logo search
основы инф культуры

Система библиотек в России.

Система общедоступных (публичных) библиотек Российской Федерации

В стране по экспертным оценкам около 130 тысяч библиотек, принадлежащих разным ведомствам и организациям, крупных и небольших, самостоятельных юридических лиц и структурных подразделений организаций, собирающих информацию по всем отраслям знаний, и специализированных, расположенных на всех территориальных уровнях, в крупнейших городах и небольших селениях.

Публичных (общедоступных) из них — около 49,5 тысяч. К ведению Минкультуры России относятся 48 тыс. библиотек. В том числе региональных библиотек — 272 (89 универсальных научных библиотек, 35 юношеских, 76 детских и детско-юношеских, 72 специальные библиотеки для слепых) и муниципальных — 47,8 тыс. (из них 38 тыс. — сельских).

Региональные библиотеки. Основу сети (по информационному насыщению, месту и роли в организации информационно-библиотечного обслуживания населения региона) составляют центральные универсальные научные библиотеки (республиканские, краевые, областные, автономных округов и автономной области), расположенные в региональных столицах и относящиеся к собственности субъектов Российской Федерации. Это главные библиотеки регионов. В настоящее время они уже достаточно хорошо оснащены, практически все имеют персональные компьютеры (как правило, локальные сети, объединяющие от 50 до 100 компьютеров), копировально-множительную технику, создают собственные базы данных, имеют доступ в Интернет, а, следовательно, к мировому информационному пространству.

Муниципальные библиотеки. Наибольшую нагрузку по непосредственному обслуживанию населения по месту жительства несут библиотеки, относящиеся к собственности муниципальных образований.

В среднем на 3 тыс. человек приходится одна библиотека. В сельской местности — примерно на 1 тыс. жителей. Мелкие населенные пункты обслуживаются библиотечными пунктами (их более 57 тыс.). Около 10% библиотечных зданий находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта.

В муниципальных библиотеках трудится более 108 тыс. библиотечных работников, 35% которых имеют высшее образование, а 55% — среднее специальное. Заработная плата работников библиотек остается на протяжении многих лет одной из самых низких и в 2005 году составила в среднем менее 3,5 тыс. в месяц, что в 2,5 раза ниже средней заработной платы по стране. Исключение составляют лишь некоторые регионы и крупные города, осуществляющие доплаты к основному окладу, исчисляющемуся на основе единой тарифной сетки.

В 2005 году муниципальные библиотеки посетило 50,4 млн человек, зарегистрировано более 425 млн посещений.

Муниципальные библиотеки оснащены значительно хуже, чем библиотеки региональные, особенно на селе. Хотя за последние 5 лет процесс их компьютеризации набирает силу. Из 47,8 тыс. сегодня только 6 тыс. имеют персональные компьютеры, в т. ч. из 38 тыс. сельских — чуть более 2 тыс. Несмотря на то, что за последние 5 лет число компьютеров в библиотеках увеличилось втрое, в среднем 1 компьютер приходится на 3 библиотеки. На селе на 12 библиотек приходится 1 компьютер. В то время, как потребность библиотечной сети муниципального уровня составляет минимум 70—80 тыс. компьютеров.

Доступ в Интернет имеют всего 2300 муниципальных библиотек, причем на селе — только 500.

Состояние фондов большинства муниципальных библиотек, особенно в малых городах и селах, катастрофическое. Очень остро стоит вопрос приобретения новой литературы и подписки на периодические издания. Большинство библиотек не имеет в своих фондах даже Конституции и центральных газет. Объемы комплектования с 1990 года снизились вдвое. Едва начавшийся рост новых поступлений в библиотеки (с конца 90-х гг. до 2003 г.) вновь начал снижаться.

Для справки: международный норматив ежегодных новых поступлений в публичные библиотеки для развивающихся стран составляет 250 книг на 1 тыс. жителей.

Следует подчеркнуть, что ситуация с пополнением фондов в разных регионах очень различается. Так, в Сахалинской области, Чукотском, Эвенкийском, Ненецком автономных округах, Мурманской области и ряде других территорий объемы новых поступлений превысили международный норматив в 3 и более раза, а в Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской Республиках, Дагестане, Ингушетии и многих других они в 10—20 раз ниже. Такие территории без преувеличения можно считать зонами интеллектуального, а, следовательно, экономического и социального бедствия. Только в 10 регионах поступления равны или выше нормативных, более чем в половине этот показатель ниже среднего по стране.

Обновление фондов общедоступных муниципальных библиотек происходит крайне медленно. В целом можно сказать, что фонды большинства библиотек, в основном сформированы в 70—80-е гг. прошлого века. Новые знания и информация не доходят до большинства жителей страны, т.  к. население, особенно сельское, не может покупать книги, выписывать газеты и журналы, а телевидение и радио — это информация одного дня.

Главная причина такого состояния книжных фондов муниципальных библиотек — мизерное финансирование библиотек, которое позволяет обеспечивать только заработную плату и коммунальные платежи. В структуре расходов на комплектование приходится в среднем только 8,5%.

Проблемная ситуация объясняется тем, что в результате реализации закона ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» распадаются сложившиеся в 70—80 годы библиотечные системы. Они состояли из центральных библиотек, которые выполняли функции централизованного комплектования и др. в отношении всех библиотек системы, и библиотек-филиалов, которые, располагаясь в непосредственной близости от читателей, работали с ними. Теперь библиотеки-филиалы становятся самостоятельными и вынуждены осваивать новые для себя процессы, в т. ч. комплектование фондов. Даже при наличии финансирования крайне сложно в далеком селе покупать книги, выпускаемые в основном столичными издательствами. Книжные магазины, если они вообще есть в таких местах, располагают специфическим и крайне скудным ассортиментом, никак не удовлетворяющим потребности пользователей библиотек. Региональные библиотечные коллекторы, там, где они сохранились, также предлагают ассортимент, далекий от необходимого. В сущности, в настоящее время существует лишь несколько крупных коллекторов в Москве, предлагающих достаточно полный ассортимент выходящей в стране издательской продукции. Кроме того, в настоящее время ещё не создана инфраструктура доведения информации о книгоиздательском рынке до библиотек сельских поселений.

Тем не менее, муниципальные библиотеки в рамках своих возможностей проводят мероприятия по привлечению к чтению и продвижению книги. Эта деятельность особенно усилилась в последние годы после того, как в структуре региональных библиотек начали создаваться Центры чтения. Они являются координационными и методическими структурами, в деятельности которых можно выделить сегодня следующие основные направления:

Деятельность центров могла бы быть значительно более плодотворной и эффективной, если бы объемы финансирования муниципальных библиотек позволяли им приобретать новую литературу, своевременно и достаточно пополнять и обновлять фонды. В среднем по стране средства, выделяемые на приобретение книг, газет и журналов для муниципальных библиотек, следует увеличить, как минимум, в 3–4 раза.

В раздел «Библиотеки и культурно-просветительские учреждения» Национальной программы поддержки и развития чтения вошли следующие библиотечные направления:

  1. Формирование и развитие библиотечных сервисов и перспективных библиотечных моделей, направленных на привлечение читателей, развитие их читательской компетентности.

  2. Модернизация библиотечных фондов, в т.  ч. за счет формирования и доставки целевых комплектов (коллекций) изданий для муниципальных библиотек (универсальных социально значимых, а также специализированных для различных категорий читателей, для различных значимых для страны мероприятий, в т.  ч. юбилейных, по различным темам) по льготным ценам (20—50%).

  3. Модернизация материально-технической базы библиотек, в т.  ч. их информатизация.

  4. Создание и поддержка центров развития читательской компетентности граждан на базе публичных библиотек.

  5. Кадровое, информационное и научно-методическое обеспечение функционирования библиотек; укрепление центральных библиотек всех уровней в качестве научно-методических, образовательных, информационных центров библиотечной сети.

  6. Развитие системы мониторинга состояния библиотечного обслуживания и запросов населения.

  7. Развитие системы мониторинга издательского рынка, создание системы отбора и рекомендации литературы для комплектования их фондов и формирования репертуара чтения.

  8. Совершенствование нормативно-правовой базы библиотечного дела.

  9. Разработка перспективного стандарта многофункциональной библиотеки нового типа («Российской библиотеки XXI века»).