Этапы развития информационных технологий
Существует несколько точек зрения на развитие информационных технологий с использованием компьютеров, которые определяются различными признаками деления.
Общим для всех изложенных ниже подходов является то, что с появлением персонального компьютера начался новый этап развития информационной технологии. Основной целью становится удовлетворение персональных информационных потребностей человека как в профессиональной сфере, так и в бытовой.
По признаку - вид задач и процессов обработки информации - выделяются два этапа:
1-й этап (60 - 70-е гг.) - обработка данных в вычислительных центрах в режиме коллективного пользования. Основным направлением развития информационной технологии являлась автоматизация операционных рутинных действий человека.
2-й этап (с 80-х гг.) - создание информационных технологий, направленных на решение стратегических задач.
По признаку - проблемы, стоящие на пути информатизации общества - выделяются четыре этапа:
1-й этап (до конца 60-х гг.) характеризуется проблемой обработки больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств.
2-й этап (до конца 70-х гг.) связывается с распространением ЭВМ серии IBM/360. Проблема этого этапа - отставание программного обеспечения от уровня развития аппаратных средств.
3-й этап (с начала 80-х гг.) - компьютер становится инструментом непрофессионального пользователя, а информационные системы - средством поддержки принятия его решений. Проблемы - максимальное удовлетворение потребностей пользователя и создание соответствующего интерфейса работы в компьютерной среде.
4-й этап (с начала 90-х гг.) создание современной технологии межорганизационных связей и информационных систем. Проблемы того этапа весьма многочисленны. Наиболее существенными из них являются:
выработка соглашений и установление стандартов, протоколов компьютерной связи;
организация доступа к стратегической информации;
организация защиты и безопасности информации.
По признаку - преимущество, которое приносит компьютерная технология выделяются три этапа:
1-й этап (с начала 60-х гг.) характеризуется довольно эффективной обработкой информации при выполнении рутинных операций с ориентацией на централизованное коллективное использование ресурсов вычислительных центров. Основным критерием оценки эффективности создаваемых информационных систем была разница между затраченными на разработку и сэкономленными в результате внедрения средствами.
2-й этап (с середины 70-х гг.) связан с появлением персональных компьютеров. Изменился подход к созданию информационных систем - ориентация смещается в сторону индивидуального пользователя для поддержки принимаемых им решений.
3-й этап (с начала 90-х гг.) связан с понятием анализа стратегических преимуществ в бизнесе и основан на достижениях телекоммуникационной технологии распределенной обработки информации. Информационные системы имеют своей целью не просто увеличение эффективности обработки данных и помощь управленцу. Соответствующие информационные технологии должны помочь организации выстоять в конкурентной борьбе и получить преимущество.
По признаку - виды инструментария технологии - выделяются пять этапов:
1-й этап (до второй половины XIX в.) - "ручная" информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш.
2-й этап (с конца XIX в.) - "механическая" технология, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта.
3-й этап (40 - 60-е гг. XX в.) - "электрическая" технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны.
4-й этап (с начала 70-х гг.) - "электронная" технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов.
5-й этап (с середины 80-х гг.) - "компьютерная" ("новая") технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации.
В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети.
- Конспект лекций по дисциплине
- Содержание
- Раздел 1.Понятие информационной технологии 3
- Раздел 2.Виды информационных технологий 10
- Раздел 3.Организация информационных процессов 36
- Инструментарий информационной технологии
- Информационная технология и информационная система
- Этапы развития информационных технологий
- Особенности новых информационных технологий
- Проблемы использования информационных технологий
- Виды информационных технологий
- Общая классификация видов информационных технологий
- Структура управления организацией
- Классификация видов информационных технологий
- Информационная технология обработки данных
- Информационная технология управления
- Автоматизация офисной деятельности
- Информационная технология поддержки принятия решений
- Экспертные системы
- Типы экспертных систем
- Виды знаний
- Способы формализованного представления знаний в бз
- Области применения эс
- Организация информационных процессов
- Модели информационных процессов передачи, обработки, накопления данных
- Обобщенная схема технологического процесса обработки информации
- Сбор и регистрация информации
- Передача информации
- Обработка информации
- Хранение и накопление информации
- Системный подход к решению функциональных задач и к организации информационных процессов
- Информационные технологии в различных областях деятельности
- Информационные технологии в системах организационного управления
- Эвм при выборе решений в области технологии, организации, планирования и управления производством
- Возможности использования новых информационных технологий в системах организационного управления
- Информационные технологии в обучении
- Автоматизированные системы научных исследований
- Системы автоматизированного проектирования
- Геоинформационные системы и технологии
- Информационные технологии в распределенных системах
- Технологии распределенных вычислений (рв)
- Распределенные базы данных
- Технологии и модели "Клиент-сервер"
- Модель файлового сервера
- Модель удаленного доступа к данным
- Модель сервера базы данных
- Модель сервера приложений
- Технологии объектного связывания данных
- Технологии реплицирования данных
- Технологии компьютерного моделирования
- Понятие о компьютерном математическом моделировании.
- Общие сведения о компьютерном математическом моделировании
- Классификация математических моделей
- Этапы, цели и средства компьютерного математического моделирования
- Моделирования случайных процессов
- Особенности имитационного моделирования производственных систем
- Технологии создания программного обеспечения
- Общая характеристика технологии создания программного обеспечения
- Современные методы и средства разработки программного обеспечения
- Современные методы разработки по
- Инструментарий технологии программирования
- Средства для создания приложений
- Case-технологии
- Языки и системы программирования
- Развитие языков программирования
- Современные системы программирования
- Архитектура программных систем