logo
основы инф культуры

Роль библиотеки в информационном обществе.

зачем библиотеки информационному обществу?

 

 

Нелепый, казалось бы, вопрос. До сих пор не было цивилизаций, обходящихся без библиотечных учреждений; добрые пять тысяч лет библиотеки одухотворяли и просвещали человечество, были хранилищами социальной памяти и обителями культурного досуга. Почему нужно обосновывать их востребованность в грядущем информационном обществе? Отвечу кратко: потому что мир в целом и Россия в частности стремительно и радикально изменяются, потому что мы стоим перед лицом глобальных вызовов и угроз, которых прежде не было. Поэтому и библиотекам не избежать кардинальных изменений, а может быть, и летального исхода. Я написал эту статью для того, чтобы уяснить рационально, а не эмоционально, есть ли твердые гарантии сохранения библиотечного социального института в условиях информационного общества.

В наши дни перспективы развития человечества связываются со становлением Глобального информационного общества, которое понимается как “ступень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества, возрастанием доли информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в ВВП, созданием глобального информационного пространства, которое обеспечивает эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах”1. Разные авторы приводят обширные перечни особенностей вновь возникающего общества, в том числе повышение роли личности в социальных процессах, трансформации культуры, изменение статуса науки, обострение экологических, демографиче- ских и других глобальных проблем. Для определения роли библиотек в грядущем информационном обществе, на мой взгляд, решающее значение имеют две сущ- ностные особенности информационного общества: во-первых, формирование информационного рынка — системы экономических, правовых и организационных отношений между людьми по торговле информационными технологиями, информационными продуктами и услугами; во-вторых, становление нового рода коммуникационной культуры — электронной коммуникации, основанной на радиоэлектронных средствах связи. Фундаментом электронной коммуникации, супермагистралью информационного рынка и общества в целом служит Всемирная система Интернет.

Для библиотек, традиционных хранилищ информации и знаний, информационный рынок, где торгуют информацией и знаниями, оказался закрыт, потому что их услуги бесплатны. В силу этого книгохранилища, финансируемые государством или бизнесом, не создают добавленной стоимости, никакого вклада в ВВП не вносят, не способны к самоокупаемости и являются бременем для экономики информационного общества. (Точнее говоря, наши экономисты-материалисты не умеют представить создаваемый библиотеками духовный продукт в денежном эквиваленте.) По этой причине в технократических концепциях информационного общества главный акцент делается на информационно-коммуникационные технологии, а книга и библиотеки не упоминаются вообще или фигурируют в качестве “объектов информатизации”. Бумажные носители отвергаются, потому что информация и знания в информационном обществе должны воплотиться не в архаичные документные фонды, а в электронные (оцифрованные) информационные ресурсы глобального масштаба с возможностями доступа из любого места и в любое время. Интернет уже сегодня обеспечивает библиографический поиск и электронную доставку документов более полно и оперативно, чем традиционные библиотечно-библиографические учреждения. На книжном рынке назревает бум ридеров (e-book). В итоге создается впечатление, что электронная коммуникация успешно вытесняет документальную коммуникацию, что грядущее информационное общество немыслимо без ридеров и Всемирной системы Интернет, а без библиотек вполне может обойтись.

Опасаясь оказаться в качестве изгоев грядущего информационного общества, библиотечные руководители энергично инициируют программы автоматизации, информатизации и компьютеризации библиотечных процессов, проекты построения электронных библиотек, сводных каталогов, корпоративных библиотечных сетей, служб виртуального библиографического обслуживания и т. п. Работы ведутся широким фронтом во всем мире, и значительные капитальные затраты оправдываются обещаниями резко поднять качество библиотечно-библиографического обслуживания при сокращении производственных издержек и, самое главное, гарантиями вхождения в информационное общество в качестве полноправного члена. Информатизация библиотек означает, что они изменяют свою коммуникационную сущность: выходят из документальной коммуникации и становятся элементом электронной коммуникации. Я называю такую метаморфозу “разбиблиотечивание”.