«История России»
Цель дисциплины: сформировать у студентов комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.
Задачи дисциплины заключаются в развитии следующих знаний, умений и навыков личности:
понимание гражданственности и патриотизма как преданности своему Отечеству, стремления своими действиями служить его интересам, в т.ч. и защите национальных интересов России;
знание движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе, политической организации общества;
воспитание нравственности, морали, толерантности;
понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;
понимание места и роли области деятельности выпускника в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами;
способность работы с разноплановыми источниками; способность к эффективному поиску информации и критике источников;
навыки исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
умение логически мыслить, вести научные дискуссии;
творческое мышление, самостоятельность суждений, интерес к отечественному и мировому культурному и научному наследию, его сохранению и преумножению.
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
основные направления, проблемы, теории и методы истории;
движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества;
различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории;
основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
Уметь:
логически мыслить, вести научные дискуссии;
работать с разноплановыми источниками;
осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;
получать, обрабатывать и сохранять источники информации;
преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения.
Владеть:
представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма;
навыками анализа исторических источников;
приемами ведения дискуссии и полемики.
Содержание дисциплины:
Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России - неотъемлемая часть всемирной истории.
Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в Х1-Х11 вв. Социально-политические изменения в русских землях в Х111-ХУ вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.
Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра 1. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.
Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России Х1Х в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура Х1Х века и ее вклад в мировую культуру.
Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.
Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.
Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика.
Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.
СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война.
Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.
Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития.
СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений.
Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.
Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.
Аннотация примерной программы дисциплины
- Срок освоения ооп бакалавриата 4 года по очной форме обучения. Трудоемкость ооп бакалавриата 240 зачетных единиц.
- 4.1. Учебный план подготовки бакалавра по направлению
- 230100 Информатика и вычислительная техника Профиль 1 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети
- 4.2. Аннотация учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), практик.
- «Иностранный язык»
- «История России»
- «Философия»
- «Экономика»
- «Организация и управление предприятиями»
- «История и культура Чувашии»
- «Чувашский язык»
- «Правоведение»
- «Культурология»
- «Инженерная психология»
- «Автоматизация учета и управления в системе 1с»
- «Основы маркетинга программного обеспечения и вычислительной техники»
- «Математический анализ»
- «Алгебра и геометрия»
- «Информатика»
- «Физика»
- «Экология»
- «Теория вероятностей и математическая статистика»
- «Математическая логика и теория алгоритмов»
- «Дискретная математика»
- «Методы вычислений»
- «Абстрактная алгебра»
- «Системы компьютерной математики»
- «Нечеткая логика»
- «Функциональное и логическое программирование»
- «Структуры и алгоритмы компьютерной обработки данных»
- «Экспертные системы»
- «Теория быстрых алгоритмов»
- «Электротехника, электроника и схемотехника»
- «Программирование»
- «Инженерная и компьютерная графика»
- «Защита информации»
- «Эвм и периферийные устройства»
- «Операционные системы»
- «Базы данных»
- «Сети и телекоммуникации»
- «Безопасность жизнедеятельности»
- «Метрология, стандартизация и сертификация»
- «Теория автоматов»
- «Микропроцессорные системы»
- «Системное программное обеспечение»
- «Теория кодирования»
- «Архитектура вычислительных систем и компьютерных сетей»
- «Цифровая обработка сигналов»
- «Системы реального времени»
- «Проектирование информационно-вычислительных систем»
- «Конструкторско-технологическое обеспечение производства эвм»
- «Техническое обслуживание эвм»
- «Теория передачи информации»
- «Программирование на Java»
- «Графические системы»
- «Исследование операций»
- «Визуальное программирование»
- «Основы теории управления»
- «Компьютерное моделирование»
- «Процессоры обработки сигналов»
- «Операционная система Unix»
- «Распределенные базы данных»
- «Параллельное программирование»
- «Физическая культура»