2.4. Концепция информационно-технической
ПОЛИТИКИ ФТС РОССИИ
Совершенствование таможенных операций и таможенного контроля находится в неразрывной связи с уровнем развития и внедрения в деятельность таможенных органов информационных технологий. Это положение нашло свое отражение в Концепции развития таможенных органов Российской Федерации, в которой внедрение информационных технологий и автоматизированных систем управления определено стратегическим направлением деятельности ФТС России. Иерархия нормативных документов, составляющих правовую основу Концепции, представлена на рис. 21.
Внедрение в деятельность таможенных органов новых информационных технологий, в первую очередь для совершенствования таможенных операций и повышения эффективности таможенного контроля, является одной из основных задач, изложенных в Концепции информационно- технической политики ФТС России.
Информационно-техническая политика (ИТП) ФТС России — реализуемая на практике система целей, задач, принципов, критериев и вытекающих из них согласованных организационных и технических мер, связанных с разработкой, внедрением и применением информационно-технических средств в деятельности таможенных органов (рис. 22).
Целью ИТП является достижение качественно нового уровня информатизации таможенных органов и создание информационно-технической инфраструктуры, обеспечивающих эффективное выполнение задач, решаемых ФТС России.
Задачами ИТП являются:
- анализ и систематизация нормативно-правовой и методической базы;
- создание и внедрение в деятельность таможенных органов новых информационных технологий и организация их эффективного применения;
- создание и поддержание рациональной по составу и основным характеристикам системы информационно-технических средств (ИТС);
- развитие системы технического обслуживания и ремонта ИТС;
- совершенствование системы информационного взаимодействия таможенных органов с внешними организациями;
- создание единой системы информационной безопасности таможенных органов России;
- обеспечение необходимого уровня подготовки должностных лиц таможенных органов и специалистов информационно-технического профиля для работы в условиях широкого использования новых информационных технологий.
Масштабность и сложность задач по внедрению новых информационных технологий требуют уточнения принципов (рис. 23) и механизма их реализации (рис. 24) на базе системного подхода к решению проблем информатизации таможенных органов, управления процессами разработки, оснащения и внедрения автоматизированных информационных систем.
Внедрение и дальнейшее развитие новых информационных технологий может быть успешно осуществлено только в случае, когда это является завершающим этапом, которому предшествует целый комплекс взаимосвязанных мероприятий, выполняемых в строго определенной последовательности (см. рис. 24).
В Концепции информационно-технической политики определены базовые таможенные технологии, требующие комплексной автоматизации, и показано, что качественно новый уровень автоматизации деятельности региональных таможенных органов — таможенного по-
ста, таможни, регионального таможенного управления — достигается, прежде всего, за счет создания, развития автоматизированной информационной системы (АИС) региона.
Основными принципами построения АИС региона являются:
- сбор, хранение, обработка, анализ сведений и принятие решений о товарах, транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу
Таможенного союза, в централизованном информационном ресурсе;
- консолидированное хранение данных;
- объектно-ориентированная архитектура системы;
- централизованное администрирование информационно-вычислительной сети и баз данных из центра управления;
- удаленный доступ пользователей системы к ее информационным ресурсам на основе защищенной Web-технологии.
Внедрение данных принципов должно позволить уйти от обязательного использования бумажных носителей информации на всех этапах осуществления таможенных операций, уменьшить влияние субъективного фактора на принимаемые решения в процессе осуществления таможенных операций, повысить оперативность и адекватность принимаемых решений, а также достоверность и актуальность статистической информации.
Реализация новых принципов построения архитектуры АИС региона предполагает выполнение следующих работ:
- разработку архитектуры и программного обеспечения унифицированного узла хранения и обработки данных;
- внедрение узлов хранения и обработки данных по уровням иерархии таможенных органов региона в зависимости от пропускной способности каналов связи Ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети (ВИТС) ФТС России;
- создание комплекса централизованного администрирования информационно-вычислительной сети и баз данных.
Основой построения функциональных компонентов АИС региона является система формальных моделей процессов, описывающая виды деятельности таможенных органов и позволяющая с использованием CASE-технологии модернизировать программное обеспечение в соответствии с новыми таможенными технологиями.
В АИС региона поэтапно, по мере готовности нормативно-правовой базы, внедряются в практику работы таможенных органов технологии, основанные на электронном представлении информации. Для реализации этих технологий используются электронные документы, в том числе таможенные документы, содержащие в электронном виде всю необходимую информацию о товарах, а также информацию об участнике ВЭД. Электронные документы объединяются в архив электронных документов базы данных соответствующего таможенного органа.
Для повышения достоверности информации и оперативности ее обработки реализуется принцип однократного ввода документов. Для этого могут использоваться возможности удаленного электронного информирования (впоследствии декларирования), технологии смарт-карт и других методов и средств. При этом первичными являются достоверные электронные таможенные документы, а бумажные копии должны формироваться на основе электронных документов с соответствующими средствами защиты и идентификации.
Внедрение средств автоматического приема, проверки и передачи документов на вышестоящие уровни позволит исключить необходимость вторичного форматно-логического контроля и ускорить процесс формирования центральной и региональных баз данных. Основой развития АИС региона являются современные информационные технологии, обеспечивающие взаимодействие распределенных компонентов и их интеграцию в единую информационную систему на основе принципа консолидированного и централизованного хранения электронных документов. Работа пользователей с базами данных предусматривается в режиме «тонкого клиента» на основе защищенной WEB-технологии.
По мере развития ВИТС ФТС России будет усиливаться централизация хранения таможенной информации в базах данных, обеспечивая процессы таможенного контроля.
Одновременно в Концепции информационно-технической политики определены приоритетные направления развития информационных таможенных технологий в области технологий таможенного контроля. К основным направлениям относятся:
- автоматизация анализа рисков и выбор форм таможенного контроля с использованием системы управления рисками;
- автоматизация технологий документального контроля товаров и ввозящих их на территорию автотранспортных средств;
- совершенствование системы расчетов по таможенным платежам и учета участников внешнеэкономической деятельности с применением микропроцессорных карт;
- разработка и внедрение системы электронного декларирования товаров и транспортных средств;
- внедрение ситуационного моделирования в процесс автоматизации таможенных операций и таможенного контроля;
- разработка и внедрение системы электронной цифровой подписи;
- внедрение в охрану объектов таможенной инфраструктуры интегрированных систем безопасности.
- 1. Архитектура информационных таможенных систем 4
- Глава 2. Информационно-техническая политика 39
- Глава 3. Единая автоматизированная
- Глава 4. Базы информационных данных 69
- Глава 5. Программные продукты, используемые
- Глава 6. Основы компьютерных телекоммуникаций 134
- 1. Архитектура таможенных систем
- 1.2. Операционные системы
- 1.2.1. Назначение и функции операционной системы
- 1.2.2. Архитектура операционной системы
- 1.2.3. Процессы и потоки, мультипрограммирование
- 1.2.4. Мультипроцессорная обработка
- 1.2.5. Управление памятью
- 1.2.6. Кэш-память
- 1.2.7. Организация ввода-вывода
- 1.3. Файловые системы
- 1.3.1. Логическая и физическая организация файловой системы
- 1. Небольшой файл (small)
- 2. Большой файл (large)
- 3. Очень большой файл (huge)
- 4. Сверхбольшой файл (extremely huge)
- 1. Небольшие каталоги (small indexes)
- 2. Большие каталоги (large indexes)
- 1.3.2. Сравнительный анализ быстродействия файловых систем fat и
- 2. Информационно-техническая политика фтс россии
- 2.4. Концепция информационно-технической
- 2.4.1. Электронное декларирование
- 2.4.2. Система управления рисками
- 2.4.3. Система предварительного информирования
- 2.4.4. «Зеленый коридор»
- 2.4.5. Оценка эффективности реализуемой системы организационных
- 3. Единая автоматизированная
- 3.1. Задачи автоматизации процессов
- 3.4. Принципы построения еаис
- 3.6. Типовые требования по безопасности
- 4. Базы информационных данных
- 4.1. Основные понятия процесса
- 4.2. Системы управления базой
- 4.3. Особенности баз данных, используемых в фтс россии
- 4.3.1. Центральная база данных
- 4.4. Распределенные технологии
- 4.5. Принципы построения систем поддержки
- 4.6. Принципы построения систем, ориентированных
- 4.6.1. Хранилища данных
- 4.6.2. Модели данных, используемые для хранилищ
- 4.6.3. Методы аналитической обработки данных в хранилище
- 4.6.4. Хранилища данных в еаис
- 4.7. Case-тбхнологии при проектировании таможенных
- 5. Программные продукты, используемые в фтс россии. Функциональные автоматизированные
- 5.1. Средства автоматизации органов управления фтс
- 5.2. Функциональные арм и их взаимодействие
- 5.2.1. Понятие об автоматизированном рабочем месте
- 5.2.2. Арм участников вэд
- 5.3. Автоматизированная система контроля
- 5.4. Автоматизированная система пограничного
- 5.5. Комплексные средства автоматизации
- 5.5.1. Аист-рт21
- 5.5.2. «Аист м»
- 6. Основы компьютерных телекоммуникаций
- 6.1. Структура компьютерных сетей.
- 6.1.1. Линии связи
- 6.1.2. Аппаратура линий связи
- 6.1.3. Технологии объединения отдельных компьютеров в сеть
- 6.1.4. Организация совместного использования линий связи
- 6.1.5. Адресация компьютеров
- 6.2. Способы коммутации и передачи данных в сетях
- 6.3. Сетевая технология ethernet
- 6.4. Структуризация — средство построения
- 6.5. Сетевые технологии token ring, fddi
- 6.5.1. Сетевая технология Token Ring
- 6.5.2. Сетевая технология fddi