logo
ммпур методичка

Классификация выборов решений.

Дадим классификацию задач на выбор решения, используя понятие «полезности».

Выборы решений обычно разбиваются согласно тому, принимает ли решение 1) индивидуум или 2) группа, и согласно тому, производится ли выбор а) при определенности, б) при риске или в) при неопределенности. К этой последней классификации мы по существу должны добавить г) сочетание неопределенности и риска на основании экспериментальных данных. Этот раздел относится к теории статистических выводов.

Различие между индивидуумом и группой является лишь функциональным. В теории игр индивидуумом считается как человек, так и организация, имеющая единый интерес, служащий мотивом ее решений. Всякое собрание таких индивидуумов, противоречия между которыми разрешаются либо открытым конфликтом, либо компромиссом, будет рассматриваться как группа.

Обратимся к классификации по признаку определенности — риска — неопределенности и допустим, что нужно сделать выбор между двумя действиями.

а) Выбор решений при определенности, если относительно каждого действия известно, что оно неизменно приводит к некоторому исходу.

б) Выбор решений при риске, если каждое действие приводит к одному из множества возможных частных исходов, причем каждый исход имеет известную вероятность появления.

в) Выбор решений при неопределенности, когда то или иное действие или оба действия имеют своим следствием множество возможных частных исходов, но вероятности этих исходов неизвестны или не имеют смысла.

Игра может быть со строгим и нестрогим соперничеством. Игра со строгим соперничеством (или, что равнозначно, с нулевой суммой) есть такая игра, в которой два игрока имеют прямо противоположные интересы.

Игра с нестрогим соперничеством (с ненулевой суммой) — это игра, в которой нет строгого соперничества. Большинство экономических, политических и военных столкновений интересов можно представить в форме игр лишь в том случае, если признать присущее им нестрогое соперничество.