20. Постистория
Понятие философии постмодернизма, сменившее собой традиционную концепцию истории и задающее новое видение социальных процессов, обоснованное:
1) отказом от линейного видения социальной динамики;
2) отказом от презумпции наличия внутренней логики истории – в общем контексте отказа от логоцентризма;
3) отказом от презумпции трансцендентального означаемого, предполагающего в данном случае наличие автохронной социальной реальности;
4) общей постмодернистской презумпцией артикуляции настоящего как лишённого возможности новизны.
Если при переходе от традиционной культуры к классической – осевой – вектор развития представления о времени разворачивается как переход от циклической временной модели к линейной, то современный переход культуры постмодерна знаменуется радикальным отказом философии от линейной концепции времени. Последний оценивается в качестве метонаррации, и в этом качестве подвергается десакрализации: так, в оценке Бодрийяра, «история – это наш утраченный референт, то есть наш миф». Согласно видению Джиммисона, современное общество характеризуется «последовательным ослаблением историчности в нашем отношении к общественной истории». Подобная установка была зафиксирована уже Арент: «Нить традиции оборвана, и мы не будем в состоянии восстановить её. Что утрачено, так это непрерывность прошлого. То, с чем мы оставлены, всё то же прошлое, но прошлое уже фрагментированное».
Понимание истории как линейное разворачивание событийности из прошлого в будущее, предполагающего усмотрение в последовательности событийной однозначности принудительной причинности и вытекающей из этого возможности одного, так называемого правильного прочтения события сменяются в постмодернизме установкой на интерпретационную плюральность нарративной истории, или, как пишет Бодрийяр, «история была могучим мифом, который поддерживал одновременно возможность объективной связности причин и событий и возможные нарративные связности дискурса» – не случайно век истории это также и век романа.
Постмодернистское же видение социальной процессуальности принципиально нелинейно. По оценке Деррида, «чему не следует доверять, так это метафизическому концепту истории, который привязан не только к линейности, но и ко всей системе импликации (телиология, эсхатология, выявляющая и интерпретирующая аккумуляция смысла, известный тип традиционности, известный концепт преёмственности, истины и т.п.)».
Важнейшим основанием введения концепта постистории выступает для постмодернизма презумпция конца истории, получившая в постмодерне, наряду с традиционной оптимистической (конец работы – конец истории Фукуямы) и пессимистической (Хангтинтон) своими аранжировками, и сугубо нетрадиционную свою артикуляцию. Речь идет именно об отказе от линейного сознания времени, предполагающего понятия минувшего и грядущего, и от основанного на нём линейного прочтения истории как необратимо развернутой из прошлого через настоящее в будущее. Как пишет Лиотар, «сегодня мы можем наблюдать своеобразный упадок доверия, которое западный человек на протяжении последних двух столетий питал к принципу всеобщего прогресса человечества. Не существует позитивной ориентации, которая могла бы открыть перед нами какую-то новую перспективу (именно линейную перспективу, а не панораму жизни в её стереофонии)».
Постмодерн осознает себя как пост-современность, процессуальность, которая разворачивается после времени: по оценке Кожева, «как бы то ни было, история закончена». Разворачивая процессуальность своего бытия в ситуацию постистории, современность тем самым «переписывает время», разворачивая линейный вектор истории и ломая его. Таким парадоксальным образом постмодернистская концепция конца истории фактически имеет смысл переоткрытия времени. В этом плане перманентная настоящая культура постмодерна принципиально нелинейная.
Современная культурная прагматика описывается Лиотаром как монстр, образуемый переплетением различных сетей, разнородных классов высказываний (предписывающих, перформативных, технических, оценочных и так далее). Нет никакого основания полагать, что, возможно, определить метапредложение, общее для всех этих языковых игр, или что временной консенсунс может охватить все метапредложения, регулирующие всю совокупность высказываний, циркулирующих в человеческом коллективе. В качестве предмета своего интереса генеалогия постулирует не столько предусмотрительное могущество смысла, сколько случайную игру доминаций (Фуко).
И если линейной версией истории создана особая вселенная правил, предназначенная для того, чтобы утолить жажду насилия, своего рода интерпретативного своеволия в отношении спонтанной событийности, то согласно постмодернизму, грандиозная игра истории – вот кому подчиняются правила. Моделируемый философией постмодернизма событийный процесс подчинен терминизму принципиально нелинейного типа. «Мир такой, как мы его знаем, в итоге не является просто фигурой, где все события стёрты для того, чтобы прорисовались постепенно существенные черты, конечный смысл, первая и последняя необходимость, но, напротив – это мириады переплетающихся событий.
Мы полагаем, что наше настоящее опирается на глубинные интенции, на неизменные необходимости; от историков мы требуем убедить нас в этом. Но верное историческое чувство подсказывает, что мы живём без специальных разметок и изначальных координат в мириадах затерянных событий. Существование в едином пространстве не только семантически несоединимых и аксиологически взаимоисключающих друг друга сколов различных культурных традиций порождает невозможность единого зеркала мира. В общем контексте отказа от метафизической презумпции наличия универсально единого и рационально постигаемого смысла бытия постмодернистское видение истории обоснована презумпция отсутствия так называемой логики истории, то есть программным отказом от веры в абсолютную автономию истории как истории и философии в смысле гегельянства. Рефлексия над прошлым, по оценке Х. Райта, – это всегда, рассказ, нарратив, организованный извне посредством внесённого рассказчиком сюжета, организующим повествование.
История как таковая может мыслиться в пространстве постмодернистской философии не иначе, нежели в качестве формы словесного дискурса, жанрово варьирующегося в диапазоне от романса и трагедии до комедии и сатиры.
По определению Джеймесона, в культуре постмодерна предчувствия будущего, катастрофического или спасительного, заместились ощущениями конца того или этого (конец идеологии, искусства, социального класса, кризис ленинизма, социальной демократии, общества, общества всеобщего благоденствия); взятые все вместе, они, возможно, составят то, что всё чаще обозначается постмодернизмом. В русле этой традиции смысл исторического события трактуется постмодерном следующим образом: точка совершенно удаленная и предшествующая всякому позитивному знанию, а именно – истина, делает возможным знание, которое, однако, вновь её закрывает, не переставая в своей болтливости не признавать её.
- Осмысление размытости
- 1. Ризома.
- 2. Ацентризм
- 3. Трангрессия
- 5. Эротика текста
- 6. Номадология
- 7. Дискурс
- 8. Судьба
- 9. Сюжет
- 10. Автор
- 11. Дерево
- 12. Корень
- 13. Лабиринт
- 14. Руины
- 15. Складка
- 16. Нонсенс
- 17. Принцип нон-селекции
- 18. Нулевая степень
- 19. Атеизм
- 20. Постистория
- 21. Анти-психологизм
- 22. Деконструкция
- 23. Время в деконструкции
- 24. Археология знания
- 25. За-постмодернизм
- 26. Бодрийяр Жан
- 27. Делёз Жиль (1925-1995)
- 28. Деррида Жак