logo search
Сукало / К экзамену / Осмысление размытости

10. Автор

В традициях, опирающихся на мощную социальную мифологию (от христиа­низированной средневековой Европы до тоталитарных режимов XX века) фигура Автора обретает особый статус, выступая гарантом концептуальной и социальной адаптивности идеи.

В качестве философской – проблема Автора конституируется уже в поздней античности (в неоплатонизме) как проблема идентификации письменных текстов: прежде всего гомеровских и текстов Платона.

Сопряжение с фигурой Автора такой функции, как предвидение финала, проявляется в различных областях европейской культуры как в очевидно телеологически артикулированных (христианская идея Провидения), так и предельно далеких от телеологии (например, идея Адама Смита о невидимой руке, ведущей мировой рынок к определенному состоянию).

В философии постмодерна понятие Автора переосмыслено в плане смещения акцента с индивидуально-личностных и социально психологических аспек­тов его содержания на аспекты дискурсивно-текстологические.

С этой точки зрения Автор отнюдь не тождественен субъекту, написавшему или даже непосредственно подписавшему тот или иной текст. То есть, фигура Автора может быть атрибутирована далеко не любому тексту (например, деловой контракт, товарный реестр или запись о назначенной встрече) и, более того, не любому произведению, ибо само понятие произведения подвергается в пост­модер­низме не только проблематизации, связанной со сложностью определения и выделения произведения как такового в массиве текстового наследия того или иного Автора, но и радикальной критике. В данном контексте фигура Автора мыслится постмодернизмом как не фиксированное спонтанной атрибуцией текстов некоему создавшему субъекту, но требующей для своего консти­туиро­вания особой процедуры. Автор, таким образом, понимается «не как говорящий индивид, который произнЁс или написал текст, но как принцип группировки дис­курсов, как единство и источник их значения, как центр их связности» (Фуко).

Центральными функциями Автора, понятого подобным образом, выступает для постмодернизма:

- классификация (разграничение и группировки) текстов;

- установление отношений между текстовыми массивами;

- выявление посредством этого определенных способов бытия дискурса (по оценке Фуко, Гермеса Трисмегиста не существовало, Гиппократа также, в том смысле, в котором можно было бы сказать о Бальзаке, что он существовал, но то, что ряд текстов поставлен под одно имя, означает, что между ними установлено отношение гомогенности или преемственности, устанавливаемое аутентичность одних текстов через другие или отношения взаимного разъяснения или сопут­ствующего употребления).

Постмодернизм выявляет авторов двух типов, дифференцируя Автора, погру­женного в определённую дискурсивную традицию, с одной стороны, и Автора, находящегося в так называемой трансдискурсионной позиции, с другой. Пос­ледний характеризуется тем, что не только выступает создателем своих текстов, но и инспирирует возникновение текстов других авторов, то есть является зачи­нателем определенного, нового по отношению к наличным, типом дискур­сив­ности. Фуко называет такого Автора «учредитель» или «установитель».

Учредитель не только создает своим творчеством возможность и пара­диг­мальные правила образования других текстов строго в границах определенного типа дискурса, но и открывает простор для формирования текстов принципиально иных, отличных от произведённых им и могущих входить с последними в кон­цептуальное противоречие, но, однако, сохраняющих релевантность по отно­ше­нию к исходному типу дискурса.

В качестве примеров авторов подобного типа Фуко называет Фрейда и Маркса, ибо, по его оценке, в традиции как психоанализа, так и марксизма имеет место не просто игра по сформулированным их основоположниками правилам, но «игра истины» в полном смысле этого слова, предполагающая, при радикальной трансформации исходных содержательных оснований, регулярное «переоткрытие Автора», возврат к его дискурсу, осуществляющийся в загадочной стыковке произведения и Автора.