6.2. Основы моделирования
Модели́рование — построение и изучение моделей реально существующих предметов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя.
В силу многозначности понятия «модель» в науке и технике не существует единой классификации видов моделирования: классификацию можно проводить по характеру моделей, по характеру моделируемых объектов, по сферам приложения моделирования (в технике, физических науках, кибернетике и т. д.). Например, можно выделить следующие виды моделирования:
Компьютерное моделирование
Математическое моделирование
Математико-картографическое моделирование
Психологическое моделирование
Статистическое моделирование
Структурное моделирование
Физическое моделирование
Экономико-математическое моделирование
Имитационное моделирование
Эволюционное моделирование
и т. д.
Процесс моделирования включает три элемента:
субъект (исследователь),
объект исследования,
модель, определяющую (отражающую) отношения познающего субъекта и познаваемого объекта.
Первый этап построения модели предполагает наличие некоторых знаний об объекте-оригинале. Познавательные возможности модели обусловливаются тем, что модель отображает (воспроизводит, имитирует) какие-либо существенные черты объекта-оригинала. Вопрос о необходимой и достаточной мере сходства оригинала и модели требует конкретного анализа. Очевидно, модель утрачивает свой смысл как в случае тождества с оригиналом (тогда она перестает быть моделью), так и в случае чрезмерного во всех существенных отношениях отличия от оригинала. Таким образом, изучение одних сторон моделируемого объекта осуществляется ценой отказа от исследования других сторон. Поэтому любая модель замещает оригинал лишь в строго ограниченном смысле. Из этого следует, что для одного объекта может быть построено несколько «специализированных» моделей, концентрирующих внимание на определенных сторонах исследуемого объекта или же характеризующих объект с разной степенью детализации.
На втором этапе модель выступает как самостоятельный объект исследования. Одной из форм такого исследования является проведение «модельных» экспериментов, при которых сознательно изменяются условия функционирования модели и систематизируются данные о ее «поведении». Конечным результатом этого этапа является множество (совокупность) знаний о модели.
На третьем этапе осуществляется перенос знаний с модели на оригинал — формирование множества знаний. Одновременно происходит переход с «языка» модели на «язык» оригинала. Процесс переноса знаний проводится по определенным правилам. Знания о модели должны быть скорректированы с учетом тех свойств объекта-оригинала, которые не нашли отражения или были изменены при построении модели.
Четвертый этап — практическая проверка получаемых с помощью моделей знаний и их использование для построения обобщающей теории объекта, его преобразования или управления им.
Моделирование — циклический процесс. Это означает, что за первым четырехэтапным циклом может последовать второй, третий и т. д. При этом знания об исследуемом объекте расширяются и уточняются, а исходная модель постепенно совершенствуется. Недостатки, обнаруженные после первого цикла моделирования, обусловленные малым знанием объекта или ошибками в построении модели, можно исправить в последующих циклах.
- А.М. Петрова
- Информационные технологии в менеджменте
- Санкт-Петербург
- Раздел 1. (Модуль1) Информационные процессы, системы и технологии 6
- Раздел 2. (Модуль2) Технические и программные средства информатики 39
- Раздел 5. (Модуль5) Основы работы с базами данных 157
- Введение
- Раздел 1. (Модуль1) Информационные процессы, системы и технологии Тема 1. Основные понятия информатики и информатизация общества
- Тема 2. Основные сведения об информации и информационных процессах
- Тема 3. Информационные системы и технологии
- 3.1. Особенности (специфика) современных систем управления предприятием
- 3.2. Компьютерные технологии интеллектуальной поддержки управленческих решений
- 3.3. Case-средства. Общая характеристика и классификация
- 3.4. Реинжиниринг бизнес-процесcов
- 3.5. Использование olap и oltp технологий
- 3.6. Экспертные системы
- 3.7. Нейросетевые технологии
- Контрольные вопросы к разделу 1
- Раздел 2. (Модуль2) Технические и программные средства информатики Тема 4. Компьютерные системы и сети
- 4.1. Архитектура пэвм
- Р ис .6. Разметка диска
- 4.2. Компьютерные сети
- 4.3. Технологии работы в компьютерных сетях
- 4.4. Информационные интернет – технологии
- 4.5. Сетевые информационные технологии
- 4.6. Концепция Грид-вычислений
- 4.7. Обеспечение информационной безопасности в компьютерных сетях
- Основные типы компьютерных вирусов
- Тема 5. Программное обеспечение персонального компьютера
- Тема 6. Программирование на объектно-ориентированном языке Visual Basic
- 6.1. Основы алгоритмизации
- Алгоритм
- 6.2. Основы моделирования
- 6.3. Языки программирования
- 6.4. Основные понятия языка Visual Basic
- Integer Короткое целое числовое значение, занимает 2 байта. Используется для представления целых чисел в диапазоне от –32768 до 32767.
- Конкатенация строк
- Условный оператор if
- Контрольные вопросы к теме 6
- Какие виды файлов создаются и обрабатываются в Visual Basic?
- Контрольные вопросы к разделу 2
- Раздел 3. (Модуль3) Информационные технологии обработки текстовых документов Тема 7. Офисное программное обеспечение
- 7.1. Электронный офис
- 7.2. Электронные документы
- 7.3. Электронная цифровая подпись и автоматизация сэд
- 7.4. Защита электронного документооборота.
- Тема 8. Основы работы с текстовыми документами
- 8.1. Основы работы с текстовым процессором word.
- Контрольные вопросы раздела 3
- Раздел 4. (Модуль4) Информационные технологии обработки таблиц
- 4.1. Организация финансово-экономических расчетов в электронных таблицах.
- Тема 9. Организация вычислений в электронных таблицах
- Тема 10. Создание и редактирование диаграмм
- Тема 11. Основные средства анализа данных, содержащихся в таблицах
- Тема 12. Автоматизация расчетов в электронных таблицах
- Контрольные вопросы к разделу 4
- Тема 14. Субд Access и ее структура
- Тема 15. Работа с таблицами Access
- Тема 16. Конструирование запросов
- Тема 17. Конструирование форм и отчетов
- Тема 18. Средства автоматизации субд
- Контрольные вопросы к разделу 5