Лекция 16
Тема: ИТ в образовании. Технология дистанционного обучения. Требования к электронным учебникам. Обучающие программы.
План:
Роль и значение автоматизированных обучающих систем в образовании;
Роль методического обеспечения;
Общие сведения об электронных учебниках;
Ключевые слова:
В условиях происходящих коренных изменений в системе высшего образования при переходе на многоуровневую систему подготовки специалистов резко возрастает роль и значение самостоятельной работы студентов (СРС), которая является необходимым условием развития у будущих специалистов целевой готовности к профессиональному самообразованию. Для эффективности СРС необходимо выполнение целого ряда условий:
обеспечение рационального сочетания объемов аудиторной и самостоятельной работы;
методически правильная организация аудиторной и самостоятельной работы студентов;
обеспечение студента необходимыми методическими материалами;
контроль за организацией и ходом СРС и наличие мер, поощряющих студента за ее качественное выполнение.
Одним из возможных путей практической реализации перечисленных условий и, как следствие, повышения эффективности СРС является использование в процессе обучения электронных учебников (ЭУ), позволяющих постоянно обновлять и дополнять исходную информацию, изменять параметры изучаемых моделей, что способствует лучшему уяснению их особенностей.
Развитие обучающих систем в настоящее время идет в направлении придания им свойства адаптации к целям и условиям обучения.
В течении почти ста лет психологи значительную часть своих научных усилий тратили на то, чтобы понять процесс «научения». При этом исследовались, главным образом, факторы, влияющие на быстроту усвоения и утрату полученных знаний. В результате этих усилий был установлен ряд надежных принципов, которые могут быть использованы для построения схем обучения.
Принципы обучения имеют прямое отношение к разработке автоматизированных обучающих систем, в частности и электронных учебников. Рассмотрим кратко каждый из этих принципов:
1. Обучение идет быстрее и усваивается глубже, если учащийся проявляет активный интерес к изучаемому предмету.
2. Обучение является более эффективным, если формы приобретения знаний и навыков таковы, что без труда могут быть перенесены в условия "реальной жизни", для чего они и предназначены. Обычно это означает, что учащемуся важнее научиться находить правильные ответы на вопросы, чем просто узнавать их.
3. Обучение идет быстрее, если учащийся "узнает результат" каждого своего ответа немедленно. Если ответ правилен, то учащийся должен тотчас получить подтверждение этого, если неправильный - он столь же быстро должен узнать об этом. Даже незначительная задержка резко тормозит обучение. В настоящее время наши учащиеся вынуждены часто подолгу ждать результатов своего ответа.
4. Обучение идет быстрее, если программа по предмету построена по принципу последовательного усложнения материала. Занятия следует начинать с самых простых заданий, для выполнения которых учащийся уже владеет необходимыми навыками и знаниями. Постоянно уровень сложности материала повышается. Это продолжается до тех пор, пока не будет достигнута желательная степень опытности и умения.
5. Знание результатов своей работы стимулируют выполнение очередного задания. Трудности, которые учащемуся необходимо преодолевать, должны возникать перед ним последовательно одна за другой, а успешное их преодоление развивает высокий уровень активности.
6. Поскольку обучение само по себе индивидуально, процесс обучения следует организовать так, чтобы каждый ученик мог проходить программу соответственно своим индивидуальным особенностям. По ряду причин одни усваивают материал быстрее других, поэтому обучение тех и других в одной группе затруднительно.
Решение многих из этих проблем возможно только с использованием обучающих программ. Лишь очень немногие из тех, кто работает в области создания таких программ, намереваются создать средство, предназначенное для замены учителя в классной аудитории. Самое большое, на что можно реально рассчитывать, - это надеяться, что эти системы облегчат труд учителя, освободив его от функций которые учитель и так почти не может выполнить, а именно на протяжении всего курса предмета, на каждом этапе немедленно после усвоения материала контролировать результат. Тогда у учителя будет больше возможностей для выполнения задач, которые под силу только человеку-учителю и в выполнении которых никакая машина не может его заменить.
- «Челябинский государственный педагогический университет»
- Рыжикова а.М.
- Информационные технологии содержание
- Предисловие
- Средства компьютерной и информационной техники в системе образования:
- Эволюция информационных технологий
- Вопросы
- Этапы развития информационных систем
- Области применения и примеры реализации информационных систем
- Основные компоненты автоматизированных информационных систем
- Лекция 3
- Ключевые слова
- Вопросы:
- Лекция 4
- Информационная технология как аналог технологии переработки материальных ресурсов
- Новая информационная технология
- Инструментарий информационных технологий
- Соотношения между информационной технологией и информационными системами
- Компоненты информационных технологий
- Лекция 5
- Характеристика и назначение
- Основные компоненты информационных технологий управления
- Структура управления организацией
- Персонал организации
- Прочие элементы организации
- Лекция 6
- Характеристика и назначение информационной технологии автоматизированного офиса
- Основные компоненты автоматизированного офиса
- Компьютерные конференции и телеконференции.
- Лекция 7
- Определение и понятие базы данных
- Понятие банка данных
- Преимущества банковской организации
- Компоненты банка данных
- Основные функции субд
- Управление транзакциями
- Журнализация
- Поддержка языков баз данных
- Лекция 8
- Общие сведения об интеллектуальных системах.
- Характеристика и назначение эс
- Модели представления знаний
- Логические модели
- Лекция 9
- Сетевые семантические модели
- Фреймовые модели
- Продукционные модели
- Основные компоненты эс
- Интерфейс пользователя
- База знаний
- Интерпретатор
- Модуль создания системы
- Лекция 10
- Характеристика и назначение систем поддержки решений
- Основные компоненты систем принятия решений
- База данных
- Система управления интерфейсом
- Лекция 11
- Характеристика и назначение биллинговых систем
- Структура и функции биллинговой системы
- Основные подсистемы, характерные для биллинга Подсистема предварительной обработки данных
- Подсистема оперативного управления биллингом
- Подсистема оповещения клиентов
- Стандарты биллинговых систем
- Лекция 12
- Концепции внутреннего и внешнего маркетинга - erp и crm
- Crм - управление отношениями с клиентами
- Что такое crm-система, ее функции
- Эффективность внедрения erp системы
- Основные движущие силы для начала внедрения erp системы
- Преимущества, которые дает компании erp система
- Лекция 13
- Лекция 14
- Организация взаимодействия устройств в сети
- Методы передачи данных в сетях эвм
- Протоколы в лвс
- Средства коммутации в компьютерных сетях
- Лекция 15
- Web-дизайн и браузеры
- Web-серверы
- Основные правила и этапы создания сайта
- Выбор структуры Web-страницы Создание фиксированных и гибких Web-страниц
- Лекция 16
- Роль методического обеспечения
- Содержание методического комплекса
- Общие сведения об электронных учебниках
- Лекция 17
- Появление internet
- Компоненты internet
- 8. Системы общения в реальном времени
- Узлы и клиенты
- Адрес компьютера в интернет
- Подключение к internet
- Список учебных и методических пособий Основной
- Дополнительный
- Материалы Интернет