Эволюция архитектуры power в направлении архитектуры PowerPc
Компания IBM распространяет влияние архитектуры POWER в направлении малых систем с помощью платформы PowerPC. Архитектура POWER в этой форме может обеспечивать уровень производительности и масштабируемость, превышающие возможности современных персональных компьютеров. PowerPC базируется на платформе RS/6000 в дешевой конфигурации. В архитектурном плане основные отличия этих двух разработок заключаются лишь в том, что системы PowerPC используют однокристальную реализацию архитектуры POWER, изготавливаемую компанией Motorola, в то время как большинство систем RS/6000 используют многокристальную реализацию. Имеется несколько вариаций процессора PowerPC, обеспечивающих потребности портативных изделий и настольных рабочих станций, но это не исключает возможность применения этих процессоров в больших системах. Первым на рынке был объявлен процессор 601, предназначенный для использования в настольных рабочих станциях компаний IBM и Apple. За ним последовали кристаллы 603 для портативных и настольных систем начального уровня и 604 для высокопроизводительных настольных систем. Наконец, процессор 620 разработан специально для серверных конфигураций и ожидается, что со своей 64-битовой организацией он обеспечит исключительно высокий уровень производительности.
При разработке архитектуры PowerPC для удовлетворения потребностей трех различных компаний (Apple, IBM и Motorola) при сохранении совместимости с RS/6000, в архитектуре POWER было сделано несколько изменений в следующих направлениях:
упрощение архитектуры с целью ее приспособления ее для реализации дешевых однокристальных процессоров;
устранение команд, которые могут стать препятствием повышения тактовой частоты;
устранение архитектурных препятствий суперскалярной обработке и внеочередному выполнению команд;
добавление свойств, необходимых для поддержки симметричной многопроцессорной обработки;
добавление новых свойств, считающихся необходимыми для будущих прикладных программ;
ясное определение линии раздела между "архитектурой" и "реализацией";
обеспечение длительного времени жизни архитектуры путем ее расширения до 64-битовой.
Архитектура PowerPC поддерживает ту же самую базовую модель программирования и назначение кодов операций команд, что и архитектура POWER. В тех местах, где были сделаны изменения, которые могли потенциально препятствовать процессорам PowerPC выполнять существующие двоичные коды RS/6000, были расставлены "ловушки", обеспечивающие прерывание и эмуляцию с помощью программного обеспечения. Такие изменения вводились, естественно, только в тех случаях, если соответствующая возможность либо использовалась не очень часто в кодах прикладных программ, либо была изолирована в библиотечных программах, которые можно просто заменить.
PowerPC 601
Первый микропроцессор PowerPC, PowerPC 601, в настоящее время выпускается как компанией IBM, так и компанией Motorola. Он представляет собой процессор среднего класса и предназначен для использования в настольных вычислительных системах малой и средней стоимости. Он был разработан в качестве переходной модели от архитектуры POWER к архитектуре PowerPC и реализует возможности обеих архитектур. При этом двоичные коды RS/6000 выполняются на нем без изменений, что дало дополнительное время разработчикам компиляторов для освоения архитектуры PowerPC, а также разработчикам прикладных систем, которые должны перекомпилировать свои программы, чтобы полностью использовать возможности архитектуры PowerPC.
Процессор 601 базировался на однокристальном процессоре IBM, который был разработан к моменту создания альянса трех ведущих фирм. Но по сравнению со своим предшественником, PowerPC 601 претерпел серьезные изменения в сторону повышения производительности и снижения стоимости. Например, в его состав было включено более сложное устройство переходов, расширенные возможностями мультипроцессорной работы, включая интерфейс шины высокопроизводительного процессора 88110 компании Motorola. В Power 601 реализована суперскалярная обработка, позволяющая выдавать на выполнение в каждом такте 3 команды, возможно не в порядке их расположения в программном коде.
Процессор PowerPC 603
PowerPC 603 является первым микропроцессором в семействе PowerPC, который полностью поддерживает архитектуру PowerPC (рис. 8.13). Он включает пять функциональных устройств: устройство переходов, целочисленное устройство, устройство плавающей точки, устройство загрузки/записи и устройство системных регистров, а также две, расположенных на кристалле кэш-памяти для команд и данных, емкостью по 8 Кбайт. Поскольку PowerPC 603 - суперскалярный микропроцессор, он может выдавать в эти исполнительные устройства и завершать выполнение до трех команд в каждом такте. Для увеличения производительности PowerPC 603 допускает внеочередное выполнение команд. Кроме того он обеспечивает программируемые режимы снижения потребляемой мощности, которые дают разработчикам систем гибкость реализации различных технологий управления питанием.
При обработке в процессоре команды распределяются по пяти исполнительным устройствам в заданном программой порядке. Если отсутствуют зависимости по операндам, выполнение происходит немедленно. Целочисленное устройство выполняет большинство команд за один такт. Устройство плавающей точки имеет конвейерную организацию и выполняет операции с плавающей точкой как с одинарной, так и с двойной точностью. Команды условных переходов обрабатывается в устройстве переходов. Если условия перехода доступны, то решение о направлении перехода принимается немедленно, в противном случае выполнение последующих команд продолжается по предположению (спекулятивно). Команды, модифицирующие состояние регистров управления процессором, выполняются устройством системных регистров. Наконец, пересылки данных между кэш-памятью данных, с одной стороны, и регистрами общего назначения и регистрами плавающей точки, с другой стороны, обрабатываются устройством загрузки/записи.
В случае промаха при обращении к кэш-памяти, обращение к основной памяти осуществляется с помощью 64-битовой высокопроизводительной шины, подобной шине микропроцессора MC88110. Для максимизации пропускной способности и, как следствие, увеличения общей производительности кэш-память взаимодействует с основной памятью главным образом посредством групповых операций, которые позволяют заполнить строку кэш-памяти за одну транзакцию.
После окончания выполнения команды в исполнительном устройстве ее результаты направляются в буфер завершения команд (completion buffer) и затем последовательно записываются в соответствующий регистровый файл по мере изъятия команд из буфера завершения. Для минимизации конфликтов по регистрам, в процессоре PowerPC 603 предусмотрены отдельные наборы из 32 целочисленных регистров общего назначения и 32 регистров плавающей точки.
Рис. 8.13. Блок-схема процессора Power PC 603
PowerPC 604
Суперскалярный процессор PowerPC 604 обеспечивает одновременную выдачу до четырех команд. При этом параллельно в каждом такте может завершаться выполнение до шести команд. На рис. 8.14 представлена блок-схема процессора 604. Процессор включает шесть исполнительных устройств, которые могут работать параллельно:
устройство плавающей точки (FPU);
устройство выполнения переходов (BPU);
устройство загрузки/записи (LSU);
три целочисленных устройства (IU):
два однотактных целочисленных устройства (SCIU);
одно многотактное целочисленное устройство (MCIU).
Рис. 8.14. Блок-схема процессора Power PC 604
Такая параллельная конструкция в сочетании со спецификацией команд PowerPC, допускающей реализацию ускоренного выполнения команд, обеспечивает высокую эффективность и большую пропускную способность процессора. Применяемые в процессоре 604 буфера переименования регистров, буферные станции резервирования, динамическое прогнозирование направления условных переходов и устройство завершения выполнения команд существенно увеличивают пропускную способность системы, гарантируют завершение выполнения команд в порядке, предписанном программой, и обеспечивают реализацию модели точного прерывания.
В процессоре 604 имеются отдельные устройства управления памятью и отдельные по 16 Кбайт внутренние кэши для команд и данных. В нем реализованы два буфера преобразования виртуальных адресов в физические TLB (отдельно для команд и для данных), содержащие по 128 строк. Оба буфера являются двухканальными множественно-ассоциативными и обеспечивают переменный размер страниц виртуальной памяти. Кэш-памяти и буфера TLB используют для замещения блоков алгоритм LRU.
Процессор 604 имеет 64-битовую внешнюю шину данных и 32-битовую шину адреса. Интерфейсный протокол процессора 604 позволяет нескольким главным устройствам шины конкурировать за системные ресурсы при наличии централизованного внешнего арбитра. Кроме того, внутренние логические схемы наблюдения за шиной поддерживают когерентность кэш-памяти в мультипроцессорных конфигурациях. Процессор 604 обеспечивает как одиночные, так и групповые пересылки данных при обращении к основной памяти.
PowerPC 620
К концу 1995 года ожидается появление нового процессора PowerPC 620. В отличие от своих предшественников это будет полностью 64-битовый процессор. При работе на тактовой частоте 133 МГц его производительность оценивается в 225 единиц SPECint92 и 300 единиц SPECfp92, что соответственно на 40 и 100% больше показателей процессора PowerPC 604.
Подобно другим 64-битовым процессорам, PowerPC 620 содержит 64-битовые регистры общего назначения и плавающей точки и обеспечивает формирование 64-битовых виртуальных адресов. При этом сохраняется совместимость с 32-битовым режимом работы, реализованным в других моделях семейства PowerPC.
В процессоре имеется кэш-память данных и команд общей емкостью 64 Кбайт, интерфейсные схемы управления кэш-памятью второго уровня, 128-битовая шина данных между процессором и основной памятью, а также логические схемы поддержания когерентного состояния памяти при организации многопроцессорной системы.
Процессор PowerPC 620 нацелен на рынок высокопроизводительных рабочих станций и серверов.
- Вычислительные машины, системы и сети
- Тема 1. Введение в предмет
- Умножение чисел в дополнительных кодах
- Операция умножения над обратными кодами сомножителей
- Выполнение операции сложения над числами с плавающей запятой
- 6. Стадии выполнения команды и способы адресации
- Тема 2. Оcновные архитектурные понятия Лекция 4. Определение понятия "архитектура"
- Архитектура системы команд. Классификация процессоров (cisc и risc)
- Лекция 5. Методы адресации и типы данных Методы адресации
- Типы команд
- Команды управления потоком команд
- Типы и размеры операндов
- Тема 3. Функциональная структура и организация процессора
- Структура конвейера процессора р6
- Процессор Pentium Pro
- Характеристики процессоров р6
- Характеристики процессоров amd
- Форматы чисел блоков sse
- Лекция 12: Сравнительный анализ процессоров с различной архитектурой Особенности процессоров с архитектурой sparc компании Sun Microsystems
- Процессоры pa-risc компании Hewlett-Packard
- Процессор mc88110 компании Motorola
- Особенности архитектуры Alpha компании dec
- Особенности архитектуры power компании ibm и PowerPc компаний Motorola, Apple и ibm
- Архитектура power
- Эволюция архитектуры power в направлении архитектуры PowerPc
- Тема 4. Структурные модели современных системных плат
- Тема 5. Организация памяти в эвм
- 2. Постоянные и полупостоянные запоминающие устройства
- 3. Оперативные запоминающие устройства
- 4. Характеристики обмена и типы оперативной памяти
- 7. Сегментация памяти
- 8. Страничная организация памяти
- Тема 6. Организация ввода-вывода
- Системные и локальные шины
- Устройства ввода/вывода Основные типы устройств ввода/вывода
- 2.1. Шины микропроцессорной системы
- 2.2. Циклы обмена информацией
- 2.3. Прохождение сигналов по магистрали
- Тема 2. Оценка производительности вычислительных систем
- Тема 5. Многопроцессорные системы Лекция 18: Классификация систем параллельной обработки данных
- Многопроцессорные системы с общей памятью
- Многопроцессорные системы с локальной памятью и многомашинные системы
- Тема 9. Организация микроконтроллеров
- 4.1. Классификация и структура микроконтроллеров
- 4.2. Процессорное ядро микроконтроллера
- Тема 10. Однокристальные микроконтроллеры серии pic
- 5.1. Основные особенности микроконтроллеров серии pic
- 5.2. Микроконтроллеры подгруппы pic16f8x
- Тема 11. Проектирование устройств на микроконтроллерах
- 6.1. Разработка микропроцессорной системы на основе микроконтроллера
- Тема 12. Системы высокой готовности и отказоустойчивые системы
- Подсистемы внешней памяти высокой готовности
- Требования, предъявляемые к системам высокой готовности
- Конфигурации систем высокой готовности
- Требования к системному программному обеспечению
- Требования высокой готовности к прикладному программному обеспечению
- Требования к сетевой организации и к коммуникациям
- Базовая модель vax/vms кластеров
- Критерии оценки кластеров Gartner Group
- Кластеры Alpha/osf компании dec
- Unix-кластеры компании ibm
- Кластеры at&t gis
- Кластеры Sequent Computer Systems
- Системы высокой готовности Hewlett-Packard
- Кластерные решения Sun Microsystems
- Отказоустойчивые решения Data General
- Список сокращений