2.4.2. Система управления рисками
В соответствии с опытом применения системы управления рисками (СУР), обобщенным в Киотской конвенции (Стандартные правила 6.3, 6.4, 6.5), для таможенных органов любой страны всегда существует элемент риска при оказании содействия передвижению товаров и физических лиц. Расширение методов контроля для обеспечения соблюдения таможенного законодательства должно осуществляться пропорционально уровню риска, который необходимо определить.
Уровень риска определяется в контексте приоритетов таможенных органов конкретной страны, в соответствии с выбранной стратегией применения мер тарифного и нетарифного регулирования.
От тотального контроля за всем, что перемещается через границу, современная таможня переходит к выборочному контролю, сосредоточивая свои ограниченные ресурсы на предотвращении правонарушений, имеющих наиболее негативные последствия для экономики и безопасности страны. В настоящее время уже разработаны общероссийские, региональные и местные профили рисков. Проводится работа по автоматизации создания проектов профилей риска, формирования базы данных профилей риска, их доведения до таможенных постов и выявления рисков при декларировании. Создан и начинает использоваться единый реестр субъектов внешнеэкономической деятельности.
Концептуальные вопросы развития СУР в ФТС России закреплены в Приказе ФТС от 11.01.2008 г. «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей рисков, применении профилей рисков при таможенном контроле, их актуализации и отмене» №11.
В ТК ТС имеется специальная глава 18 «Система управления рисками», в которой определены следующие термины:
- анализ риска — систематическое использование имеющейся у таможенных органов информации для определения обстоятельств и условий возникновения рисков, их идентификации и оценки вероятных последствий несоблюдения таможенного законодательства таможенного союза. Риски разделяются на два типа: выявленный и потенциальный;
- выявленный риск — факт, свидетельствующий о том, что нарушение таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства государств — членов Таможенного союза уже произошло и таможенные органы имеют информацию о данном факте;
- индикаторы риска — определенные критерии с заранее заданными параметрами, отклонение от которых или соответствие которым позволяет осуществлять выбор объекта контроля;
- потенциальный риск — риск, который не был выявлен, но условия для его возникновения существуют;
- профиль риска — совокупность сведений об области риска, индикаторах риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации рисков;
- область риска — отдельные сгруппированные объекты анализа риска, в отношении которых требуется применение отдельных форм таможенного контроля или их совокупности, а также повышение эффективности таможенного администрирования;
- оценка риска — систематическое определение возможности возникновения риска и последствий нарушений таможенного законодательства Таможенного союза в случае его возникновения;
- риск — степень вероятности несоблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства государств — членов Таможенного союза;
- товары прикрытия — товары, которые с достаточной степенью вероятности могут декларироваться вместо товаров риска;
- товары риска — товары, перемещаемые через таможенную границу, в отношении которых выявлены риски или есть потенциальные риски;
- управление риском — систематическая работа по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их применения, а также контролю за совершением таможенных операций, предусматривающая непрерывное обновление, анализ и пересмотр имеющейся у таможенных органов информации;
- уровень риска — определяется в зависимости от вероятности возникновения риска и возможных последствий риска.
Цели применения СУР определены в ст. 128 ТК ТС.
Таможенные органы применяют СУР для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, а также степени проведения таможенного контроля.
Стратегия и тактика применения СУР определяется законодательством государств — членов Таможенного союза.
Целями применения СУР являются:
- обеспечение в пределах компетенции таможенных органов мер по защите национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровья человека, охране окружающей среды;
- сосредоточение внимания на областях повышенного риска и обеспечение более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов;
- выявление, прогнозирование и предотвращение нарушений таможенного законодательства Таможенного союза и/или законодательства государств — членов Таможенного союза:
- имеющих устойчивый характер;
- связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;
- подрывающих конкурентоспособность товаров Таможенного союза;
- затрагивающих другие виды контроля, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы;
- ускорение проведения таможенных операций при перемещении товаров через таможенную границу.
Таможенные органы осуществляют взаимный обмен информацией о применяемых мерах по минимизации рисков, а также иной информацией, способствующей повышению эффективности проведения таможенного контроля, в порядке, установленном международным договором государств — членов Таможенного союза.
К объектам анализа риска в соответствии со ст. 129 ТК ТС относятся:
- товары, находящиеся под таможенным контролем либо помешенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
- транспортные средства международной перевозки;
- сведения, содержащиеся во внешнеэкономических договорах (контрактах) купли-продажи либо обмена, соглашениях либо иных документах на право владения, пользования и/или распоряжения товарами;
Общая технология автоматизированного принятия решений при проведении таможенных процедур в пункте пропуска должна включать три этапа (рис. 28).
1. Прием и ввод документов в автоматизированную систему информации из документов.
2. Автоматическая селекция товаров.
3. Анализ рисков и принятие решений.
На этапе приема документов от перевозчика (экспедитора) должна происходить проверка содержащихся в них сведений на логическую корректность, внутреннюю непротиворечивость, полноту и достаточность для осуществления таможенных операций.
Результатом автоматической проверки документов является информирование перевозчика (экспедитора) об их приеме и регистрации или о причинах невозможности приема с перечнем ошибок и (или) недостающих сведений. Если документы приняты, то они помещаются в базу данных регионального узла и в дальнейшем должны использоваться на этапе автоматической селекции товаров.
зационное обеспечение. Работа подразумевает и совершенствование профессиональной квалификации и навыков должностных лиц таможенных органов. Процесс управления рисками также направлен на распределение полномочий в ходе принятия решений между функциональными подразделениями ФТС России, которые, в рамках своей компетенции, участвуют в разработке профилей рисков и определении порядка действий должностных лиц таможенных органов при применении системы управления рисками. Они проводят постоянный мониторинг показателей эффективности и результатов применения системы управления рисками в целях своевременного выявления и реагирования на изменения, связанные с рисками.
Автоматизация бизнес-процессов реализует первоначальный контроль информации подаваемых в таможенные органы электронных документов автоматически и обеспечивает возможность вмешательства инспекторов на последующих этапах. Избавление таможенных инспекторов от рутинной работы по проверке подаваемых документов приведет к выполнению ими новой роли «менеджера по работе с исключениями». Автоматизация целевых бизнес-процессов на основе СУР приведет к тому, что большая часть действий, выполняемых таможенными инспекторами на постах в целом, будет инициирована средствами ЕАИС. Но в то же время от таможенных инспекторов будет требоваться пунктуальное документирование всех операций, связанных с досмотром и вмешательствами, для обобщения знаний о выявленных и возможных нарушениях и рисках несоблюдения требований таможенного законодательства.
- 1. Архитектура информационных таможенных систем 4
- Глава 2. Информационно-техническая политика 39
- Глава 3. Единая автоматизированная
- Глава 4. Базы информационных данных 69
- Глава 5. Программные продукты, используемые
- Глава 6. Основы компьютерных телекоммуникаций 134
- 1. Архитектура таможенных систем
- 1.2. Операционные системы
- 1.2.1. Назначение и функции операционной системы
- 1.2.2. Архитектура операционной системы
- 1.2.3. Процессы и потоки, мультипрограммирование
- 1.2.4. Мультипроцессорная обработка
- 1.2.5. Управление памятью
- 1.2.6. Кэш-память
- 1.2.7. Организация ввода-вывода
- 1.3. Файловые системы
- 1.3.1. Логическая и физическая организация файловой системы
- 1. Небольшой файл (small)
- 2. Большой файл (large)
- 3. Очень большой файл (huge)
- 4. Сверхбольшой файл (extremely huge)
- 1. Небольшие каталоги (small indexes)
- 2. Большие каталоги (large indexes)
- 1.3.2. Сравнительный анализ быстродействия файловых систем fat и
- 2. Информационно-техническая политика фтс россии
- 2.4. Концепция информационно-технической
- 2.4.1. Электронное декларирование
- 2.4.2. Система управления рисками
- 2.4.3. Система предварительного информирования
- 2.4.4. «Зеленый коридор»
- 2.4.5. Оценка эффективности реализуемой системы организационных
- 3. Единая автоматизированная
- 3.1. Задачи автоматизации процессов
- 3.4. Принципы построения еаис
- 3.6. Типовые требования по безопасности
- 4. Базы информационных данных
- 4.1. Основные понятия процесса
- 4.2. Системы управления базой
- 4.3. Особенности баз данных, используемых в фтс россии
- 4.3.1. Центральная база данных
- 4.4. Распределенные технологии
- 4.5. Принципы построения систем поддержки
- 4.6. Принципы построения систем, ориентированных
- 4.6.1. Хранилища данных
- 4.6.2. Модели данных, используемые для хранилищ
- 4.6.3. Методы аналитической обработки данных в хранилище
- 4.6.4. Хранилища данных в еаис
- 4.7. Case-тбхнологии при проектировании таможенных
- 5. Программные продукты, используемые в фтс россии. Функциональные автоматизированные
- 5.1. Средства автоматизации органов управления фтс
- 5.2. Функциональные арм и их взаимодействие
- 5.2.1. Понятие об автоматизированном рабочем месте
- 5.2.2. Арм участников вэд
- 5.3. Автоматизированная система контроля
- 5.4. Автоматизированная система пограничного
- 5.5. Комплексные средства автоматизации
- 5.5.1. Аист-рт21
- 5.5.2. «Аист м»
- 6. Основы компьютерных телекоммуникаций
- 6.1. Структура компьютерных сетей.
- 6.1.1. Линии связи
- 6.1.2. Аппаратура линий связи
- 6.1.3. Технологии объединения отдельных компьютеров в сеть
- 6.1.4. Организация совместного использования линий связи
- 6.1.5. Адресация компьютеров
- 6.2. Способы коммутации и передачи данных в сетях
- 6.3. Сетевая технология ethernet
- 6.4. Структуризация — средство построения
- 6.5. Сетевые технологии token ring, fddi
- 6.5.1. Сетевая технология Token Ring
- 6.5.2. Сетевая технология fddi