logo search
ммпур методичка

Определение оптимального плана транспортной задачи.

Для определения оптимального плана транспортной задачи также разработано несколько методов. Наиболее часто используются метод потенциалов и метод дифференциальных рент.

1. Метод потенциалов. Общий принцип определения оптимального плана методом потенциалов прост: сначала находят опорный план, а затем его улучшают до получения оптимального плана. Для определения опорного плана пользуются одним из методов, описанных выше.

Если для некоторого опорного плана транспортной задачи существуют такие числа a1, a2,.., am, b1, b2,.., bn, что

bj ai = cij при xij > 0

cij bj - ai при xij = 0

для всех i = 1,..., m и j = 1,..., n, то он является оптимальным планом транспортной задачи. Числа ai и bj (i=1,..., m; j=1,..., n) называются потенциалами соответственно пунктов назначения и пунктов потребления.

Сформулированное правило позволяет построить алгоритм нахождения решения транспортной задачи. Он состоит в следующем. Для каждого из пунктов отправления и назначения определяют потенциалы ai и bj (i=1,..., m; j=1,..., n ). Эти числа находят из системы уравнений bj ai =cij, где cij — тарифы, стоящие в заполненных клетках таблицы. Поскольку число неизвестных превышает на единицу число уравнений, одно из неизвестных можно положить равным произвольному числу, например, ai = 0, и найти последовательно значения остальных неизвестных.

После того, как все потенциалы найдены, для каждой из свободных клеток определяют числа aij = bj aicij. Если среди них нет положительных, то найденный опорный план является оптимальным. Если же для некоторой свободной клетки aij>0, то необходимо перейти к новому опорному плану. Для этого рассматривают все свободные клетки, для которых aij > 0, среди данных чисел выбирают максимальное и производят сдвиг по циклу пересчета.

Циклом в таблице условий называется ломаная линия, вершины которой расположены в занятых клетках таблицы, а звенья — вдоль строк и столбцов, причем в каждой вершине цикла встречается ровно два звена, одно из которых находится в строке, а другое — в столбце. Сдвиг по циклу пересчета производят по следующим правилам:

1) каждой из клеток, связанных циклом с данной свободной клеткой, приписывают определенный знак, причем свободной клетке — знак плюс, а всем остальным — поочередно знаки минус и плюс.

2) в данную свободную клетку переносят меньшее из чисел xij, стоящих в минусовых клетках. Это же число прибавляют к числам, стоящим в плюсовых клетках, и вычитают из чисел, стоящих в минусовых клетках. Минусовая клетка с минимальным из чисел xij считается свободной. Таким образом происходит переход к новому опорному плану.

В результате для решаемой задачи оптимальный план перевозки продукции выглядит так:

и общая стоимость перевозки равна 1320 условных единиц.

2. Метод дифференциальных рент. При нахождении решения транспортной задачи методом дифференциальных рент сначала наилучшим образом распределяют между пунктами назначения часть груза и на последующих операциях постепенно уменьшают общую величину нераспределенных поставок. На первом шаге в каждом столбце находят минимальный тариф, и клетки, в которых стоят указанные числа, заполняют максимально возможными числами. В результате получено некоторое распределение поставок груза в пункты назначения.

Затем необходимо определить недостаточные и избыточные строки. Строки, соответствующие поставщикам, запасы которых полностью распределены, а потребности пунктов назначения, связанных с данными потребителями, не удовлетворены, считаются недостаточными. Строки, запасы которых исчерпаны не полностью, считаются избыточными. Теперь для каждого из столбцов находят разности между минимальным тарифом и ближайшим к нему тарифом, записанным в избыточной строке. Среди полученных чисел находят минимальное (это число называется промежуточной рентой). После этого переходят к новой таблице, получаемой из предыдущей прибавлением к тарифам, стоящим в отрицательных строках, промежуточной ренты.

В результате последующих шагов постепенно сокращаются нераспределенные поставки груза так, чтобы при этом общая стоимость перевозок оставалась минимальной.

Для решения данной задачи использовалось три таблицы, последняя из которых выглядит следующим образом:

В1

B2

В3

В4

Запасы

Недостаток(-),

избыток(+)

А1

11

4

60

12

10

50

110

0

A2

4

20

6

2

170

12

190

0

А3

4

60

6

9

10

30

90

0

Потребности

80

60

170

80

Разность

,

общая стоимость перевозки составляет 1280 условных единиц.

3. Симплексный метод. Два предыдущие метода решения были разработаны непосредственно для транспортной задачи. Решение любой задачи линейного программирования, к которым относится и транспортная, можно также найти симплексным методом. Этот метод решения задачи линейного программирования основан на переходе от одного опорного плана к другому, при котором значение целевой функции возрастает ( при условии, что данная задача имеет оптимальный план, и каждый её опорный план является невырожденным). Указанный переход возможен, если известен какой  нибудь исходный опорный план. Считается, что это наиболее эффективный способ решения, но по сравнению с остальными он самый трудоемкий и громоздкий.

Данная задача была решена таким способом за 10 шагов, при этом 5 раз совершался переход от одной симплекс таблицы к другой. Были получены следующие результаты:

,

и минимальная стоимость перевозки составляет 1280 условных единиц.