logo
1

2.4.2. Система управления рисками

В соответствии с опытом применения системы управления риска­ми (СУР), обобщенным в Киотской конвенции (Стандартные прави­ла 6.3, 6.4, 6.5), для таможенных органов любой страны всегда суще­ствует элемент риска при оказании содействия передвижению товаров и физических лиц. Расширение методов контроля для обеспечения соблюдения таможенного законодательства должно осуществляться пропорционально уровню риска, который необходимо определить.

Уровень риска определяется в контексте приоритетов таможенных органов конкретной страны, в соответствии с выбранной стратегией применения мер тарифного и нетарифного регулирования.

От тотального контроля за всем, что перемещается через границу, современная таможня переходит к выборочному контролю, сосредо­точивая свои ограниченные ресурсы на предотвращении правонару­шений, имеющих наиболее негативные последствия для экономики и безопасности страны. В настоящее время уже разработаны обще­российские, региональные и местные профили рисков. Проводится работа по автоматизации создания проектов профилей риска, форми­рования базы данных профилей риска, их доведения до таможенных постов и выявления рисков при декларировании. Создан и начинает использоваться единый реестр субъектов внешнеэкономической дея­тельности.

Концептуальные вопросы развития СУР в ФТС России закреплены в Приказе ФТС от 11.01.2008 г. «Об утверждении инструкции о дей­ствиях должностных лиц таможенных органов при подготовке и рас­смотрении проектов профилей рисков, применении профилей рисков при таможенном контроле, их актуализации и отмене» №11.

В ТК ТС имеется специальная глава 18 «Система управления риска­ми», в которой определены следующие термины:

- анализ риска — систематическое использование имеющейся у та­моженных органов информации для определения обстоятельств и условий возникновения рисков, их идентификации и оценки ве­роятных последствий несоблюдения таможенного законодатель­ства таможенного союза. Риски разделяются на два типа: выяв­ленный и потенциальный;

- выявленный риск — факт, свидетельствующий о том, что наруше­ние таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства государств — членов Таможенного союза уже произошло и таможенные органы имеют информацию о данном факте;

- индикаторы риска — определенные критерии с заранее заданны­ми параметрами, отклонение от которых или соответствие кото­рым позволяет осуществлять выбор объекта контроля;

- потенциальный риск — риск, который не был выявлен, но усло­вия для его возникновения существуют;

- профиль риска — совокупность сведений об области риска, ин­дикаторах риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации рисков;

- область риска — отдельные сгруппированные объекты анализа риска, в отношении которых требуется применение отдельных форм таможенного контроля или их совокупности, а также по­вышение эффективности таможенного администрирования;

- оценка риска — систематическое определение возможности воз­никновения риска и последствий нарушений таможенного за­конодательства Таможенного союза в случае его возникновения;

- риск — степень вероятности несоблюдения таможенного зако­нодательства Таможенного союза и (или) законодательства госу­дарств — членов Таможенного союза;

- товары прикрытия — товары, которые с достаточной степенью вероятности могут декларироваться вместо товаров риска;

- товары риска — товары, перемещаемые через таможенную гра­ницу, в отношении которых выявлены риски или есть потенци­альные риски;

- управление риском — систематическая работа по разработке и практической реализации мер по предотвращению и миними­зации рисков, оценке эффективности их применения, а также контролю за совершением таможенных операций, предусматри­вающая непрерывное обновление, анализ и пересмотр имеющей­ся у таможенных органов информации;

- уровень риска — определяется в зависимости от вероятности воз­никновения риска и возможных последствий риска.

Цели применения СУР определены в ст. 128 ТК ТС.

Таможенные органы применяют СУР для определения товаров, тран­спортных средств международной перевозки, документов и лиц, подле­жащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, приме­няемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, а также степени проведения таможен­ного контроля.

Стратегия и тактика применения СУР определяется законодатель­ством государств — членов Таможенного союза.

Целями применения СУР являются:

- обеспечение в пределах компетенции таможенных органов мер по защите национальной (государственной) безопасности, жиз­ни и здоровья человека, охране окружающей среды;

- сосредоточение внимания на областях повышенного риска и обес­печение более эффективного использования имеющихся в рас­поряжении ресурсов;

- выявление, прогнозирование и предотвращение нарушений та­моженного законодательства Таможенного союза и/или зако­нодательства государств — членов Таможенного союза:

- имеющих устойчивый характер;

- связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, на­логов в значительных размерах;

- подрывающих конкурентоспособность товаров Таможенного союза;

- затрагивающих другие виды контроля, обеспечение соблю­дения которых возложено на таможенные органы;

- ускорение проведения таможенных операций при перемещении товаров через таможенную границу.

Таможенные органы осуществляют взаимный обмен информацией о применяемых мерах по минимизации рисков, а также иной инфор­мацией, способствующей повышению эффективности проведения та­моженного контроля, в порядке, установленном международным до­говором государств — членов Таможенного союза.

К объектам анализа риска в соответствии со ст. 129 ТК ТС отно­сятся:

- товары, находящиеся под таможенным контролем либо поме­шенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;

- транспортные средства международной перевозки;

- сведения, содержащиеся во внешнеэкономических договорах (контрактах) купли-продажи либо обмена, соглашениях либо иных документах на право владения, пользования и/или рас­поряжения товарами;

Общая технология автоматизированного принятия решений при про­ведении таможенных процедур в пункте пропуска должна включать три этапа (рис. 28).

1. Прием и ввод документов в автоматизированную систему инфор­мации из документов.

2. Автоматическая селекция товаров.

3. Анализ рисков и принятие решений.

На этапе приема документов от перевозчика (экспедитора) должна происходить проверка содержащихся в них сведений на логическую корректность, внутреннюю непротиворечивость, полноту и достаточ­ность для осуществления таможенных операций.

Результатом автоматической проверки документов является инфор­мирование перевозчика (экспедитора) об их приеме и регистрации или о причинах невозможности приема с перечнем ошибок и (или) не­достающих сведений. Если документы приняты, то они помещаются в базу данных регионального узла и в дальнейшем должны использо­ваться на этапе автоматической селекции товаров.

зационное обеспечение. Работа подразумевает и совершенствование профессиональной квалификации и навыков должностных лиц тамо­женных органов. Процесс управления рисками также направлен на распределение полномочий в ходе принятия решений между функ­циональными подразделениями ФТС России, которые, в рамках сво­ей компетенции, участвуют в разработке профилей рисков и опреде­лении порядка действий должностных лиц таможенных органов при применении системы управления рисками. Они проводят постоянный мониторинг показателей эффективности и результатов применения си­стемы управления рисками в целях своевременного выявления и реа­гирования на изменения, связанные с рисками.

Автоматизация бизнес-процессов реализует первоначальный кон­троль информации подаваемых в таможенные органы электронных до­кументов автоматически и обеспечивает возможность вмешательства инспекторов на последующих этапах. Избавление таможенных инспек­торов от рутинной работы по проверке подаваемых документов приве­дет к выполнению ими новой роли «менеджера по работе с исключения­ми». Автоматизация целевых бизнес-процессов на основе СУР приведет к тому, что большая часть действий, выполняемых таможенными ин­спекторами на постах в целом, будет инициирована средствами ЕАИС. Но в то же время от таможенных инспекторов будет требоваться пунк­туальное документирование всех операций, связанных с досмотром и вмешательствами, для обобщения знаний о выявленных и возможных нарушениях и рисках несоблюдения требований таможенного законо­дательства.