Предисловие
В настоящее время наблюдается колоссальный и непрерывный рост информационных и телекоммуникационных технологий. В последние годы темпы развития и внедрения информационных и телекоммуникационных технологий в повседневную жизнь набирает все большие обороты. Информационная технология становится наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов общества.
Целью курса является изучение особенностей и возможностей информационных технологий, определение границ использования этих технологий в различных сферах человеческой деятельности. Особое внимание уделено информационным технологиям в телекоммуникациях и экономике. Одна из основных целей дисциплины – сформировать общее представление о роли и характере информационных технологий в различных областях человеческой деятельности. В лекциях изложены основные понятия и виды обеспечения информационных технологий и информационных систем, основы сетевых технологий.
Данный курс базируется на знаниях общих и профилирующих дисциплин. Учебным планом для этой дисциплины отводится: общее количество лекционных часов – 34 часа, практических часов – 32 часа.
Лекция 1
Тема: Введение. Определение и понятие информационных технологий (ИТ). Появление и развитие информационных технологий.
План
Основные определения и понятия об информации, информационных технологиях,;
Информационные технологии обучения;
Средства ИКТ в системе образования
Эволюция информационных технологий
Ключевые слова. Новые информационные технологии, технологии компьютерного обучения, компьютерные педагогические технологии,
В научной и научно-методической литературе, посвященной проблемам информатизации высшего профессионального образования (работы Б.С.Гершунского, А.Л.Денисовой, С.Р. Домановой, А.Н. Тихонова, Г.А.Козловой, И.В.Марусевой, И.В.Роберт, Ю.М.Цевенкова, Е.Ю.Семеновой и др.), часто встречаются такие однопорядковые синонимические выражения как "новые информационные технологии", "технологии компьютерного обучения", "компьютерные педагогические технологии" и др. Это свидетельствует о том, что терминология в этой области исследований и соответствующие ей понятия еще не устоялись.
Приход в вузы новых аппаратных, программных, коммуникационных средств, постепенно привели к вытеснению термина "компьютерные технологии" понятием "информационные технологии". Под информационными технологиями будем понимать процессы накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств. Они характеризуется средой, в которой осуществляются, и компонентами, которые она содержит:
техническая среда (вид используемой техники для решения основных задач);
программная среда (набор программных средств для реализации ИТО);
предметная среда (содержание конкретной предметной области науки, техники, знания);
методическая среда (инструкции, порядок пользования, оценка эффективности и др.).
Информация – все те сведения, которые уменьшают степень неопределенности нашего знания о конкретном объекте. Информационная технология (ИТ) – система процедур преобразования информации с целью формирования, организации, обработки, распространения и использования информации. Основу современных ИТ составляют:
компьютерная обработка информации по заданным алгоритмам;
-хранение больших объемов информации на машинных носителях;
-передача информации на любое расстояние в ограниченное время.
Информационные технологии обучения (ИТО)- совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи, и представления информации, расширяющей знания людей и развивающих их возможности по управлению техническими и социальными процессами.
Е.И. Машбиц и Н.Ф. Талызина рассматривают информационную технологию обучения как некоторую совокупность обучающих программ различных типов: от простейших программ, обеспечивающих контроль знаний, до обучающих систем, базирующихся на искусственном интеллекте.
В.Ф.Шолохович предлагает определять ИТО с точки зрения ее содержания как отрасль дидактики, занимающуюся изучением планомерно и сознательно организованного процесса обучения и усвоения знаний, в которых находят применение средства информатизации образования.
Содержательный анализ приведенных определений показывает, что в настоящее время существует два явно выраженных подхода к определению ИТО. В первом из них предлагается рассматривать ее как дидактический процесс, организованный с использованием совокупности внедряемых (встраеваемых) в системы обучения принципиально новых средств и методов обработки данных (методов обучения), представляющих целенаправленное создание, передачу, хранение и отображение информационных продуктов (данных, знаний, идей) с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями познавательной деятельностями обучаемых. Во втором случае речь идет о создании определенной технической среды обучения в которой ключевое место занимают используемые информационные технологии.
Таким образом, в первом случае речь идет об информационных технологиях обучения (ИТО) (как процессе обучения), а во втором случае о применении информационных технологий в обучении (как использование информационных средств в обучении).
ИТО следует понимать как приложение ИТ для создания новых возможностей передачи и восприятия знаний, оценки качества обучения и всестороннего развития личности.
В научно-методической и популярной литературе часто встречается термин новые информационные технологии (НИТ). Это достаточно широкое понятие для различных практических приложений. Прилагательное "новое" в данном случае подчеркивает новаторский, то есть принципиально отличающийся от предшествующего направления технического развития. Их внедрение является новаторским актом в том смысле, что кардинально изменяет содержание различных видов деятельности в организациях, учебных заведениях, быту и т.д.
Используя современные обучающие средства и инструментальные среды, можно создать прекрасно оформленные программные продукты, не вносящие ничего нового в развитие теории обучения. В этом случае можно говорить только об автоматизации тех или иных сторон процесса обучения, о переносе информации с бумажных носителей в компьютерный вариант и т.д.
Говорить же о новой информационной технологии обучения можно только в том случае, если:
она удовлетворяет основным принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводимость, целеобразования, целостность);
она решает задачи, которые ранее в дидактике не были теоретически или практически решены;
средством подготовки и передачи информации обучаемому выступает компьютерная и информационная техника.
Резюмируя сказанное, под информационной технологией обучения в профессиональной подготовке специалистов предлагается понимать систему общепедагогических, психологических, дидактических, частно методических процедур взаимодействия педагогов и обучаемых с учетом технических и человеческих ресурсов, направленную на проектирование и реализацию содержания, методов, форм и информационных средств обучения, адекватных целям образования, особенностям будущей деятельности и требованиям к профессионально важным качествам специалиста.
- «Челябинский государственный педагогический университет»
- Рыжикова а.М.
- Информационные технологии содержание
- Предисловие
- Средства компьютерной и информационной техники в системе образования:
- Эволюция информационных технологий
- Вопросы
- Этапы развития информационных систем
- Области применения и примеры реализации информационных систем
- Основные компоненты автоматизированных информационных систем
- Лекция 3
- Ключевые слова
- Вопросы:
- Лекция 4
- Информационная технология как аналог технологии переработки материальных ресурсов
- Новая информационная технология
- Инструментарий информационных технологий
- Соотношения между информационной технологией и информационными системами
- Компоненты информационных технологий
- Лекция 5
- Характеристика и назначение
- Основные компоненты информационных технологий управления
- Структура управления организацией
- Персонал организации
- Прочие элементы организации
- Лекция 6
- Характеристика и назначение информационной технологии автоматизированного офиса
- Основные компоненты автоматизированного офиса
- Компьютерные конференции и телеконференции.
- Лекция 7
- Определение и понятие базы данных
- Понятие банка данных
- Преимущества банковской организации
- Компоненты банка данных
- Основные функции субд
- Управление транзакциями
- Журнализация
- Поддержка языков баз данных
- Лекция 8
- Общие сведения об интеллектуальных системах.
- Характеристика и назначение эс
- Модели представления знаний
- Логические модели
- Лекция 9
- Сетевые семантические модели
- Фреймовые модели
- Продукционные модели
- Основные компоненты эс
- Интерфейс пользователя
- База знаний
- Интерпретатор
- Модуль создания системы
- Лекция 10
- Характеристика и назначение систем поддержки решений
- Основные компоненты систем принятия решений
- База данных
- Система управления интерфейсом
- Лекция 11
- Характеристика и назначение биллинговых систем
- Структура и функции биллинговой системы
- Основные подсистемы, характерные для биллинга Подсистема предварительной обработки данных
- Подсистема оперативного управления биллингом
- Подсистема оповещения клиентов
- Стандарты биллинговых систем
- Лекция 12
- Концепции внутреннего и внешнего маркетинга - erp и crm
- Crм - управление отношениями с клиентами
- Что такое crm-система, ее функции
- Эффективность внедрения erp системы
- Основные движущие силы для начала внедрения erp системы
- Преимущества, которые дает компании erp система
- Лекция 13
- Лекция 14
- Организация взаимодействия устройств в сети
- Методы передачи данных в сетях эвм
- Протоколы в лвс
- Средства коммутации в компьютерных сетях
- Лекция 15
- Web-дизайн и браузеры
- Web-серверы
- Основные правила и этапы создания сайта
- Выбор структуры Web-страницы Создание фиксированных и гибких Web-страниц
- Лекция 16
- Роль методического обеспечения
- Содержание методического комплекса
- Общие сведения об электронных учебниках
- Лекция 17
- Появление internet
- Компоненты internet
- 8. Системы общения в реальном времени
- Узлы и клиенты
- Адрес компьютера в интернет
- Подключение к internet
- Список учебных и методических пособий Основной
- Дополнительный
- Материалы Интернет