Возможности использования новых информационных технологий в системах организационного управления
Современные информационные технологии определяются как непрерывные процессы обработки, хранения, передачи и отображения информации, направленные на эффективное использование информационных ресурсов, средств вычислительной техники и передачи данных при управлении системами различного класса и назначения.
ИТ существенно увеличивают степень автоматизации всех информационных процессов, что является предпосылкой для ускорения темпов научно-технического прогресса, повышения производительности и эффективности управленческого труда.
Основу современных информационных технологий составляют «четыре технических достижения:
развитие носителей информации, позволяющих хранить практически неограниченные объемы информации;
развитие средств связи, обеспечивающих доставку информации в любую точку земного шара без существенных ограничений во времени;
возможность автоматизированной обработки информации в местах ее возникновения с помощью персональной ЭВМ;
возможности удаленного доступа и обработки информации, хранящейся в распределенных базах и банках данных.
ИТ развивались в процессе целенаправленной интеграции средств хранения, обработки, передачи и представления информации в комплексные системы, обеспечивающие циркуляцию требуемых потоков данных в рамках определенных организационных систем.
На современном этапе автоматизированная обработка данных в организационных системах характеризуется переходом от централизованной обработки информации к распределенной (децентрализованной), на основе широкого применения персональных ЭВМ.
Объединение ЭВМ в сети (локальные и региональные) позволяет пользователям сочетать преимущества автономной распределенной обработки информации с возможностями индивидуального доступа к общим информационным ресурсам отдела, предприятия, района и т.д.
Ввод и обработка информации на рабочем месте сотрудника (руководителя и специалиста) с использованием ПК позволяет повысить качество, точность, своевременность и актуальность подготавливаемых документов и увеличить скорость их подготовки.
Объединение автоматизированных рабочих мест сотрудников в локальные вычислительные сети (ЛВС) позволяет снизить затраты на информационный обмен, решить задачу оптимального использования вычислительных мощностей и ресурсов. Включение в качестве элемента ЛВС высокопроизводительной ЭВМ с внешними запоминающими устройствами большого объема позволяет централизовать информацию, необходимую для совместной обработки всеми пользователями сети и исключить дублирование такой информации.
Технические средства "электронной почты" и вычислительных систем позволяют внедрять в организационных системах безбумажные технологии, при которых часть информационных потоков и массивов (файлов) переносятся на бумажный носитель лишь в строго регламентированных случаях, связанных в основном с подготовкой и представлением в официальных итоговых отчетов.
В современном учреждении выполняется несколько десятков видов работ, включающих:
осуществление информационных коммуникаций внутри организации и между организациями;
изучение, поиск, накопление и генерирование информации (чтение документов, подготовка отчетов, писем, ответов на письма, поиск необходимых данных, ведение архивов и т.п.);
анализ данных и принятие решений;
управление функционированием организации;
информационное обслуживание руководителей и т. д.
Основными элементами современного "электронного" учреждения являются автоматизированные рабочие места (АРМы) пользователей, системы редактирования текстов, базы данных и средства управления ими (СУБД), информационно-вычислительные сети, электронная почта, средства печати и копирования документов и др.
Автоматизированное рабочее место (АРМ) - вычислительная система, предназначенная для автоматизации профессиональной деятельности.
Производительность труда при использовании АРМ на рутинных операциях, применяемых при подготовке и передаче документов увеличивается в несколько раз за счет применения специального программного обеспечения.
Примеры функций пользователей - сотрудников, реализуемые на АРМе соответствующего типа являются:
подготовка документов, содержащих текстовые, табличные и графические фрагменты на основе анализа доступной информации;
хранение и поиск информации;
прием/передача документов (или их фрагментов) внутри учреждения и за его пределы;
обеспечение режима использования и надежного хранения документов.
Функции АРМов руководителей организации и ее подразделений существенно отличаются от функций АРМ сотрудника (служащего, специалиста).
К основным функциям руководителя относятся: долгосрочное и оперативное планирование работ, общение со смежными подразделениями, проведение рабочих совещаний, выдача поручений и контроль за их выполнением, регистрация и исполнение поручений руководства, оценка деятельности сотрудников, подразделения и организации в целом и другие функции. Большинство этих функций может быть успешно реализовано при наличии соответствующего прикладного программного обеспечения АРМ руководителя.
Таким образом, внедрение информационных технологий в процесс управления организациями не ограничивается только автоматизацией сбора, хранения и представления данных, а распространяется также на анализ информации и поддержку принятия решений. В большинстве случаев решения принимаются на основе математического моделирования технико-экономической ситуации в конкретной предметной области. Рассматриваемое в таком аспекте АРМ руководителя становится усилителем его интеллекта, помогает находить достаточно эффективные (неубыточные) управленческие решения в сложных, динамически изменяющихся ситуациях.
Необходимость в обмене информацией в различных сферах управленческой деятельности, получении новых сведений в результате коллективного обсуждения проблем привели к таким формам общения, как конференции, семинары, совещания.
Практически ни одна серьезная сделка, ни один договор не могут быть заключены без обсуждения на различных уровнях промежуточных результатов, итогов, вариантов решения, заслушивания оппонентов и принятия соответствующих решений. Эта идея была реализована новом виде информационного обслуживания - телеконференции. Участники таких конференций, удаленные друг от друга на сотни и тысячи километров, благодаря современной электронике могут видеть друг друга, обмениваться данными и графической информацией дискутировать в условиях, максимально приближенных к реальной конференции.
Организация телеконференций требует привлечения весьма разнообразной аппаратуры: терминалов, факсимильной связи, телевизионных камер, видеомагнитофонов, компьютеров, модемов, акустической аппаратуры.
Новейшей технологией информационного обслуживания организаций являются создание использование автоматизированных информационных систем интеллектуального типа (экспертные системы, функционирующие в режиме реального времени, ситуационные комнаты, интеллектуальные системы поддержки принятия решения и т.д.).
- Конспект лекций по дисциплине
- Содержание
- Раздел 1.Понятие информационной технологии 3
- Раздел 2.Виды информационных технологий 10
- Раздел 3.Организация информационных процессов 36
- Инструментарий информационной технологии
- Информационная технология и информационная система
- Этапы развития информационных технологий
- Особенности новых информационных технологий
- Проблемы использования информационных технологий
- Виды информационных технологий
- Общая классификация видов информационных технологий
- Структура управления организацией
- Классификация видов информационных технологий
- Информационная технология обработки данных
- Информационная технология управления
- Автоматизация офисной деятельности
- Информационная технология поддержки принятия решений
- Экспертные системы
- Типы экспертных систем
- Виды знаний
- Способы формализованного представления знаний в бз
- Области применения эс
- Организация информационных процессов
- Модели информационных процессов передачи, обработки, накопления данных
- Обобщенная схема технологического процесса обработки информации
- Сбор и регистрация информации
- Передача информации
- Обработка информации
- Хранение и накопление информации
- Системный подход к решению функциональных задач и к организации информационных процессов
- Информационные технологии в различных областях деятельности
- Информационные технологии в системах организационного управления
- Эвм при выборе решений в области технологии, организации, планирования и управления производством
- Возможности использования новых информационных технологий в системах организационного управления
- Информационные технологии в обучении
- Автоматизированные системы научных исследований
- Системы автоматизированного проектирования
- Геоинформационные системы и технологии
- Информационные технологии в распределенных системах
- Технологии распределенных вычислений (рв)
- Распределенные базы данных
- Технологии и модели "Клиент-сервер"
- Модель файлового сервера
- Модель удаленного доступа к данным
- Модель сервера базы данных
- Модель сервера приложений
- Технологии объектного связывания данных
- Технологии реплицирования данных
- Технологии компьютерного моделирования
- Понятие о компьютерном математическом моделировании.
- Общие сведения о компьютерном математическом моделировании
- Классификация математических моделей
- Этапы, цели и средства компьютерного математического моделирования
- Моделирования случайных процессов
- Особенности имитационного моделирования производственных систем
- Технологии создания программного обеспечения
- Общая характеристика технологии создания программного обеспечения
- Современные методы и средства разработки программного обеспечения
- Современные методы разработки по
- Инструментарий технологии программирования
- Средства для создания приложений
- Case-технологии
- Языки и системы программирования
- Развитие языков программирования
- Современные системы программирования
- Архитектура программных систем