logo
1

2.4.1. Электронное декларирование

Международный опыт электронного декларирования основан на ис­пользовании единых информационных центров, которые используют централизованные базы данных результатов осуществления таможен­ных операций, ранее проведенных проверочных мероприятий, содер­жат информацию об участниках ВЭД. Эти же информационные центры осуществляют работу с рисками, а именно категоризацию поданных заявок на оформление. Влияние человеческого фактора сведено к нулю, так как система не только выдает рекомендации, но и контролирует их выполнение.

Электронная форма декларирования создает необходимые условия и ориентирована на реализацию единого сквозного алгоритма автома­тической обработки заявляемых в декларации сведений в центральной базе данных на уровне региональных таможенных управлений с осу­ществлением автоматического анализа рисков и выдачей соответству­ющих решений уполномоченному должностному лицу таможенного органа. Электронное декларирование реализовывалось в ФТС России по двум основным схемам — ЭД1 и ЭД2.

ЭДI — декларирование товаров и транспортных средств в электрон­ной форме через абонентский пункт в соответствии с Приказом ФТС России от 30.10.2006 г. № 1062 «Об обеспечении безопасности инфор­мации при информационном взаимодействии таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и сетями общего пользования» («старое электронное декларирование»).

ЭД2 — декларирование товаров и транспортных средств в электрон­ной форме с использованием сети «Интернет» в соответствии с При­казом ФТС России от 24.01.2008 г. № 52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электрон­ной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей "Интернет"» (Ин­тернет-декларирование).

В целях обеспечения безопасности информации, передаваемой меж­ду декларантами и таможенным органом при заявлении сведений о то­варах и транспортных средствах в электронной форме, была разработана и реализована технологическая схема защиты информации. Данная схе­ма определила порядок использования электронной цифровой подписи (далее — ЭЦП), документов и сведений, необходимых для таможенно­го контроля в электронной форме как до, так и после создания ведом­ственного удостоверяющего центра ФТС России, что позволило значи­тельно ускорить внедрение электронного декларирования в практику деятельности таможенных органов.

В соответствии с п. 3 ст. 179 ТК ТС таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использо­ванием таможенной декларации.

Декларация на товары подается в электронной форме. Правитель­ство Российской Федерации устанавливает перечни товаров, таможен­ных процедур, а также случаи, при которых декларирование может осу­ществляться в письменной форме (п. 1 ст. 204 ТК ТС).

В случае подачи декларации на товары в письменной форме такая декларация должна сопровождаться представлением ее электронной копии. В случаях, предусмотренных решением Комиссии Таможенного союза, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, устанавливает, что подача таможенной декларации в письменной форме не сопровождается представлением ее электронной копии (п. 5. ст. 204 ТК ТС).

Подача таможенной декларации в электронной форме может не сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе до­кументов, установленных ст. 240, 253, 265, 294, 299 и 308 настоящего Кодекса, если в таможенный орган ранее представлялись такие доку­менты, либо они могут быть представлены впоследствии в соответ­ствии с законодательством государства — члена Таможенного союза (п. 6 ст. 183ТКТС).

Решением комиссии Таможенного союза от 08.12.2010 г. № 494 утверждена Инструкция о порядке представления и использования та­моженной декларации в виде электронного документа (в соответствии сост. 180 и 183ТКТС).

Установлено, что сроки начала принятия таможенными органами го­сударств — членов Таможенного союза таможенных деклараций в виде электронного документа определяются законодательством государств — членов Таможенного союза.

Таможенная декларация в виде электронного документа (далее — ЭТД) представляется декларантом или таможенным представителем таможенному органу, правомочному в соответствии с таможенным за­конодательством Таможенного союза регистрировать таможенные де­кларации.

При совершении таможенных операций с использованием ЭТД, в том числе при выпуске товаров до подачи ЭТД в соответствии со ст. 197 ТК ТС, документы, представление которых предусмотрено та­моженным законодательством Таможенного союза, представляются в виде электронных документов и (или) документов на бумажных но­сителях, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств — членов Таможенного союза.

Структуры и форматы ЭТД определяются законодательством Тамо­женного союза и (или) законодательством государств — членов Тамо­женного союза.

Порядок информационного взаимодействия таможенных органов с декларантами и (или) таможенными представителями при соверше­нии таможенных операций, связанных с помещением товаров под та­моженную процедуру с использованием ЭТД, определяется в соответ­ствии с положениями гл. 4 ТКТС.

Особенности представления, использования и хранения ЭТД и до­кументов могут определяться таможенным законодательством государ­ств — членов Таможенного союза.

Преимуществами технологии электронного декларирования являются:

- сокращение времени осуществления таможенных операций за счет использования сведений о товарах в электронном виде и их подготовки до прибытия товаров;

- централизация информационных ресурсов, обеспечивающая се­лекцию товаров и анализ рисков для выработки рекомендаций по формам таможенного контроля.

Определен перечень электронных документов, формируемых тамо­женным органом (акты таможенного досмотра, уведомления, требо­вания). Схема осуществления электронного представления сведений показана на рис. 25.

Подробное описание по адресу: http://www.allmedia.ru/laws/Docum.Show.asp?DocumID=157822&DocumType=3

Система электронного декларирования ЭД-2 ФТС России как информационный сервис, доступный для участников ВЭД, функционирует с 2008 г. на основании приказа ФТС от 24.01.2008 г. «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей осуществления таможенных операций с товарами, в том числе с использованием международной ассоциации сетей Интернет» № 52. Рассмотрим более подробно работу данной системы.

Возможны две схемы взаимодействия участника ВЭД с системой ЭД — напрямую (рис. 26) и через информационного оператора.

К участникам прямой схемы предъявляются некоторые обязательные требования, в частности:

• на средства вычислительной техники информационной системы электронного представления сведений (ИС ЭПС) в обязательном порядке должны быть установлены лицензионные операционные системы, сертифицированные Федеральной службой по

Система электронного декларирования ЭД-2 ФТС России как ин­формационный сервис, доступный для участников ВЭД, функциони­рует с 2008 г.

техническому и экспортному контролю (далее — ФСТЭК Рос­сии) по требованиям безопасности информации;

- программное обеспечение ИС ЭПС должно быть включено в ре­естр оформленных и выданных свидетельств ПО ИС ЭПС.

Требования, предъявляемые к техническим средствам и средствам зашиты информации ИС ЭПС:

- на средства вычислительной техники ИС ЭПС в обязательном порядке должны быть установлены лицензионные средства анти­вирусной защиты информации, сертифицированные ФСТЭК Рос­сии и Федеральной службой безопасности России (далее — ФСБ России) по требованиям безопасности информации;

- для обеспечения целостности и юридической значимости пере­даваемой информации в процессе информационного взаимодей­ствия должны использоваться сертифицированные ФСБ России средства криптографической зашиты информации и электрон­ной цифровой подписи, совместимые с системой ведомственно.

Рассмотрим прямую схему работы.

Специалист по таможенному оформлению подготавливает электрон­ный пакет, состоящий из ТД, ДТС и описи, проставляет свою ЭЦП и от­правляет в ГНИВЦ, где проверяется право доступа конкретного участ­ника ВЭД к системе ЭД и достоверность его ЭЦП. Затем происходит пересылка пакета документов из ГНИВЦ по таможенной транспорт­ной технологической подсистеме в базу данных регионального тамо­женного управления, где ТД и другие документы проходят первичный форматный контроль, после чего поступают на таможенный пост, на котором и происходит осуществление таможенных операций.

После начала осуществления таможенных операций от таможни мо­жет прийти запрос на дополнительные документы. В ответ необходимо будет подготовить и отправить электронный документ. В случае необхо­димости проведения досмотра таможня присылает уведомление о до­смотре, получение которого надо будет подтвердить. После проведения досмотра декларанту высылается акт досмотра.

Сообщение о завершении таможенных операций (или о переводе на общеустановленный порядок таможенных операций) поступает к уча­стнику ВЭД, проходя обратно по таможенным каналам.

В случае организации схемы взаимодействия через информацион­ного оператора (рис. 27) возникают следующие преимущества:

- нет необходимости закупать дорогостоящее оборудование;

- нет необходимости согласовывать схему подключения;

- нет необходимости держать в штате квалифицированного IT-специалиста;

- нет необходимости проходить процесс сертификации;

- для работы с системой достаточно даже низкоскоростного интернет-канала;

- наличие квалифицированной технической поддержки со стороны оператора по вопросам связи с таможней.