыкание в начале каждого длинного рейса вскоре после взлета. Затем они вежливо объявляли пассажирам, что, к сожалению, система неисправна и в этом рейсе фильмов не будет.
Авиакомпания потратила миллионы долларов на создание системы столь отвратительной, что пользователи преднамеренно отключали ее, лишь бы не иметь с ней дела. Тысячи скучающих пассажиров - просто невинные жертвы. И все это на долгих трансокеанских рейсах, забитых, как правило, бесценными постоянными клиентами. Не могу назвать точную цифру потерь авиакомпании, но убежден, что все это обошлось ей катастрофически дорого.
Программное обеспечение полетных развлекательных систем работало с безупречной точностью, но не умело взаимодействовать с людьми, и поэтому его внедрение закончилось полным провалом. Почему компания не могла предвидеть столь печальный исход? Почему не увидела эту связь? Цель данной книги - ответить на такие вопросы и показать, как избежать подобных высокотехнологических катастроф.
- Алан Купер Психбольница в руках пациентов
- Содержание
- Часть I. Компьютерная безграмотность 27
- Глава 1. Загадки века информации 27
- Глава 2. Когнитивное сопротивление 44
- Часть II. Масштабные издержки 68
- Глава 3. Пустая трата денег 68
- Глава 4. Танцующий медведь 89
- Об авторе
- Благодарности
- Предисловие научного редактора
- Предисловие
- Введение Книга-обоснование
- Инженер, сведущий в бизнесе, либо бизнесмен, сведущий в технологии
- ЧастьI. Компьютерная безграмотность Глава 1. Загадки века информации Что получится, если скрестить компьютер с самолетом?
- Что получится, если скрестить компьютер с фотокамерой?
- Что получится, если скрестить компьютер с будильником?
- Что получится, если скрестить компьютер с автомобилем?
- Что получится, если скрестить компьютер с банком?
- Компьютер позволяет легко попасть в беду
- Коммерческое программное обеспечение тоже страдает
- Что получится, если скрестить компьютер с военным кораблем?
- Техноярость
- Индустрия в «несознанке»
- Мотивы создания этой книги
- Глава 2. Когнитивное сопротивление
- Поведение, не связанное с физическими силами
- Проектирование1- слово емкое
- Отношения между программистами и проектировщиками
- Большинство программ проектируются случайным образом
- Проектирование «взаимодействия» против проектирования «интерфейса»
- Отличительные черты продуктов, основанных на программном обеспечении
- Танцующий медведь
- Стоимость дополнительных возможностей программного обеспечения
- Апологеты и уцелевшие
- Наша реакция на когнитивное сопротивление
- Демократизация власти потребителя
- Виноват пользователь
- Программный апартеид
- ЧастьIi. Масштабные издержки Глава 3. Пустая трата денег
- Управление, ориентированное на крайние сроки сдачи
- Что такое «готово»?
- Закон Паркинсона
- Продукт, вечно не готовый к выпуску
- Поздний выпуск - не беда
- Торг за набор функций
- Кто главный? Программисты
- Возможности не всегда нужны
- Итерации и миф о непредсказуемости рынка
- Скрытые издержки некачественного программного обеспечения
- Дороже разработки по обходится только разработка плохого по
- Стоимость возможностей
- Издержки прототипирования
- Глава 4. Танцующий медведь
- Если это проблема, то почему ее до сих пор не решили?
- Жертва бытовой электроники
- Чем плохи почтовые клиенты
- Чем плохи программы для планирования
- Чем плохи календари
- Массовая веб-истерия
- Что не так с программным обеспечением?
- Программы забывают
- Программы ленивы
- Программы скупы на информацию
- Программы не гибки
- Программы возлагают вину на пользователей
- Программы не несут ответственности
- Глава 5. Нелояльность клиентов
- Привлекательность
- Одно сравнение
- Время выхода на рынок
- ЧастьIii. Как есть суп вилкой Глава 6. Психбольница в руках пациентов
- Вождение на заднем сиденье
- Подготовка катастрофы
- Компьютеры против людей
- Учим собак быть кошками
- Глава 7. НоmoLogicus
- Авиационный тест
- Психология программистов
- Программисты пожертвуют простотой ради контроля
- Программисты обменяют успех на понимание
- Программисты сосредотачиваются на исключительных ситуациях
- Программисты ведут себя грубо и прямолинейно
- Глава 8. Отмирающая культура
- Культура программирования
- Повторное использование кода
- Общепринятая культура
- Культура программирования в Мicrоsоft
- Культурная изоляция
- Шкурный интерес
- Дефицитный образ мыслей
- Обесчеловечивает процесс, а не технология