logo
consp1

4. Аос - автоматизированная обучающая система.

АОС – это система для разработки, модификации и использования обучающих программ, управления учебным процессом в диалоге с обучаемым, сбора и обработки информации о результатах обучения. Такая система предназначена для выполнения некоторых из функций преподавателя-человека.

Имеется много различных функций преподавателя, но среди них три основные. Этим три функции являются компонентами, которые составляют базу традиционного регулярного учебного процесса и повторяются циклически для каждого нового блока учебного материала:

Наряду с термином АОС используется более общий термин – педагогические программные средства (ППС). ППС включают в себя не только полнофункциональные АОС, поддерживающие все три указанные компоненты учебного процесса, но и упрощенные варианты систем, реализующих только одну из этих компонент. Кроме того, к ППС относят ряд других программных систем, предназначенных для сопровождения и поддержки учебного процесса. Основными составляющими в классификации ППС являются:46

  1. обучающие программы – обеспечивают пошаговое получение по заранее разработанному автором программы сценарию новой учебной информации с учетом в той или иной степени индивидуальных особенностей обучаемого;

  2. тренировочные программы– реализуют повторение ранее полученных знаний, получение и закрепление умений и навыков в решении задач;

  3. контролирующие программы – диагностируют, проверяют и оценивают знания, способности и умения обучаемого;

  4. информационно-поисковые, справочные системы, базы данных и знаний – обеспечивают хранение и представление информации в соответствии с требованиями обучаемого;

  5. имитирующие, моделирующие и демонстрационные программы – представляют какой-то аспект действительности посредством реализации в компьютере некоторой его модели для изучения основных свойств этой действительности;

  6. микромиры – аналогичны моделирующим и имитирующим программам, но не для представления действительности, а для представления вымышленных учебных сред;

  7. игровые программы с дидактическим содержанием – развивают логическое мышление, внимание, скорость реакции;

  8. инструментальные системы – обеспечивают выполнение конкретных действий по обработке информации (текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, математические пакеты, системы программирования и другие).

Выделяют четыре цели использования компьютеров в образовании:47

Первая из них направлена на обеспечение функционирования системы образования и не связана непосредственно с процессом обучения. Среди всех остальных обучение является базовой целью в рамках обычной традиционной технологии учебного процесса. Этой цели непосредственно соответствуют первые три группы ППС в приведенной выше классификации. Четвёртая группа соответствует второй цели (информационный поиск). Пятая и шестая группы ППС обеспечивают компьютерную поддержку четвёртой цели (моделирование). К четвёртой цели как вспомогательное средство может быть отнесена и седьмая группа (игровые программы). Последняя восьмая группа не соответствует указанным целям явно, но она объединяет дополнительные средства для различных целей, эти средства формируют базис компетентности в новых информационных технологиях.

Некоторое время назад появилась новая концепция – электронный учебник, как обозначение интегрированных систем, которые состоят из нескольких модулей: учебное пособие, сборник задач, справочник и подсистема тестирования. Электронный учебник объединяет теорию, практику и проверку знаний, а также может включать в себя демонстрационно-моделирующую подсистему.