Система библиотек в России.
Система общедоступных (публичных) библиотек Российской Федерации
В стране по экспертным оценкам около 130 тысяч библиотек, принадлежащих разным ведомствам и организациям, крупных и небольших, самостоятельных юридических лиц и структурных подразделений организаций, собирающих информацию по всем отраслям знаний, и специализированных, расположенных на всех территориальных уровнях, в крупнейших городах и небольших селениях.
Публичных (общедоступных) из них — около 49,5 тысяч. К ведению Минкультуры России относятся 48 тыс. библиотек. В том числе региональных библиотек — 272 (89 универсальных научных библиотек, 35 юношеских, 76 детских и детско-юношеских, 72 специальные библиотеки для слепых) и муниципальных — 47,8 тыс. (из них 38 тыс. — сельских).
Региональные библиотеки. Основу сети (по информационному насыщению, месту и роли в организации информационно-библиотечного обслуживания населения региона) составляют центральные универсальные научные библиотеки (республиканские, краевые, областные, автономных округов и автономной области), расположенные в региональных столицах и относящиеся к собственности субъектов Российской Федерации. Это главные библиотеки регионов. В настоящее время они уже достаточно хорошо оснащены, практически все имеют персональные компьютеры (как правило, локальные сети, объединяющие от 50 до 100 компьютеров), копировально-множительную технику, создают собственные базы данных, имеют доступ в Интернет, а, следовательно, к мировому информационному пространству.
Муниципальные библиотеки. Наибольшую нагрузку по непосредственному обслуживанию населения по месту жительства несут библиотеки, относящиеся к собственности муниципальных образований.
В среднем на 3 тыс. человек приходится одна библиотека. В сельской местности — примерно на 1 тыс. жителей. Мелкие населенные пункты обслуживаются библиотечными пунктами (их более 57 тыс.). Около 10% библиотечных зданий находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта.
В муниципальных библиотеках трудится более 108 тыс. библиотечных работников, 35% которых имеют высшее образование, а 55% — среднее специальное. Заработная плата работников библиотек остается на протяжении многих лет одной из самых низких и в 2005 году составила в среднем менее 3,5 тыс. в месяц, что в 2,5 раза ниже средней заработной платы по стране. Исключение составляют лишь некоторые регионы и крупные города, осуществляющие доплаты к основному окладу, исчисляющемуся на основе единой тарифной сетки.
В 2005 году муниципальные библиотеки посетило 50,4 млн человек, зарегистрировано более 425 млн посещений.
Муниципальные библиотеки оснащены значительно хуже, чем библиотеки региональные, особенно на селе. Хотя за последние 5 лет процесс их компьютеризации набирает силу. Из 47,8 тыс. сегодня только 6 тыс. имеют персональные компьютеры, в т. ч. из 38 тыс. сельских — чуть более 2 тыс. Несмотря на то, что за последние 5 лет число компьютеров в библиотеках увеличилось втрое, в среднем 1 компьютер приходится на 3 библиотеки. На селе на 12 библиотек приходится 1 компьютер. В то время, как потребность библиотечной сети муниципального уровня составляет минимум 70—80 тыс. компьютеров.
Доступ в Интернет имеют всего 2300 муниципальных библиотек, причем на селе — только 500.
Состояние фондов большинства муниципальных библиотек, особенно в малых городах и селах, катастрофическое. Очень остро стоит вопрос приобретения новой литературы и подписки на периодические издания. Большинство библиотек не имеет в своих фондах даже Конституции и центральных газет. Объемы комплектования с 1990 года снизились вдвое. Едва начавшийся рост новых поступлений в библиотеки (с конца 90-х гг. до 2003 г.) вновь начал снижаться.
Для справки: международный норматив ежегодных новых поступлений в публичные библиотеки для развивающихся стран составляет 250 книг на 1 тыс. жителей.
Следует подчеркнуть, что ситуация с пополнением фондов в разных регионах очень различается. Так, в Сахалинской области, Чукотском, Эвенкийском, Ненецком автономных округах, Мурманской области и ряде других территорий объемы новых поступлений превысили международный норматив в 3 и более раза, а в Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской Республиках, Дагестане, Ингушетии и многих других они в 10—20 раз ниже. Такие территории без преувеличения можно считать зонами интеллектуального, а, следовательно, экономического и социального бедствия. Только в 10 регионах поступления равны или выше нормативных, более чем в половине этот показатель ниже среднего по стране.
Обновление фондов общедоступных муниципальных библиотек происходит крайне медленно. В целом можно сказать, что фонды большинства библиотек, в основном сформированы в 70—80-е гг. прошлого века. Новые знания и информация не доходят до большинства жителей страны, т. к. население, особенно сельское, не может покупать книги, выписывать газеты и журналы, а телевидение и радио — это информация одного дня.
Главная причина такого состояния книжных фондов муниципальных библиотек — мизерное финансирование библиотек, которое позволяет обеспечивать только заработную плату и коммунальные платежи. В структуре расходов на комплектование приходится в среднем только 8,5%.
Проблемная ситуация объясняется тем, что в результате реализации закона ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» распадаются сложившиеся в 70—80 годы библиотечные системы. Они состояли из центральных библиотек, которые выполняли функции централизованного комплектования и др. в отношении всех библиотек системы, и библиотек-филиалов, которые, располагаясь в непосредственной близости от читателей, работали с ними. Теперь библиотеки-филиалы становятся самостоятельными и вынуждены осваивать новые для себя процессы, в т. ч. комплектование фондов. Даже при наличии финансирования крайне сложно в далеком селе покупать книги, выпускаемые в основном столичными издательствами. Книжные магазины, если они вообще есть в таких местах, располагают специфическим и крайне скудным ассортиментом, никак не удовлетворяющим потребности пользователей библиотек. Региональные библиотечные коллекторы, там, где они сохранились, также предлагают ассортимент, далекий от необходимого. В сущности, в настоящее время существует лишь несколько крупных коллекторов в Москве, предлагающих достаточно полный ассортимент выходящей в стране издательской продукции. Кроме того, в настоящее время ещё не создана инфраструктура доведения информации о книгоиздательском рынке до библиотек сельских поселений.
Тем не менее, муниципальные библиотеки в рамках своих возможностей проводят мероприятия по привлечению к чтению и продвижению книги. Эта деятельность особенно усилилась в последние годы после того, как в структуре региональных библиотек начали создаваться Центры чтения. Они являются координационными и методическими структурами, в деятельности которых можно выделить сегодня следующие основные направления:
объединение местных творческих сил и специалистов в области образования, книжного дела, СМИ для продвижения книги и чтения в местном сообществе;
организация широких книжно-читательских акций и кампаний (книжные фестивали, праздники книги, региональные книжные выставки-ярмарки и т. д.), привлекающие внимание всех слоев населения;
осуществление разнообразных книжно-читательских проектов, ориентированных на работу с разными слоями населения, в первую очередь — с детьми и молодежью;
разработка технологий и методик привлечения к чтению детей и подростков, а также слабо читающих групп взрослого населения;
проведение общественных акций (конгрессы, форумы) для стимулирования общественного интереса к проблемам чтения и поддержки книги.
Деятельность центров могла бы быть значительно более плодотворной и эффективной, если бы объемы финансирования муниципальных библиотек позволяли им приобретать новую литературу, своевременно и достаточно пополнять и обновлять фонды. В среднем по стране средства, выделяемые на приобретение книг, газет и журналов для муниципальных библиотек, следует увеличить, как минимум, в 3–4 раза.
В раздел «Библиотеки и культурно-просветительские учреждения» Национальной программы поддержки и развития чтения вошли следующие библиотечные направления:
Формирование и развитие библиотечных сервисов и перспективных библиотечных моделей, направленных на привлечение читателей, развитие их читательской компетентности.
Модернизация библиотечных фондов, в т. ч. за счет формирования и доставки целевых комплектов (коллекций) изданий для муниципальных библиотек (универсальных социально значимых, а также специализированных для различных категорий читателей, для различных значимых для страны мероприятий, в т. ч. юбилейных, по различным темам) по льготным ценам (20—50%).
Модернизация материально-технической базы библиотек, в т. ч. их информатизация.
Создание и поддержка центров развития читательской компетентности граждан на базе публичных библиотек.
Кадровое, информационное и научно-методическое обеспечение функционирования библиотек; укрепление центральных библиотек всех уровней в качестве научно-методических, образовательных, информационных центров библиотечной сети.
Развитие системы мониторинга состояния библиотечного обслуживания и запросов населения.
Развитие системы мониторинга издательского рынка, создание системы отбора и рекомендации литературы для комплектования их фондов и формирования репертуара чтения.
Совершенствование нормативно-правовой базы библиотечного дела.
Разработка перспективного стандарта многофункциональной библиотеки нового типа («Российской библиотеки XXI века»).
- Вопросы к экзамену
- 1. Понятие информационной культуры
- 2. История информационной культуры
- 3. Информационная культура и информационная грамотность
- Роль библиотеки в информационном обществе.
- 1. Разбиблиотечивание — пропуск в информационное общество
- 2. Тенденция разбиблиотечивания российского общества
- 3. Некоторые особенности информационного общества
- 4. Магия книги и магия Интернета
- 5. Обиблиотечивание информационного общества
- Система библиотек в России.
- Значение библиотеки вуза в учебной и научной деятельности студентов.
- Определение понятия «документ». Роль документов в жизни общества. Классификация документов.
- Знаки и знаковые системы как средства передачи информации. Знаковый метод фиксирования информации
- 1.3.4 Способы и средства записи информации
- Понятие о первичных и вторичных документах.
- Первичный документальный поток как составная часть информационных ресурсов общества. Первичный документальный поток как составная часть информационных ресурсов общества
- Тема 1.3. Вторичный документальный поток как часть информационных ресурсов общества
- Основные типы литературы. Характеристика учебных и справочных изданий, их специфика.
- [Править] Основные виды литературы
- [Править] Художественная литература
- [Править] Научная и научно-популярная литература
- [Править] Справочная литература
- [Править] Учебная литература
- [Править] Техническая литература
- [Править] Литература и носители текста
- Принципы работы со справочным аппаратом изданий (указатель имен, географический указатель, предметный указатель и т.Д.).
- Алфавитный каталог
- Систематический каталог
- Автоматизированные информационно-библиотечные системы
- Основные принципы и особенности библиографического описания.
- Структура учебной работы и основные требования к её оформлению.
- Кафедра экономики "Предприятие и внешняя среда"
- Приложение 2 Кривая спроса [5, с.59] Приложение 3
- Интернет как информационная система. Поиск информации в интернете.
- Электронные образовательные платформы, их возможности.
- 2. Чем отличаются эор от учебников?