50. Онтология как средство формализованного представления информации.
Онтология – это набор определений (на формальном языке) фрагмента декларативных знаний, ориентированный на совместное многократное использование различными пользователями. В онтологии вводятся термины, типы и соотношения (аксиомы), описывающие фрагмент знания. Таким образом, онтология определяет общий словарь для специалистов, которым нужно совместно использовать информацию в предметной области.
Понятие онтология активно применяется в информатике и искусственном интеллекте. Этот термин пришел из философии, где обозначал часть метафизики - учение обо всем сущем, о его наиболее общих философских категориях, таких как бытие, субстанция, причина, действие, явление. При этом онтология как наука претендовала на полное объяснение причин всех явлений.
Онтологии позволяют представить понятия в виде, пригодном для машинной обработки. Нередко онтологии используются в качестве посредника между пользователем и информационной системой: они позволяют формализовать договоренности о терминологии.
По степени зависимости от конкретной задачи или предметной области обычно различают следующие онтологии.
Онтологии верхнего уровня. Такие онтологии описывают наиболее общие, независимые от конкретной проблемы или области, концепты (пространство, время, материя, объект, событие, действие и т. д.) которые могут быть унифицированы для больших сообществ пользователей.
Онтологии, ориентированные на предметную область. Во многих дисциплинах в настоящее время разрабатываются стандартные онтологии, которые могут использоваться экспертами для совместной информационной деятельности в своей области.
Онтологии, ориентированные на задачу. Это онтологии, используемые при выполнении конкретной задачи. Они отражают специфику решения задачи, но могут также содержать некоторые общие термины.
Прикладные онтологии. Такие онтологии описывают понятия, которые могут относиться как к онтологии задач, так и к онтологии ПрО. Примером может служить онтология автомобилей, строительных материалов, вычислительной техники. Прикладная онтология обобщает понятия, использующиеся в некоторых задачах ПрО, абстрагируясь от самих задач (так, онтология автомобилей независима от любых особенностей конкретных марок машин).
Язык описания онтологий
Ключевым моментом в проектировании онтологии является выбор языка спецификации онтологий (Ontology specification language). Цель таких языков - существенно повысить выразительные возможности концептуального моделирования слабо структурированных данных.
К традиционным языкам спецификации онтологий относятся: Ontolingua; CycL; языки, основанные на дескриптивных логиках (LOOM [58]); языки, основанные на фреймах (OKBC, OCML, Flogic [19]).
Более поздние языки ориентированы на Web-стандарты (XOL, SHOE, UPML). Специально для обмена онтологиями через Web были созданы RDF(S), DAML, OIL, OWL.
- 1. Определение понятий «программа», «программное средство», «программный продукт». Виды и краткое содержание программных документов (по еспд).
- 2. Связь программных документов с этапами жизненного цикла по.
- 3. Жизненный цикл программных средств. Базовые этапы моделей жц: назначение и характеристика.
- 4. Стратегии конструирования программных средств с точки зрения моделей жц. Характеристика стратегий, достоинства и недостатки.
- 6. Назначение, архитектура, классификация case-средств.
- 7. Определение и содержание процесса тестирования. Информационные потоки процесса тестирования.
- 8. Основные стратегии тестирования, их характеристики, достоинства и недостатки. Основные типы ошибок, выявляемых каждой из стратегий.
- 9. Потоковый граф и цикломатическая сложность программы. Примеры.
- 10. Способ тестирования базового пути.
- 11. Способ тестирования условий.
- 12. Способ тестирования потоков данных.
- 13. Функциональное тестирование. Способ разбиения по эквивалентности и анализа граничных значений.
- 14. Способ диаграмм причин-следствий.
- 15. Основные характеристики качества и надежности программных средств.
- 16. Понятия функциональной пригодности, корректности и надежности программных средств.
- 17. Функция надежности и функция отказа: определение, основные свойства.
- 18. Дискретные модели надежности по. Модель Муса.
- 19. Дискретные модели надежности по. Модель Шумана.
- 20. Статические модели надежности по (простая интуитивная модель, модель Нельсона, модель Миллса).
- 21. Эмпирические модели надежности по. Определение оптимальной продолжительности тестирования.
- 22. Понятие пользовательского интерфейса. Основные принципы разработки пользовательского интерфейса.
- 23. Оконные интерфейсы. Типы окон. Основные операции с окнами.
- 24. Типы диалога пользовательского интерфейса.
- 25. Типы элементов управления оконных интерфейсов.
- 26. Назначение элемента управления «меню». Стандартные разновидности меню.
- 27. Назначение элемента управления «кнопка». Стандартные разновидности кнопок.
- 28. Назначение элемента управления «список». Стандартные разновидности списков.
- 29. Назначение элемента управления «текстовая область». Стандартные разновидности текстовых областей.
- 30. Правовые методы защиты программных продуктов и баз данных.
- 31. Понятие компонента. Функциональные группы компонентов.
- 32. Открытый интерфейс доступа к базам данных (odbc).
- 33. Архитектуры сервера баз данных совместной обработки клиентских запросов.
- 34. Доступ к базам данных в двухзвенных моделях «клиент-сервер».
- 35. Основные требования к распределенной обработке данных.
- 36. Функции «типового» приложения обработки данных.
- 37. Базовые архитектуры распределенной обработки данных.
- Архитектура сервера баз данных
- Архитектура «один к одному»
- Многопотоковая односерверная архитектура
- 38. Источник данных. Архитектура приложения, работающего с внешними источниками данных.
- 39. Последовательность действий для обеспечения работы с объектом источника данных.
- 40. Форматы представления слабоструктурированных данных. Основные понятия стандарта iso 2709.
- 41. Форматы представления слабоструктурированных данных. Основные понятия коммуникативного формата мекоф.
- 42. Языки определения слабоструктурированных данных. Основные понятия xml.
- 43. Инфраструктура описания ресурсов (rdf).
- 44. Структура процессов в абстрактной аипс.
- 45. Фактографические и документальные бд.
- 46. Классификации. Типология классификаций на основе отношений, возможных между классами и атрибутами.
- 47. Библиотечно-библиографические классификации.
- 48. Патентные классификации.
- 49. Классификации наук.
- 50. Онтология как средство формализованного представления информации.
- 51. Методы выделения информативных терминов.
- 52. Методы классификации и кластеризации текстовой информации.