Качество информации
Возможность и эффективность использования информации в системе управления для решения каких-то задач (и в конечном счете, достижения системой определенной цели) обусловливаются такими ее потребительскими показателями качества как репрезентативность, содержательность, достаточность, доступность, актуальность, своевременность, точность, достоверность, устойчивость.
Репрезентативностьинформации связана с правильностью ее отбора и формирования в целях адекватного решаемым задачам отражения свойств объекта изучения или управления. Важнейшее значение здесь имеют обоснованность отбора существенных признаков и связей отображаемого объекта.
Содержательностьинформации отражает семантическую емкость, равную отношению количества семантической информации в сообщении к объему обрабатываемых данных. С увеличением содержательности информации растет семантическая пропускная способность системы, так как для получения одних и тех же сведений требуется преобразовать меньший объем данных.
Наряду с коэффициентом содержательности, отражающим семантический аспект, можно использовать и коэффициент информативности, характеризующийся отношением количества синтаксической информации (по Шеннону) к объему данных.
Достаточность (полнота) информации означает, что она содержит минимальный, но достаточный для принятия решения набор показателей. Понятие полноты информации связано с ее смысловым содержанием (семантикой) и прагматикой. Как неполная, т.е. недостаточная для принятия правильного решения, так и избыточная информация снижает эффективность принимаемых пользователем решений.
Доступностьинформации определяется согласованностью ее семантики с тезаурусом пользователя и формой ее представления, удобной для восприятия пользователем.
Актуальностьинформации определяется степенью сохранения ценности информации для управления в момент ее использования и зависит от динамики изменения ее характеристик и от интервала времени, прошедшего с момента возникновения данной информации.
Своевременностьинформации означает ее поступление не позже заранее назначенного момента времени, согласованного с временем решения поставленной задачи.
Точностьинформации определяется степенью близости получаемой информации к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т.п. Для информации, отображаемой цифровым кодом, известны четыре классификационных понятия точности:
• формальная точность, измеряемая значением единицы младшего разряда числа;
• реальная точность, определяемая значением единицы последнего разряда числа, верность которого гарантируется;
• максимальная точность, которую можно получить в конкретных условиях функционирования системы;
• необходимая точность, определяемая функциональным назначением показателя.
Достоверностьинформации определяется ее свойством отражать реально существующие объекты с необходимой точностью. Измеряется достоверность информации доверительной вероятностью необходимой точности, т.е. вероятностью того, что отображаемое информацией значение параметра отличается от истинного значения этого параметра в пределах необходимой точности.
Устойчивостьинформации отражает ее способность реагировать на изменения исходных данных без нарушения необходимой точности. Устойчивость информации, как и репрезентативность, обусловлена выбранной методикой ее отбора и формирования.
Следует отметить, что такие параметры качества информации, как репрезентативность, содержательность, достаточность, доступность, устойчивость, целиком определяются на методическом уровне разработки информационных систем. Параметры актуальности, своевременности, точности и достоверности обусловливаются в большей степени также на методическом уровне, однако на их величину существенно влияет и характер функционирования системы, в первую очередь ее надежность. При этом параметры актуальности и точности жестко связаны соответственно с параметрами своевременности и достоверности.
- Информационные технологии
- Часть 1
- Понятие технологии и его содержание
- Понятие информационной технологии
- Общий состав ит и их компоненты
- Этапы развития информационной технологии
- Этапы развития ас
- Информационная технология и информатика
- Система управления и информация
- Понятие информации в системе управления
- Информационные процессы в системе управления
- Свойства, характеристикии измерениеинформации
- Свойства информации
- Статистическое измерение информации
- Семантическая мера информации
- Прагматическая мера информации
- Качество информации
- Классификация систем управления.
- Информационные технологии в системах управления организационного типа.
- Уровни процесса управления
- Разновидности информационных технологий в организационном управлении
- Информационная технология обработки данных
- Информационная технология информационного обеспечения управления
- Информационная технология поддержки принятия решений
- Виды информационных систем, реализующие ит в организационном управлении Системы операционной (транзакционной) обработки данных - oltp (On-Line Transaction Processing)
- Корпоративное хранилище данных
- Системы оперативной аналитической обработки данных - olap (On-Line Analytical Process)
- Инструменты добычи данных (Data Mining)
- Средства генерации отчетов (Reporting tools)
- Автоматизированные системы и их классификация
- Общая структура ас
- Виды ас
- 1. Аис - автоматизированная информационная система.
- 2. Асни - автоматизированная система научных исследований.
- 3. Сапр - система автоматизированного проектирования.
- 4. Аос - автоматизированная обучающая система.
- 5. Асу - автоматизированная система управления.
- Классификации ис в сфере управления По признаку структурированности задач
- По квалификации персонала и уровням управления
- По масштабам применения
- Базовая функциональная модель ит