logo search
consp1

Прагматическая мера информации

Эта мера определяет полезность информации (ценность) для достижения пользователем поставленной цели. Эта мера также величина относительная, обусловленная особенностями использования этой информации в той или иной системе. Ценность информации целесообразно измерять в тех же самых единицах (или близких к ним), в которых измеряется целевая функция. Такой способ возможен, если цель заведомо достижима.

Еще один метод определения ценности информации был предложен Р.Л. Стратановичем. Ценность информации измеряется величиной "штрафов" (или затрат), необходимых для достижения цели на выбранном пути. Этот метод удобен, если цель наверняка достижима даже без получения (рецепции и генерации) информации, но временные, трудовые или денежные затраты зависят от выбора пути достижения цели.

Пример. В экономической системе прагматические свойства (ценность) информации можно определить приростом экономического эффекта функционирования, достигнутым благодаря использованию этой информации для управления системой или уменьшением затрат на достижение цели.

Если достижение цели вероятно, то количественное определение ценности информации можно связать с изменением этой вероятности. Один из вариантов определения принадлежит М.М. Бонгарту и А.А. Харкевичу. Он удобен в случае, когда априорная вероятность достижения цели , т.е. вероятность достичь цели без получения (и/или генерации) информации, очень мала ().Тогда ценность информации i-того типа равна, где- вероятность достижения цели после получения (и/или генерации) информации i-того типа. Логарифмическая мера ценности здесь также удобна, поскольку, в то время какможет достигать значений порядка единицы.

Ценность информации может быть как положительной, если >, так и отрицательной, если<. В последнем случае она называется дезинформацией.

Другой вариант определения представлен формулой: