27. Делёз Жиль (1925-1995)
Французский философ. Делёз распределяет все понятия культуры между двумя полюсами: шизофренией и паранойей, которые образуют два противостоящих способа мышления, причём первый рассматривается как однозначно позитивный, а второй, соответственно, воплощает в себя все негативные черты культуры.
Подобная трактовка шизофрении воплощает в себя идеалы революционной борьбы левоанархических течений 1960-70-х годов. Понятие "машины желаний" и производства противопоставляются теории субъекта и презентации как воспроизводства. По Делёзу, в современной культуре свободные потоки единичности, производимые "машинами желания", постоянно оказываются структурированными и ограниченными, территориализированными в рамках поля субъекта. Задачей шизоанализа является детерроризация потоков симуклярности и освобождение из-под власти государственного мышления и метафизики субъекта.
Государственная философия основана на понятиях паранойи, идентичности, сходства, истины, справедливости, отрицания, которые позволяют иерархически структурировать внутренние области репрезентативного мышления - субъект, понятие, объект. Задача подобного мышления – установить сходство, симметрию между этими тремя областями и чётко разграничить их с помощью негативации от всего, что привносит инаковость и различие. Репрезентативной модели государственной философии Делёз противопоставляет номадическое мышление, которое основано на шизофрении, – различии, а не на идентичности и существует во внешности, противостоящей внутренности этих трёх структурированных областей.
Номадическое мышление стремится сохранить различие, разнородность понятий там, где государственное мышление выстраивает иерархию и сводит всё к единому центру субъекту. Понятие, освобождённое от структуры репрезентации, представляет собой точку воздействия различных сил, которые противопоставляются Делёзом власти. Последняя является продуктом репрезентации и направлена на создание иерархии, в то время как свободная игра сил разрушает любой централизованный порядок.
Сила философствующего мыслителя, по мнению Делёза, в сопротивлении власти во всех её ипостасях и проявлениях, власти как таковой. «Отношение сил можно дополнить отношением к себе, позволяющим нам сопротивляться, уклоняться поворачивать жизнь и смерть против власти».
Основной задачей шизоанализа является освобождение потоков желаний из-под власти параноидального структурирования. Революционные тенденции шизофрении Делёз усматривает прежде всего в искусстве, которое осуществляется силами больных, разрушающих устоявшиеся структуры. «Имя философа – всего лишь псевдоним его персонажей. Я есть не я, но способность мысли видеть себя и развивать через план, что проходит сквозь меня во многих местах».
- Осмысление размытости
- 1. Ризома.
- 2. Ацентризм
- 3. Трангрессия
- 5. Эротика текста
- 6. Номадология
- 7. Дискурс
- 8. Судьба
- 9. Сюжет
- 10. Автор
- 11. Дерево
- 12. Корень
- 13. Лабиринт
- 14. Руины
- 15. Складка
- 16. Нонсенс
- 17. Принцип нон-селекции
- 18. Нулевая степень
- 19. Атеизм
- 20. Постистория
- 21. Анти-психологизм
- 22. Деконструкция
- 23. Время в деконструкции
- 24. Археология знания
- 25. За-постмодернизм
- 26. Бодрийяр Жан
- 27. Делёз Жиль (1925-1995)
- 28. Деррида Жак