logo
Курс лекций по Информатике-2008-часть 2

Законодательная база информатизации общества

Высокие темпы информатизации, а также социально-экономические изменения в обществе, происшедшие в последние годы, требовали законодательного регулирования отношений, складывающихся в области информационных технологий. Эта проблема во многом была решена принятием Государственной Думой РФ 25 января Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации». В законе даны определения основных терминов: информация; информатизация; информационные системы; информационные ресурсы; конфиденциальная информация; собственник и владелец информационных ресурсов; пользователь информации. Государство гарантирует права владельца информации, независимо от форм собственности, распоряжаться ею в пределах, установленных законом. Владелец информации имеет право защищать свои информационные ресурсы, режим доступа к ним. В законе определены права и обязанности граждан и государства по доступу к информации. В нем установлен общий порядок разработки и сертификации информационных систем, технологий, средств их обеспечения, а также порядок лицензирования деятельности в сфере информационных технологий. В этом законе определены цели и режимы защиты информации, а также порядок защиты прав субъектов в сфере информационных процессов и информатизации.

Другим важным правовым документом, регламентирующим вопросы защиты информации в КС, является Закон Российской Федерации «О государственной тайне». Он принят Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 21.07.1993 года. Закон определяет уровни секретности государственной информации (грифы секретности) и соответствующую степень важности информации. Руководствуясь данным законом и «Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне», введенным в действие Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 года, соответствующие государственные служащие устанавливают гриф секретности информации. Отношения, связанные с созданием программ и баз данных, регулируются Законом Российской Федерации от 23.09.1992 года «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» и Законом Российской Федерации от 09.07.1993 года «Об авторском праве и смежных правах».

На основании приведенных правовых документов ведомства (министерства, объединения, корпорации и т. п.) разрабатывают нормативные документы (приказы, директивы, руководства, инструкции и др.), регламентирующие порядок использования и защиты информации в подведомственных организациях.

Российским уголовным и административным законодательством предусмотрена ответственность за совершение преступлений и правонарушений при работе с информацией, выраженной документально (бланк и пр.). Достаточно детально разработан вопрос установления ответственности за разглашение сведений, составляющих государственную и военную тайну.

Существующее законодательство позволяет классифицировать и установить ответственность за различные формы преступлений и правонарушений, связанных с информацией, представленной в виде сведений или документов.

Всего в УК РФ в настоящее время содержится 22 нормы, предусматривающие ответственность за перечисленные преступления. Рядом статей АК РФ также устанавливается административная ответственность за правонарушения, не представляющие собой большой общественной опасности.

Очевидно, что правоохранительное законодательство в области информационной безопасности должно максимально базироваться на существующих нормах уголовного и административного права. Однако в законодательстве до настоящего времени не нашли отражения две обширные темы, непосредственно связанные с обработкой информации и обеспечением прав личности.

Во-первых, не установлена ответственность за нарушение прав личности путем незаконного сбора персональных данных, их обработки, разглашения и отказа источнику в доступе к ним.

Во-вторых, отсутствуют разделы, устанавливающие ответственность субъектов отношений, возникающих на основе использования новых информационных технологий.

В то же время обработка информации с использованием новых информационных технологий имеет ряд существенных особенностей. К ним относятся:

Как утверждают специалисты, для решения задачи установления ответственности за злоупотребления с использованием компьютерной техники целесообразно:

1. Распространить на информацию и программы для ЭВМ, представленные в форме «Электронной копии», свойства объекта имущественного права, т.е., признать их объектом права собственности и товарным продуктом.

2. Установить правовой режим информации, предусматривающий ее обязательное документирование (как механизм признания информации объектом права собственности).

3. Признать противоправными умышленные деяния, подпадающие под категории «нарушение норм защиты», «хищение» (копирование), «несанкционированный доступ» и «разработка», а также – «распространение компьютерных вирусов» вне зависимости от последствий, к которым они привели.

4. Установить ответственность администрации за непринятие мер безопасности, приведшее к совершению компьютерных преступлений.

Важной составляющей правового регулирования в области информационных технологий является установление ответственности граждан за противоправные действия при работе с ИС. Преступления, совершенные с использованием ИС или причинившие ущерб владельцам компьютерных систем, получили название компьютерных преступлений. В нашей стране 1 января 1997 года введен в действие новый Уголовный кодекс Российской Федерации. В него впервые включена глава № 28, в которой определена уголовная ответственность за преступления в области компьютерных технологий.

В статье 272 предусмотрены наказания за неправомерный доступ к компьютерной информации. За данное деяние предусмотрены наказания, лежащие в диапазоне от денежного штрафа в размере 200 минимальных зарплат до лишения свободы на срок до 5 лет. Отягощающими вину обстоятельствами являются совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо лицом с использованием своего служебного положения, а равно имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети.

Статья 273 устанавливает ответственность за создание, использование и распространение вредоносных (вредительских) программ для ЭВМ. По этой статье предусмотрено наказание от штрафа в размере заработной платы или иного дохода осужденного за два месяца до лишения свободы на срок до семи лет (в зависимости от последствий).

В статье 274 определена ответственность за нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети. Нарушение правил эксплуатации лицом, имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, если это деяние причинило существенные вред, наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот часов. Если те же деяния повлекли тяжкие последствия, то предусмотрено лишение свободы на срок до 4 лет.