86. Основные этапы процесса формирования инвестиционной стратегии предприятия.
Инвестиционная стратегия представляет собой систему долгосрочных целейинвестиционной деятельности организации, определяемых общими задачами ее развития, а также выбор наиболее эффективных путей их достижения.
Инвестиционную стратегию можно представить как генеральное направление (программу, план)инвестиционной деятельности организации, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести к достижениюинвестиционных целей и получению ожидаемогоинвестиционного эффекта.Инвестиционная стратегия определяет приоритеты направлений и форминвестиционной деятельности организации, характер формированияинвестиционныхресурсов и последовательность этапов реализаций долгосрочныхинвестиционных целей, обеспечивающих предусмотренное общее развитие организации.
Процесс разработки инвестиционной стратегии является важнейшей составной частью общей системы стратегического выбора предприятия, основными элементами которого являются миссия, общие стратегические цели развития, система функциональных стратегий в разрезе отдельных видов деятельности, способы формирования и распределения ресурсов.
Разработка инвестиционной стратегии предприятия предусматривает следующие этапы:
1) определение периода формирования инвестиционной стратегии;
2)выбор стратегических целей инвестиционной деятельности;
3)определение направлений инвестирования и источников их финансирования;
4)конкретизацию инвестиционных программ (проектов) и сроков;
5) оценку разработанной инвестиционной стратегии;
6)пересмотр стратегии в зависимости от изменения внешних условий и состояния внутренней среды предприятия.
Продолжительность первого этапа зависит от общего состояния экономики и развития рынка, а с учетом последних 2-х десятилетий - от состояния глобальной экономики.
В условиях нестабильной экономики прогнозы развития предприятий не превышают 3-5 лет. В странах с развитой экономикой крупнейшие компании прогнозируют свою деятельность на 10—15 лет.
Сроки разработки инвестиционной стратегии не должны выходить за рамки периода общей стратегии.
Отраслевая принадлежность также влияет на период инвестиционной стратегии: наибольший срок характерен для институциональных инвесторов (5—10 лет), наименьший - для предприятий сферы производства потребительских товаров, розничной торговли и услуг (3- 5 лет). Крупные компании прогнозируют результаты своей деятельности на более длительный срок, чем небольшие.
В самом общем виде определение инвестиционных целей предприятия (второй этап процесса) направлено на:
1)увеличение капитала,
2)повышение текущего дохода,
3)обеспечение ликвидности и сохранности капитала, возможный контроль над предприятием-эмитентом. (+ диверсификация деятельности)
Увеличение капитала в долгосрочной перспективе осуществляется путем инвестирования в реальные проекты и финансовые инструменты, стоимость которых в будущем возрастет, в результате чего инвестор получит дополнительные средства.
При формировании инвестиционной программы в нее следует включать проекты с высокой текущей доходностью, обеспечивающие поддержание постоянной платежеспособности предприятия. Кроме того, часть текущих доходов может быть капитализирована для сохранения оптимальной структуры инвестиционного портфеля.
При этом необходимо четко определить минимум прибыли, которую инвестор хотел бы получить.
Для сохранения капитала при инвестировании средств необходимо минимизировать риск потери доходов, который приходится постоянно контролировать.
Для обеспечения управляемости инвестиций, возможности быстрого реинвестирования капитала в более выгодные проекты инвестиционный портфель должен иметь высоколиквидный характер, при необходимости быстро и с минимальными потерями превращаясь в деньги.
Уровень ликвидности инвестиций зависит от экономического климата в государстве, конъюнктуры инвестиционного рынка и специфики инвестиционной деятельности предприятия.
Учитывая альтернативность некоторых целей инвестирования, предприятие-инвестор определяет их приоритеты, руководствуясь общими стратегическими целями своего развития.
Основные цели инвестиционной стратегической политики должны отражаться в соответствующих критериальных показателях: нормативных значениях минимальных темпов роста капитала, минимальном уровне текущей доходности, максимальном уровне инвестиционного риска, минимальной по капиталоемкости доле высоколиквидных проектов и др.
Эти показатели в дальнейшем используют при формировании инвестиционного портфеля и отборе конкретных проектов и финансовых инструментов.
Третий этап включает определение (принципиальных) направлений инвестиционной деятельности и формирование источников инвестиционных ресурсов.
Разработка направлений инвестиционной деятельности осуществляется путем выбора соотношения различных форм инвестирования на разных этапах деятельности, определения отраслевой и региональной направленности вложений.
На соотношение форм инвестирования влияют различные факторы, среди которых отметим:
общее состояние экономики и конъюнктуры инвестиционного рынка. В условиях нестабильной рыночной экономики инвесторы предпочитают вкладывать ресурсы в финансовые активы, особенно в краткосрочные;
функциональную направленность предприятия. Институциональные инвесторы работают преимущественно на фондовом рынке и вкладывают ресурсы в фондовые инструменты. Предприятия производственной сферы инвестируют в производственные активы;
зависимость от жизненного цикла предприятия. На ранних стадиях развития инвестирование имеет преимущественно производственный характер, на стадиях зрелости - финансовый;
размер предприятия: малые и средние предприятия инвестируют в основном в реальные активы, крупные - в финансовые.
Определение отраслевой направленности инвестиций предполагает оценку различных вариантов вложения средств.
Отраслевой вариант концентрации инвестиционной деятельности позволяет предприятию контролировать большие сегменты рынка и быстро достигать успеха, но он связан с высоким уровнем риска.
Диверсификационный вариант предполагает размещение вложений в рамках одной отрасли или группы взаимосвязанных отраслей (например, в сельское хозяйство, легкую и пищевую промышленность).
Это позволяет существенно расширить контролируемый сегмент рынка и снизить риск вложения капиталов. Возможна диверсификация вложений и в не связанные между собой отрасли производства.
В результате выбора отраслей с разными стадиями жизненного цикла и значительными колебаниями конъюнктуры на продукцию заметно снижается уровень инвестиционных рисков.
Определение региональной направленности инвестиционной деятельности связано с размером и продолжительностью деятельности предприятия.
Малые и средние предприятия действуют в пределах своего региона. Межрегиональную диверсификацию инвестиционной деятельности может позволить только крупное предприятие.
Формирование инвестиционных ресурсов осуществляется путем прогнозирования их общей потребности, определения источников и методов финансирования отдельных программ и проектов, оптимизации структуры источников.
Прогнозирование общей потребности в инвестиционных ресурсах заключается в определении объема реальных (производственных) и финансовых инвестиций.
Источники формирования инвестиционных ресурсов могут быть собственными, заемными и привлеченными. К собственным источникам относятся прибыль и амортизационные отчисления.
Среди заемных источников важную роль играют кредиты банков, выпуск облигаций, а также использование лизинга.
К привлеченным источникам относятся средства от размещения акций и дополнительные паевые взносы в уставный фонд предприятия.
Методы финансирования отдельных инвестиционных программ и проектов включают:
полное самофинансирование (для небольших проектов и финансовых инвестиций);
акционирование (для крупных проектов или региональной диверсификации инвестиционной деятельности);
кредитование (для проектов с высокой нормой прибыли);
лизинг (для проектов с небольшим периодом эксплуатации или быстро меняемой технологией); смешанное соотношение всех источников.
Оптимизация источников формирования инвестиционных ресурсов заключается в установлении оптимальных пропорций внутренних (собственных) и внешних (заемных и привлеченных) источников финансирования с целью высокой финансовой устойчивости предприятия и максимизации прибыли.
Четвертый этап - конкретизация инвестиционных программ и сроков предусматривает наличие средств и готовность предприятия к осуществлению проекта.
Инвестиционная программа корректируется с учетом этих факторов и обеспечивает согласованность реализации отдельных проектов и формирование финансовых ресурсов.
Оценка разработанной инвестиционной стратегии на пятом этапе осуществляется на основе ряда критериев. К ним относятся:
согласованность инвестиционной стратегии с общей стратегией развития предприятия по целям, этапам и срокам реализации;
внутренняя сбалансированность целей, направлений и последовательности осуществления инвестиционной политики;
согласованность с внешней средой (развитием страны, инвестиционным климатом);
реализуемость с учетом имеющихся ресурсов (финансовых, кадровых, сырьевых и технологических);
приемлемость уровня инвестиционных рисков;
•финансовая (экономическая), производственная и социальная (эффективность) результативность.
Пересмотр и корректировка стратегии (шестой этап) ведутся на основе мониторинга за отдельными направлениями инвестиционной деятельности) политики и постоянно меняющимися внутренними и внешними условиями деятельности по операциям с портфелем ценных бумаг.
В Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 2005 г. № 39-ФЗ дается следующее определение инвестициям: «...инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта».
Таким образом, под инвестициями в широком смысле необходимо понимать денежные средства, имущественные и интеллектуальные ценности государства, юридических и физических лиц, направляемые на создание новых предприятий, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих, приобретение недвижимости, акций, облигаций и других ценных бумаг и активов с целью получения прибыли и (или) иного положительного эффекта (результата).
Большинство предприятий-инвесторов выбирают несколько объектов реального или финансового инвестирования и формируют инвестиционный портфель в соответствии с разработанной инвестиционной стратегией.
Таким образом, на каждом этапе разработки и реализации инвестиционного процесса обосновывается экономическая эффективность проекта, анализируется его доходность, т.е. проводится проектный анализ, позволяющий сопоставлять затраты с полученными (прогнозируемыми) результатами (выгодами).
- 1. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации.
- 2. Технические и программные средства реализации информационных процессов.
- 3. Программное обеспечение и технологии программирования.
- 4. Информационные технологии. Определение, средства и результаты.
- 5. Федеральный закон об информации, информационных технологиях и о защите информации.
- 6. Классификация информационных систем. Информационный характер процесса управления. Многофункциональность информационных систем.
- 7. Программы-вирусы: виды и средства, рекомендации по применению, обнаружение вирусов, обезвреживание вирусов.
- 8. Методы защиты информации.
- 9. Методы криптографии. Средства криптографической защиты информации (скзи).
- 10. Электронная цифровая подпись (эцп), принципы ее формирования и использования.
- 11. Общая классификация видов информационных технологий и их реализация в технических областях.
- 12. Понятие информационной системы.
- 13. Назначение, функции и характеристики операционных систем. Вычислительные ресурсы и операционная система.
- 14. Основные понятия информационных сетей. Сетевые программные и технические средства информационных сетей.
- 15. Основные понятия теории моделирования.
- 16. Имитационные модели информационных процессов.
- 17. Языки моделирования. Имитационное моделирование информационных систем и сетей.
- 18. Классификация баз данных. Модель представления данных.
- 19. Иерархическая модель. Сетевая модель. Реляционная модель данных.
- 20. Системный анализ предметной области при проектировании ис. Методы системного анализа.
- 21. Erp-системы (Enterprise resource planning). Назначение и особенности применения.
- 22. Система управления базами данных (субд). Определение, основные понятия, назначение.
- 23. Case-технологии.
- 24. Архитектурные особенности организации эвм различных классов.
- 25. Вычислительные системы и сети.
- 26. Вычислительный процесс и его реализация с помощью ос. Основные функции ос.
- 27. Основные этапы решения задач на эвм.
- 29. Сетевые операционные среды и платформы.
- 30. Web-сайт и его структура.
- 31. Программные средства для разработки web-страниц и web-сайтов.
- 32. Универсальные средства разработки web-сайтов.
- 33. Понятие системы. Классификация систем.
- 34. Разработка web-приложений с помощью php.
- 35. Использование современных систем управления контентом сайта (cms).
- 36. Методы широкополосного скоростного доступа в Internet.
- 37. Организация, структура и функции web-сервера.
- 39. Технология web-сервисов. Интеграция портлетов в порталы.
- 40. Основные принципы построения web-приложений. Основные требования, предъявляемые к web-приложениям.
- 41. Язык разметки html. Структура документа html. Динамический html.
- 42. Современные технологии разработки web-приложений. Принципы использования субд в web-приложениях.
- 43. Информационное общество. Сущность и цели информатизации общества.
- 44. Свойства информации: конфиденциальность, доступность, целостность.
- 45. Назначение и возможности системы визуального программирования Delphi.
- 46. Характеристика рыночного механизма и его функционирования. Структур рынка.
- 47. Макроэкономическое равновесие: классический и кейнсианский подходы.
- 48. Экономический цикл как всеобщая форма экономической динамики, причины, виды и последствия инфляции и безработицы.
- 49. Виды учета в национальном хозяйстве. Понятие, значение и особенности бухгалтерского учета.
- 50. Баланс предприятия. Четыре типа операций, вызывающих изменения в балансе.
- 51. Общая характеристика плана счетов. Счета: понятие, виды, двойная запись.
- 52. Сущность и функции денег. Понятие и элементы денежной системы. Денежная система рф.
- 53. Формы безналичных расчетов.
- 54. Инфляция: причины, виды, последствия
- 55. Сущность и функции финансов. Финансовая система: понятие, элементы
- 57. Платежные поручения. Аккредитивная форма расчетов. Финансовый рынок: структура, функции, участники.
- 58. Бюджет: сущность, составные элементы, функции
- 59. Задачи и функции Банка рф в кредитной системе.
- 60. Финансовая система рф. Структура и принципы бюджетной системы рф.
- 61. Фондовая биржа: функции, организация работы
- 62. Становление и современное состояние налоговой системы рф.
- 63. Права и обязанности налогоплательщиков.
- 64. Структура налоговых органов рф, их права и обязанности.
- 65. Понятие, принципы построения и виды налогов. Прямые и косвенные налоги.
- 66. Возникновение и сущность банков. Зарождение и развитие российской банковской системы.
- 67. Банк: понятие и правовой статус. Современная банковская система Российской Федерации.
- 68. Статус, цели деятельности и основные задачи Центрального Банка Российской Федерации.
- 69. Функции коммерческого банка.
- 70. Инструменты денежно-кредитной политики Центрального Банка Российской Федерации.
- 71. Порядок создания банка. Виды банковских лицензий. Основания для отзыва банковской лицензии.
- 72. Банковская система. Организация и составные элементы. Сущность и виды небанковских кредитных организаций.
- 73. Общая характеристика операций коммерческого банка. Пассивные операции коммерческого банка. Активные операции коммерческого банка.
- 74. Ликвидность коммерческого банка. Управление ликвидностью.
- 75. Ресурсы коммерческого банка и его капитальная база.
- 76. Доходы коммерческого банка.
- 77. Расходы коммерческого банка.
- 78. Банковские риски и управление ими.
- 79. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в рф.
- 80. Материальные ресурсы организации.
- Основной капитал
- Амортизация основного капитала
- Оборотный капитал
- Оборотный капитал (оборотные активы) и себестоимость
- Анализ оборотного капитала
- 82. Финансовые результаты деятельности организации и оценка эффективности ее функционирования.
- 83. Понятие инвестиционного рынка. Сегменты инвестиционного рынка. Основные элементы инвестиционного рынка (спрос, предложение, цена, конкуренция), их взаимосвязь.
- 84. Макроэкономические показатели развития инвестиционного рынка. Прогнозирование развития инвестиционного рынка.
- 85. Инвестиционная привлекательность отраслей экономики. Жизненный цикл отрасли, его стадии. Показатели инвестиционной привлекательности регионов.
- 86. Основные этапы процесса формирования инвестиционной стратегии предприятия.
- 87. Определение и сущность мирового хозяйства. Этапы, черты и тенденции развития мирового хозяйства. Субъекты современного мирового хозяйства.
- 88. Интернационализация, глобализация и транснационализация хозяйственной жизни.
- 89. Сущность международного разделения труда, единство и различия внутригосударственного и международного разделения труда.
- 90. Природные ресурсы и их роль в мировой экономике. Классификация природных ресурсов. Лесные ресурсы и их роль в мировом хозяйстве.
- 91. Человеческие ресурсы в мировом хозяйстве.
- 92. Основные понятия сетевой экономики. Метаперспективы сетевой экономики.
- 93. Электронное правительство, электронные службы, платежные системы, лицензирование, торговля.
- 94. Интернет-банкинг, интернет-трейдинг, телеработа, outsorsing.
- 95. Цена как экономическая категория. Роль цены на современном этапе экономического развития.
- 96. Ценообразующие факторы и их понятие. Методология ценообразования, ее понятие.
- 97. Ценовая политика, ее цели. Максимизация рентабельности (прибыли).
- 98. Основные типовые стратегии ценообразования и их характеристика.
- 99. Свободные цены и их роль в формировании рыночных отношений.
- 100. Теории цены в историческом аспекте. Стоимостная и маржинальная теория цены (теория предельной полезности), их недостатки. Теория рыночного ценообразования.