logo
Сукало / К экзамену / Осмысление размытости

19. Атеизм

В традиционном понимании – ментально-мировоззренческая установка, аль­тер­нативная теизму, то есть основанная на отрицании трансцендентного миру начала Бытия, однако объективно изоморфная ему в гештальтно-семантическом отношении. В конкретных формах может представать в оппозиции не столько теизму как таковому, сколько конкретному вероучению или определённой кон­фессии.

Может подразделяться как религиозный индифферентизм (то есть отсутствие фокусировки на вопросах веры), религиозный скептицизм (то есть сомнение в определенных догматах вероучения), вольнодумство (то есть внекон­фес­сио­нальная интерпретация символа веры), антиклерикализм (то есть социально ори­ен­тированная позиция неприятия института Церкви).

По форме своего проявления атеизм жанрово варьируется в предельно широ­ком диапазоне, от моделей, исключающих Бога в качестве объяснительного прин­ципа из картины мира (материализм в последовательно монистических своих вер­сиях) до смысложизненной позиции богоборчества (романтизм). Атеизм остро про­являет себя в экзистенциальных проекциях человеческого существования.

(Например, у Мигеля де Унамуно в "Молитве атеиста":

Господь несуществующий,

Услышь в своём небытии

Мои моления.)

В философии постмодернизма – атеизм – способ или стиль мышления, обосно­ванный идеей «смерти субъекта» и принципиальным отказом от возможности внетекстового источника смысла – как в плане «трансцендентального означае­мого» (Деррида), так и в плане трансцендентного субъекта (В. Лейч).

Такая парадигма философствования постулирует практическую невоз­мож­ность существования Бога для субъекта речи (Кристева). Семантическая фигура Бога стоит в постмодернизме в одном ряду с фигурами Автора, психоана­ли­ти­чески понятого Отца и в целом субъекта (познания, действия, власти), сопрягаясь с феноменом центра, структуры, власти и т.п., выступая символом традиционной рациональности метафизики и онтологии.

В этом отношении атеизм фактически выступает в постмодернизме необхо­ди­мым аспектом фундаментальной для его номадологической парадигмы децент­рации (текста, опыта, структуры), постулируя новое понимание бытия как флуктуационного процесса самоорганизации, осуществляющегося вне одно­значных механизмов линейной причинности, предполагающих процедуру внеш­него причинения – «Мир без Бога» стоит в ряду с такими базисными аксио­мами постмодернизма, как Текст без Автора, Язык без Субъекта, Голос без Говоря­щего, выражая наряду с ними идею нелинейности. Подобным образом понятый атеизм позволяет постмодернизму предположить внутри своего концептуального поля нетрадиционно артикулированную семантическую фигуру Бога (Бог как пре­дельный цикл хроноса у Делёза, например, вне обязательной для теизма личностной его артикуляции).

Фактически постмодерн задаёт не только новую семантику, но и нетради­ци­он­ную аксиологическую окраску классическому понятию атеизма: по формулировке Вейль, «одна из драгоценных радостей земной любви – радость служить лю­бимому существу так, чтобы оно не знало об этом. В любви к Богу это воз­можно лишь через атеизм».