logo
Разработка и стандартизация ПС и ИТ

24. Типы диалога пользовательского интерфейса.

Типы диалога

Процесс управления обработкой информации заключается в обмене данными, обычно, по схеме диалога – достаточно жесткой последовательности вопросов и ответов.

Различают 4 типа диалога.

Диалог на основе командного языка очень часто используется в операционных системах. Исторически это первый из реализованных типов диалога.

Команда реализуется в виде строк, состоящих из ключевого слова, обозначающего операцию (что делать), за которым следует список параметров операции (ее опции), которые обычно указывают входные и выходные данные и, возможно, условия выполнения операции.

Многие командные языки поддерживают макросы, которые расширяют функциональные возможности диалога, сокращая при этом количество вводимых команд. Макрос содержит несколько командных строк. При обращении к нему в процессе диалога отдельные строки команд макроса выполняются одна за другой, как если бы они вводились с клавиатуры.

Диалог типа «вопрос-ответ». Структура диалога типа «вопрос-ответ» (Query and Answer - Q&A) основана на аналогии с обычным интервью. Система берет на себя роль интервьюера и получает инфор¬мацию от пользователя в виде ответов на вопросы. Первоначально именно этот режим называли диалоговым.

структура Q&А обладает одним существенным недостатком. Даже если ввод происходит достаточно быстро, для пользователя, который уже знает, какие вопросы задает система и какие ответы нужно на них давать, отвечать на всю серию вопросов довольно утомительно. Тем не менее, такая структура особенно уместна при реализации диалога с множеством «ответвлений», когда на каждый вопрос предусматривается большое число ответов, каждый из которых влияет на то, какой вопрос будет задан следующим.

Диалог типа «меню» обеспечивает пользователя списком возможных вариантов данных для ввода, из которого нужно, выбрать то, что требуется. Меню может быть представлено в виде блока — это традиционный формат, в виде строки расположенной вверху или внизу экрана. По характеру «постоянства» присутствия в пространстве интерфейса меню можно разделить на условно-постоянные – находящиеся на экране на протяжении всего сеанса или только диалога, и динамические, которые "всплывают или выпадают" на экран в текущем положении курсора либо "вытягиваются" непосредственно из строки меню верхнего уровня и исчезают после выбора варианта.

Структура типа меню является наиболее естественным механизмом для работы с устройствами указания и выбора.

Диалог на основе экранных форм уместно применять там, где источником данных служит существующая входная («бумажная») форма документа.

Пользователь, заполняющий форму, может выбирать последовательность ответов, временно пропускать некоторый вопрос, возвращаться назад для коррекции предыдущего ответа и даже начать заполнять все снова. Он работает с формой до тех пор, пока не заполнит ее полностью. Программная система может проверять каждый ответ непосредственно после его ввода или обработать всё введенное после заполнения формы целиком.