2.2 Организация юридического лица
Необходимо организовать нашу будущую деятельность легально, то есть оформить юридическое лицо. Можно зарегистрировать в законном порядке (в соответствии с законодательством нашего государства) - Индивидуальное Предприятие (ИП), а можно и Общество с Ограниченной Ответственностью (ООО).
Однозначного ответа, что лучше – ООО или ИП - быть не может, поскольку для каждого будет удобен свой вариант.
Необходимо рассмотреть «плюсы» и «минусы» каждого правового статуса. При этом помним, что данное деление условно – ведь в разных ситуациях один и тот же фактор может быть как преимуществом, так и недостатком.
ИП (индивидуальный предприниматель)
Это, безусловно, наилучший вариант, если Вы единолично занимаетесь
каким-то делом и хотите самостоятельно принимать все хозяйственные решения. Вы также несете полную ответственность за результаты своей деятельности. Обычно предприниматель трудится сам, но вправе нанимать до 15 работников, заключая с каждым трудовое соглашение.
Плюсы ИП:
легкость и малозатратность при регистрации;
минимальный документооборот;
легкость вывода-ввода денежных средств на расчетном счете;
простота ликвидации ИП в случае вашего желания.
Минусы ИП:
по своим обязательствам индивидуальный предприниматель отвечает всем принадлежащим ему имуществом. То есть, если вдруг у вас возникли долги перед кредиторами, то на основании судебного решения ваше личное имущество может быть описано и продано с целью погашения долгов;
ИП невозможно реорганизовать. Например, в ООО;
у ИП нет другого названия, кроме ФИО предпринимателя. Вы можете использовать свой логотип и любое название, но охраняться они не будут. Поэтому, если Вы хотите индивидуализировать свой бизнес, Вам придется дополнительно зарегистрировать товарный знак. ООО (Общество с ограниченной ответственностью)
Это объединение нескольких физических или юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности.
Плюсы ООО:
главное преимущество - ответственность учредителей по обязательствам организации ограничивается суммой, внесенной ими в уставный капитал общества. Это играет значение, если вы собираетесь брать кредиты либо же планируете рискованные хозяйственные операции;
ООО может быть преобразовано в юридическое лицо другой формы, подвергнуто процедурам слияния, разделения и пр. – это дает возможности для приспособления к текущим потребностям бизнеса;
ООО может открыть филиал или представительство в другом городе или стране;
ООО продолжает существовать, даже если часть учредителей вышла из его состава;
фирменное наименование регистрируется в момент создания и более надежно защищено от использования третьими лицами. В любом случае, если название представляет собой особую ценность – лучше «превратить» его в товарный знак и зарегистрировать.
Минусы ООО:
чуть более толстый пакет документов для регистрации (и чуть более дорогой);
необходимость уставного капитала (не менее 10 000 рублей);
более сложный документооборот по сравнению с ИП (помимо налоговой, происходит сдача отчетности в органы статистики);
необходимость юридического адреса;
более строгая схема вывода денег со счета.
Также есть мнение, что у ООО гораздо сложнее бухгалтерский и
налоговый учет, более высокие налоги и пр.
На самом деле, цена ведения бизнеса зависит лишь от выбранной системы налогообложения – и неважно, в отношении кого выбрана конкретная схема – ООО или ИП. Например, расходы ООО в случае выбора упрощенной системы налогообложения ничем не отличаются от расходов ИП «на упрощенке».
Еще один миф гласит, что порой юридические лица неохотно идут на сотрудничество с ИП. Уточним: данное положение играет роль лишь в том случае, если налоговые схемы сторон, заключающих сделку, не совпадают. Например, один применяет упрощенную схему, а другой работает по общему налогообложению. При этом правовая форма партнеров безразлична.
Проанализировав плюсы и минусы различных правовых форм был сделан вывод о том, что наиболее подходящей правовой формой является Общество с ограниченной ответственностью.
Индивидуальный предприниматель отвечает всем принадлежащим ему имуществом, в отличие от ООО, где ответственность учредителей по обязательствам организации ограничивается суммой, внесенной ими в уставный капитал общества. Это играет значение, т.к. мы собираемся брать кредиты и планируем проводить рискованные хозяйственные операции. Обычно индивидуальный предприниматель трудится сам, но вправе нанимать до 15 работников. Наш бизнес наверняка будет расти и потребуется больше чем 15 работников. Также ООО можно реорганизовать в другую форму, открыть представительство в другом городе, в отличие от ИП.
Выбор оптимальной формы налогообложения.
В Таблице 2 приведены примеры наиболее оптимального соотношения организационно-правовой формы и системы налогообложения в зависимости от предполагаемого вида деятельности.
Таблица 2. Организационно-правовые формы и системы налогообложения
Предполагаемый вид деятельности | Оптимальная организационно-правовая форма | Наиболее приемлемая система налогообложения |
Услуги населению: парикмахерская, ремонт обуви, фотоателье, изготовление ключей, химчистка | ООО с одним учредителем или ЗАО, индивидуальные предприниматели | УСН с объектом налогообложения «доходы» |
Оптовая торговля с магазинами | ООО | Общий режим без освобождения от НДС |
Розничная торговля, общественное питание | ООО с одним учредителем или ЗАО, индивидуальные предприниматели | УСН с объектом налогообложения «доходы» |
Внешнеэкономическая деятельность | ООО с одним учредителем или ЗАО | Только общий режим налогообложения |
Необходимо выбрать, что выгоднее: «упрощенка» с объектом налогообложения «доходы» и налоговой ставкой 6% или с объектом налогообложения «доходы за вычетом расходов» с налоговой ставкой 15%.
Общество с ограниченной ответственностью со стопроцентным участием только одного учредителя создавать следует, потому что финансовая помощь от учредителя с долей в уставном капитале более 50% согласно статье 151 Налогового кодекса не облагается налогом на прибыль организаций. Да и учредительный договор заключать не нужно, бумажной волокиты поменьше.
Данные рекомендации взяты из личного опыта работы с бухгалтерской и налоговой отчетностью небольших предприятий и индивидуальных предпринимателей. Естественно, учтены особенности взаимоотношений с налоговыми, милицейскими структурами, органами местной законодательной и исполнительной власти.
Упрощенная система налогообложения, введенная с 2003 года, была призвана снизить налоговую нагрузку на предпринимателей и облегчить подготовку ими отчетности. Что интересно, огромное количество бизнесменов и тогда и сейчас выбирают 15-процентный вариант с объектом «доходы минус расходы». Однако мало кто из них понял, что ничего, кроме лишней «головной боли», подобное решение не принесет. Настолько запутанной оказалась Глава 26.2 Налогового кодекса. И самое удивительное, что, формально освободив предпринимателей, избравших УСН, от обязанностей сдавать большинство общепринятых форм бухгалтерской и налоговой отчетности, законодатели для 15-процентной «упрощенки», по сути, ввели обязательный налоговый учет. Ведь в статье 346.16 прописан «закрытый» перечень возможных расходов. И теперь ни в коем случае не получится включить в их состав, например, подписку на периодические бухгалтерские издания. Нет полной ясности и со многими другими расходами. А раз упрощения реально не произошло, то не выйдет и отказаться от услуг бухгалтера, без которого директор в одиночку вряд ли разберется в хитросплетениях законодательства.
На деле выходит, что 6-процентная «упрощенка» и честнее и проще. Фактически учитывать надо только полученные доходы. С ведением такой бухгалтерии вполне справится и сам директор, ведь разбираться в витиеватостях Налогового кодекса не придется.
С точки зрения снижения налогового бремени, применение 15-процентной «упрощенки» по сравнению с 6-процентной, не всегда экономически целесообразно.
В случае с нашим Интернет-порталом выгоднее применить 15-процентную упрощенную форму налогообложения с объектом налогообложения «доходы за вычетом расходов», т.к. по результатам исследования мы получим убыток по итогам года. То есть убыток у нас получился вместо налоговой базы. Но в случае получения убытка мы должны заплатить так называемый минимальный налог – 1% от суммы доходов.
Алгоритм создания юридического лица
Принятие решения. Определить, коммерческая или некоммерческая организация создается. Выбрать для нее организационно-правовую форму. Выработать схему системы управления организацией. Установить место (город, регион) государственной регистрации.
Обеспечение создания организации.
Подготовить следующие данные (техническое задание) для
разработчика учредительных документов:
наименование и организационно-правовая форма;
место расположения органа управления (юрадрес);
величина уставного капитала;
распределение уставного капитала между учредителями;
порядок формирования уставного капитала (кто, чем, когда);
схема управления организацией, компетенция органов управления;
данные учредителей (паспорт, свидетельство о регистрации юридического лица);
выбрать виды экономической деятельности.
2. Выбрать юридическую фирму для оформления государственной регистрации и сделать ей заказ.
3. Выбрать банк для открытия расчетного счета, после регистрации и постановки на учет в налоговой инспекции открыть расчетный счет.
4. Определить схемы финансово-хозяйственных операций и разработать (поручить разработку специалисту) формы основных договоров и контрактов, в том числе и трудовых.
Создание организации:
проведение общего собрания инициативной группы, т.е. будущих учредителей;
заключение договора об учреждении или договора о создании акционерного общества;
утверждение устава (на основе разработанного проекта);
оформление протокола общего собрания учредителей;
оплата госпошлины за регистрацию организации;
оплата (формирование) не менее 50% уставного капитала (кроме АО);
передача всех необходимых документов в регистрирующий орган (регистрирующий орган, подразделение Министерства юстиции);
получение свидетельства о государственной регистрации из регистрирующего органа;
нотариальное заверение необходимого количества копий учредительных документов;
постановка организации на учет в фондах, Госкомстате и в налоговой инспекции; заверение в нотариате (или в банке) подписей руководителей организации на банковских карточках;
открытие в банке расчетного счета.
Таковы основные этапы создания организации (ООО, ЗАО, ОАО и др.).
Чтобы открыть расчетный счет, ООО требуется предоставить такие документы:
Копию свидетельства о государственной регистрации. Копия должна быть заверена нотариально или органом, его выдавшим.
Копию документа, который подтверждает взятие на налоговый учет. Как правило, это справка, которая может быть заверена нотариально, работником банка или выдавшим её органом.
Копию Устава ООО, заверенную нотариально;
Справку о регистрации в органах Пенсионного фонда. Такая справка специальной формы для банка выдается без проблем. Она нужна даже тем предпринимателям, которые работают по упрощенной схеме налогообложения. Заверяется либо выдавшим органом, либо нотариально, либо работником банка.
Копию страхового свидетельства, которое подтверждает регистрацию в Фонде социального страхования от несчастных случаев. Эта справка нужна только тем предпринимателям, которые в своей деятельности используют наемный труд.
Карточку с образцами подписей и оттиска печати. Эти карточки специальной формы для банка оформляются фирмой, открывающей расчетный счет ООО. Они могут быть заверены работником банка.
- Глава 1. Понятие об отраслевом портале 6
- Глава 2. Управление отраслевым порталом 27
- Введение
- Глава 1. Понятие об отраслевом портале
- 1.1 Что такое отраслевой портал
- 1.2 Функции отраслевого портала
- 1.3 Этапы создания интернет-портала
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Управление отраслевым порталом
- 2.1 Структура редакции отраслевого портала
- 2.2 Организация юридического лица
- 2.3 Расчет экономической эффективности
- Выводы по второй главе
- Заключение
- Список литературы
- Приложение