logo
1

2.4. Концепция информационно-технической

ПОЛИТИКИ ФТС РОССИИ

Совершенствование таможенных операций и таможенного контро­ля находится в неразрывной связи с уровнем развития и внедрения в деятельность таможенных органов информационных технологий. Это положение нашло свое отражение в Концепции развития тамо­женных органов Российской Федерации, в которой внедрение ин­формационных технологий и автоматизированных систем управления определено стратегическим направлением деятельности ФТС России. Иерархия нормативных документов, составляющих правовую основу Концепции, представлена на рис. 21.

Внедрение в деятельность таможенных органов новых информацион­ных технологий, в первую очередь для совершенствования таможенных операций и повышения эффективности таможенного контроля, является одной из основных задач, изложенных в Концепции информационно- технической политики ФТС России.

Информационно-техническая политика (ИТП) ФТС России — реа­лизуемая на практике система целей, задач, принципов, критериев и вытекающих из них согласованных организационных и технических мер, связанных с разработкой, внедрением и применением инфор­мационно-технических средств в деятельности таможенных органов (рис. 22).

Целью ИТП является достижение качественно нового уровня инфор­матизации таможенных органов и создание информационно-техни­ческой инфраструктуры, обеспечивающих эффективное выполнение задач, решаемых ФТС России.

Задачами ИТП являются:

- анализ и систематизация нормативно-правовой и методической базы;

- создание и внедрение в деятельность таможенных органов но­вых информационных технологий и организация их эффективного применения;

- создание и поддержание рациональной по составу и основным ха­рактеристикам системы информационно-технических средств (ИТС);

- развитие системы технического обслуживания и ремонта ИТС;

- совершенствование системы информационного взаимодействия таможенных органов с внешними организациями;

- создание единой системы информационной безопасности таможен­ных органов России;

- обеспечение необходимого уровня подготовки должностных лиц таможенных органов и специалистов информационно-техниче­ского профиля для работы в условиях широкого использования новых информационных технологий.

Масштабность и сложность задач по внедрению новых информаци­онных технологий требуют уточнения принципов (рис. 23) и механиз­ма их реализации (рис. 24) на базе системного подхода к решению про­блем информатизации таможенных органов, управления процессами разработки, оснащения и внедрения автоматизированных информа­ционных систем.

Внедрение и дальнейшее развитие новых информационных техно­логий может быть успешно осуществлено только в случае, когда это является завершающим этапом, которому предшествует целый ком­плекс взаимосвязанных мероприятий, выполняемых в строго опреде­ленной последовательности (см. рис. 24).

В Концепции информационно-технической политики определены базовые таможенные технологии, требующие комплексной автома­тизации, и показано, что качественно новый уровень автоматизации деятельности региональных таможенных органов — таможенного по-

ста, таможни, регионального таможенного управления — достигается, прежде всего, за счет создания, развития автоматизированной инфор­мационной системы (АИС) региона.

Основными принципами построения АИС региона являются:

- сбор, хранение, обработка, анализ сведений и принятие решений о товарах, транспортных средствах, перемещаемых через тамо­женную границу

Таможенного союза, в централизованном ин­формационном ресурсе;

- консолидированное хранение данных;

- объектно-ориентированная архитектура системы;

- централизованное администрирование информационно-вычис­лительной сети и баз данных из центра управления;

- удаленный доступ пользователей системы к ее информационным ресурсам на основе защищенной Web-технологии.

Внедрение данных принципов должно позволить уйти от обязатель­ного использования бумажных носителей информации на всех этапах осуществления таможенных операций, уменьшить влияние субъектив­ного фактора на принимаемые решения в процессе осуществления таможенных операций, повысить оперативность и адекватность при­нимаемых решений, а также достоверность и актуальность статисти­ческой информации.

Реализация новых принципов построения архитектуры АИС регио­на предполагает выполнение следующих работ:

- разработку архитектуры и программного обеспечения унифици­рованного узла хранения и обработки данных;

- внедрение узлов хранения и обработки данных по уровням ие­рархии таможенных органов региона в зависимости от пропуск­ной способности каналов связи Ведомственной интегрирован­ной телекоммуникационной сети (ВИТС) ФТС России;

- создание комплекса централизованного администрирования ин­формационно-вычислительной сети и баз данных.

Основой построения функциональных компонентов АИС регио­на является система формальных моделей процессов, описывающая виды деятельности таможенных органов и позволяющая с использова­нием CASE-технологии модернизировать программное обеспечение в соответствии с новыми таможенными технологиями.

В АИС региона поэтапно, по мере готовности нормативно-правовой базы, внедряются в практику работы таможенных органов технологии, основанные на электронном представлении информации. Для реали­зации этих технологий используются электронные документы, в том числе таможенные документы, содержащие в электронном виде всю необходимую информацию о товарах, а также информацию об участ­нике ВЭД. Электронные документы объединяются в архив электрон­ных документов базы данных соответствующего таможенного органа.

Для повышения достоверности информации и оперативности ее обработки реализуется принцип однократного ввода документов. Для этого могут использоваться возможности удаленного электронного информирования (впоследствии декларирования), технологии смарт-карт и других методов и средств. При этом первичными являются до­стоверные электронные таможенные документы, а бумажные копии должны формироваться на основе электронных документов с соответ­ствующими средствами защиты и идентификации.

Внедрение средств автоматического приема, проверки и передачи документов на вышестоящие уровни позволит исключить необходи­мость вторичного форматно-логического контроля и ускорить про­цесс формирования центральной и региональных баз данных. Осно­вой развития АИС региона являются современные информационные технологии, обеспечивающие взаимодействие распределенных ком­понентов и их интеграцию в единую информационную систему на основе принципа консолидированного и централизованного хране­ния электронных документов. Работа пользователей с базами данных предусматривается в режиме «тонкого клиента» на основе защищен­ной WEB-технологии.

По мере развития ВИТС ФТС России будет усиливаться централи­зация хранения таможенной информации в базах данных, обеспечи­вая процессы таможенного контроля.

Одновременно в Концепции информационно-технической поли­тики определены приоритетные направления развития информацион­ных таможенных технологий в области технологий таможенного кон­троля. К основным направлениям относятся:

- автоматизация анализа рисков и выбор форм таможенного кон­троля с использованием системы управления рисками;

- автоматизация технологий документального контроля товаров и ввозящих их на территорию автотранспортных средств;

- совершенствование системы расчетов по таможенным платежам и учета участников внешнеэкономической деятельности с при­менением микропроцессорных карт;

- разработка и внедрение системы электронного декларирования товаров и транспортных средств;

- внедрение ситуационного моделирования в процесс автоматиза­ции таможенных операций и таможенного контроля;

- разработка и внедрение системы электронной цифровой подписи;

- внедрение в охрану объектов таможенной инфраструктуры инте­грированных систем безопасности.