62. Становление и современное состояние налоговой системы рф.
Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы.
Финансовая система древней Руси стала складываться только к концу IX века после объединения древнерусского государства. Основным источником доходов княжеской казны была ДАНЬ – по сути дела прямой налог. Дань платили мехами или монетами с обитаемого жилища или с дыма. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных ПОШЛИН. Торговая пошлина (мыт) взималась за провоз товаров через городские заставы, через реки, за право иметь склады, за право устраивать рынки. Судебная пошлина взималась за убийство и прочие преступления.
После татаро-монгольского нашествия уже в XV веке вновь началось создание финансовой системы древней Руси. Была введена дань с крепостных крестьян и сборы для производства пушек и укрепления границ Московского государства. Косвенные налоги взимались через систему пошлин и ОТКУПОВ, главными из которых были таможенные и винные.
Политическое объединение русских земель относится к концу XV века. Однако стройной системы управления государственными финансами не существовало еще долго. Россия состояла из множества разрозненных княжеств, в каждом из которых налоги и сборы взимались по-своему и пополняли княжескую казну. Кроме того, налоги и сборы взимались в большую государственную казну. В силу этого финансовая система России в XV-XVII веках была чрезвычайно сложна и запутанна.
Финансовая и налоговая политика Российского государства начала складываться при Петре I (1672-1725). Его царствование нередко называют эпохой славных дел. В то же время эпоха Петра характеризуется постоянной нехваткой финансовых ресурсов из-за многочисленных войн, большого строительства, крупномасштабных государственных преобразований. Для пополнения государственной казны изобретались все новые способы, вводились новые налоги, вплоть до налога на бороды и усы. Были введены такие сборы как подушная подать, гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов, печей, кораблей, арбузов, орехов, с церковных верований. В то же время Петром I был принят ряд мер, чтобы обеспечить, как мы сказали бы сейчас, справедливость налогообложения, равномерность налоговых тягот, которые были ослаблены для малоимущих людей.
В конце XVII – начале XVIII веков в европейских странах, в том числе и в России, стало формироваться административное государство с достаточно рациональной налоговой системой, состоящей из прямых и косвенных налогов. Именно в то время в качестве основного косвенного налога появился АКЦИЗ. Акциз взимался непосредственно у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров. Размеры акциза колебались обычно от 5 до 25 %, однако какого-либо научного обоснования размеров налогообложения не было.
Из прямых налогов основная масса доходов приходилась на ПОДУШНУЮ ПОДАТЬ и ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ. От них были освобождены дворянство и духовенство, зато буржуазия и крестьянство отдавали государству 10-15 % своих доходов.
В это время в России прямые налоги играли второстепенную роль по сравнению с косвенными. При этом косвенные налоги составляли более 60 % доходов казны.
В начале XIX века политические события в Европе, война с Наполеоном требовали постоянного напряжения финансовых ресурсов России. В 1809 г. расходы государственного бюджета в 2 раза превышали доходы. В это время была разработана программа финансовых преобразований, связанная с именем крупного государственного деятеля, ближайшего советника императора Александра I ,Михаила Сперанского. Основные положения этой программы сводились к тому, что
- расходы должны соответствовать доходам;
- расходы должны разделяться по ведомствам, по степени нужды в них (необходимые, полезные, избыточные, излишние и бесполезные), по пространству, по назначению (обыкновенные и чрезвычайные, причем для чрезвычайных должны быть предусмотрены не деньги, а способы их получения), по степени постоянства (стабильные и меняющиеся).
Именно в это время Александром I было учреждено Министерство финансов России.
На протяжении XIX века главным источником доходов оставались государственные прямые и косвенные налоги. Основным прямым налогом продолжала оставаться подушная подать, которая в последствии была заменена налогом с городских строений. Второе место среди прямых налогов занимал ОБРОК – плата за пользование землей. Купечество платило гильдейскую подать – сбор с капитала (2,5-4 %). Данный сбор был введен Екатериной II вместо подушной подати. Кроме основных ставок прямых налогов вводились надбавки целевого назначения – на строительство дорог, на устройство водных сообщений, для уплаты государственных долгов. Причем дворяне, которые жили за границей не по службе и проживали доходы вне отечества, должны были платить вдвое.
В 80-х годах XIX века наряду с общей отменой подушной подати стало внедряться подоходное налогообложение. Был установлен налог на доходы с ценных бумаг, затем государственный квартирный налог. Действовали пошлины с имущества, переходящего по наследству или по дарению. В зависимости от степени родства они имели ставку от 1 до 6 % стоимости имущества.
Среди косвенных налогов крупные доходы приносили Российскому государству акцизы на табак, сахар, керосин, соль, спички, дрожжи, нефтяные масла и др. Значительны были поступления налогов от производства и торговли алкогольными напитками.
В 1898 г. Николай II ввел государственный промысловый налог, который просуществовал вплоть до революции 1917 г. Этот налог уплачивался торговыми заведениями и промышленными предприятиями за право ярмарочной торговли. Крупные акционерные предприятия уплачивали дополнительный промысловый налог в форме налога с капитала и процентного сбора с прибыли. Еще одним прямым налогом в то время был налог на недвижимое имущество (9 %). Таким образом, к началу XX века в России доминировали уже прямые налоги (около 60 % всех доходов).
В начале XX века (1900-1913 гг.) в России происходят не только количественные изменения в структуре доходов, но и качественные. Доходы бюджета Москвы к 1913 г. выросли в 4 раза. Москва стала по количеству жителей девятым городом мира и вторым в России после Петербурга. При этом Москва имела гораздо большее значение, чем Петербург с точки зрения оптовой торговли и транспортного сообщения внутри страны. Налоговые и пошлинные льготы способствовали привлечению громадного иностранного капитала. Таким образом, к 1913 г. Россия стала одной из крупнейших держав мира и переживала расцвет.
Однако, уже в 1914 г. мирное развитие России прервалось, первая мировая война губительно сказалась на финансовом положении страны. Резко выросла бумажно-денежная эмиссия. Чтобы покрывать растущие военные расходы, необходимо было систематически повышать налоги и сборы, вводить новые акцизы. Стремительно росли суммы займов как внутренних, так и внешних. Естественно, что в таких условиях покупательная способность рубля быстро падала, поглощаемая инфляцией. Уменьшался золотой запас России, которым она вынуждена была обеспечивать внешние займы.
После февральской революции 1917 г. положение России еще более ухудшилось. Временное правительство Керенского не смогло справиться с экономическими и финансовыми трудностями. Был найден уже проторенный путь – бумажно-денежная эмиссия. Современники писали, что оклеивать стены так называемыми «керенками» (бумажными деньгами) было значительно дешевле, чем покупать на них обои.
После октябрьской революции 1917 г. основным источником доходов центральных органов Советской власти стала эмиссия бумажных денег.
Определенный этап в налаживании финансовой системы страны начался после провозглашения в 1921 г. новой экономической политики (НЭП), когда были сняты запреты на торговлю, на местный кустарный промысел, появились иностранные концессии. Была разработана система налогов, займов, кредитных операций, приняты меры по укреплению денежной единицы. В период НЭПа существовали различные формы собственности, действовали экономические законы, что являлось одним из главных условий функционирования налоговой системы. Опыт 20-х годов показал, что нормальное налогообложение возможно лишь при определенном построении отношений собственности, которые обеспечивали бы правовую обособленность предприятий от государственного аппарата управления.
В то же время финансовая система во времена НЭПа была довольно примитивной, поскольку отталкивалась от налоговой системы дореволюционной России и воспроизводила ряд ее черт. В то время кпрямым налогам относились сельскохозяйственный, промысловый (налог с оборота), подоходно-имущественный, гербовый сбор и различные пошлины. К косвенным налогам относились акцизы (на чай, кофе, сахар, соль, алкогольные напитки, табачные изделия, спички, нефтепродукты, текстильные изделия и др.) и таможенное обложение. Прямые налоги составляли в 1922-1923 гг. около 43 % всех налоговых поступлений в бюджет, а в 1925-1926 гг. – уже более 80 %.
В общемировой практике налог с оборота (в то время прямой налог), в конечном счете, эволюционировал в налог на добавленную стоимость. В экономике же России эта эволюция была обратной – в сторону сближения налога с оборота с акцизами – определенной фиксированной надбавкой к цене товара в пользу доходов государства.
Подоходно-имущественное обложение прогрессивно возрастало по мере увеличения размера имущества. В результате всякое слияние капиталов – создание товариществ, акционерных обществ – вело к удвоению и утроению налогообложения. Дважды облагались и доходы участников акционерных обществ – как совокупный доход акционерного общества, а затем как выплаченные дивиденды.
В дальнейшем после отмены в конце 20-х годов НЭПа финансовая система России эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития. От налогов перешли к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через государственный бюджет. Таким образом, в 30-х годах прошлого столетия впервые в мировой практике хозяйствования была внедрена абсолютно новая модель экономики – экономика центрального планирования или плановая экономика, основанная на стопроцентной монополии государственной собственности на землю, недра и все средства производства. В такой модели нет и не может быть места налоговой системе по простой причине исчезновения основного субъекта налогообложения – самостоятельного частного собственника. Экономически абсурдными представлялись налоговые отчисления предприятий государству, поскольку доход, созданный предприятиями, фактически являлся государственной собственностью.
Полная централизация денежных средств и отсутствие какой-либо самостоятельности предприятий в решении финансовых вопросов лишало хозяйственных руководителей всякой инициативы и постепенно подводило страну к финансовому кризису, который разразился в конце 80-годов XX столетия и получил название «перестройки» или «рыночных преобразований».
Законом "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" введена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц. • Первый уровень — это федеральные налоги России. Федеральные налоги устанавливаются Государственной Думой России и взимаются на всей ее территории. В их число входит пятнадцать видов налогов. Семь из них являются источниками формирования федерального бюджета: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы банков, налог на доходы от страховой деятельности, биржевой налог, налог на операции с ценными бумагами и таможенная пошлина. Два вида федеральных налогов - отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и отчисления в дорожные фонды - служат источником формирования одноименных внебюджетных фондов. Средства от трех федеральных налогов - гербового сбора, государственной пошлины и налога с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, - зачисляются в местные бюджеты. Два важнейших налога - налог на доход (прибыль) предприятий и подоходный налог с физических лиц - служат для регулирования поступлений в республиканские (краевые, областные) и местные бюджеты. Доля этих налогов, отчисляемая в соответствующий бюджет, устанавливается местными органами власти при утверждении этих бюджетов. • Второй уровень —налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов. Ставки налогов республик, краев и областей, как правило определяются органами власти этих административно-территориальных образований и имеют силу на их территории. Вместе с тем сами эти налоги являются общеобязательными, то есть устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и действуют во всех республиках, краях и областях. К ним относятся платежи за пользование природными ресурсами, лесной доход, плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, и налог на имущество предприятий. • Третий уровень —местные налоги, то есть налоги городов, районов, поселков и т.д. В понятие "район" с позиций налогообложения не входит район внутри города. Представительные органы (городские Думы) городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов. Широк перечень местных налогов, устанавливаемых органами власти краев, областей, иных административно-территориальных образований. Некоторые общеобязательные налоги, такие, как налог на имущество физических лиц, земельный налог, местные налоги за пользование природными ресурсами, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, также относятся к категории местных налогов. Как и в других странах, наиболее доходные источники сосредоточиваются в федеральном бюджете. К числу федеральных относятся: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций, акцизы, подоходный налог с физических лиц, таможенные пошлины. Перечисленные пять налогов создают основу финансовой базы государства. Наибольшие доходы региональным бюджетам приносит налог на имущество юридических лиц. В основном это соответствует мировой практике, с той разницей, что в большинстве стран не делается различия между налогом на имущество юридических лиц и налогом на имущество физических лиц. Чаще всего это один налог, хотя в некоторых странах имеется и такая практика, как в России. Очень сильно поддерживает финансовую базу региональных бюджетов целевой налог на нужды учреждений народного образования. Именно он дает необходимые средства для развития на региональном уровне этой отрасли. Среди местных налогов крупные поступления обеспечивают: налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на рекламу, налог на содержание жилищного фонда и социально-культурной сферы и далее — большая группа прочих местных налогов.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации.
- 2. Технические и программные средства реализации информационных процессов.
- 3. Программное обеспечение и технологии программирования.
- 4. Информационные технологии. Определение, средства и результаты.
- 5. Федеральный закон об информации, информационных технологиях и о защите информации.
- 6. Классификация информационных систем. Информационный характер процесса управления. Многофункциональность информационных систем.
- 7. Программы-вирусы: виды и средства, рекомендации по применению, обнаружение вирусов, обезвреживание вирусов.
- 8. Методы защиты информации.
- 9. Методы криптографии. Средства криптографической защиты информации (скзи).
- 10. Электронная цифровая подпись (эцп), принципы ее формирования и использования.
- 11. Общая классификация видов информационных технологий и их реализация в технических областях.
- 12. Понятие информационной системы.
- 13. Назначение, функции и характеристики операционных систем. Вычислительные ресурсы и операционная система.
- 14. Основные понятия информационных сетей. Сетевые программные и технические средства информационных сетей.
- 15. Основные понятия теории моделирования.
- 16. Имитационные модели информационных процессов.
- 17. Языки моделирования. Имитационное моделирование информационных систем и сетей.
- 18. Классификация баз данных. Модель представления данных.
- 19. Иерархическая модель. Сетевая модель. Реляционная модель данных.
- 20. Системный анализ предметной области при проектировании ис. Методы системного анализа.
- 21. Erp-системы (Enterprise resource planning). Назначение и особенности применения.
- 22. Система управления базами данных (субд). Определение, основные понятия, назначение.
- 23. Case-технологии.
- 24. Архитектурные особенности организации эвм различных классов.
- 25. Вычислительные системы и сети.
- 26. Вычислительный процесс и его реализация с помощью ос. Основные функции ос.
- 27. Основные этапы решения задач на эвм.
- 29. Сетевые операционные среды и платформы.
- 30. Web-сайт и его структура.
- 31. Программные средства для разработки web-страниц и web-сайтов.
- 32. Универсальные средства разработки web-сайтов.
- 33. Понятие системы. Классификация систем.
- 34. Разработка web-приложений с помощью php.
- 35. Использование современных систем управления контентом сайта (cms).
- 36. Методы широкополосного скоростного доступа в Internet.
- 37. Организация, структура и функции web-сервера.
- 39. Технология web-сервисов. Интеграция портлетов в порталы.
- 40. Основные принципы построения web-приложений. Основные требования, предъявляемые к web-приложениям.
- 41. Язык разметки html. Структура документа html. Динамический html.
- 42. Современные технологии разработки web-приложений. Принципы использования субд в web-приложениях.
- 43. Информационное общество. Сущность и цели информатизации общества.
- 44. Свойства информации: конфиденциальность, доступность, целостность.
- 45. Назначение и возможности системы визуального программирования Delphi.
- 46. Характеристика рыночного механизма и его функционирования. Структур рынка.
- 47. Макроэкономическое равновесие: классический и кейнсианский подходы.
- 48. Экономический цикл как всеобщая форма экономической динамики, причины, виды и последствия инфляции и безработицы.
- 49. Виды учета в национальном хозяйстве. Понятие, значение и особенности бухгалтерского учета.
- 50. Баланс предприятия. Четыре типа операций, вызывающих изменения в балансе.
- 51. Общая характеристика плана счетов. Счета: понятие, виды, двойная запись.
- 52. Сущность и функции денег. Понятие и элементы денежной системы. Денежная система рф.
- 53. Формы безналичных расчетов.
- 54. Инфляция: причины, виды, последствия
- 55. Сущность и функции финансов. Финансовая система: понятие, элементы
- 57. Платежные поручения. Аккредитивная форма расчетов. Финансовый рынок: структура, функции, участники.
- 58. Бюджет: сущность, составные элементы, функции
- 59. Задачи и функции Банка рф в кредитной системе.
- 60. Финансовая система рф. Структура и принципы бюджетной системы рф.
- 61. Фондовая биржа: функции, организация работы
- 62. Становление и современное состояние налоговой системы рф.
- 63. Права и обязанности налогоплательщиков.
- 64. Структура налоговых органов рф, их права и обязанности.
- 65. Понятие, принципы построения и виды налогов. Прямые и косвенные налоги.
- 66. Возникновение и сущность банков. Зарождение и развитие российской банковской системы.
- 67. Банк: понятие и правовой статус. Современная банковская система Российской Федерации.
- 68. Статус, цели деятельности и основные задачи Центрального Банка Российской Федерации.
- 69. Функции коммерческого банка.
- 70. Инструменты денежно-кредитной политики Центрального Банка Российской Федерации.
- 71. Порядок создания банка. Виды банковских лицензий. Основания для отзыва банковской лицензии.
- 72. Банковская система. Организация и составные элементы. Сущность и виды небанковских кредитных организаций.
- 73. Общая характеристика операций коммерческого банка. Пассивные операции коммерческого банка. Активные операции коммерческого банка.
- 74. Ликвидность коммерческого банка. Управление ликвидностью.
- 75. Ресурсы коммерческого банка и его капитальная база.
- 76. Доходы коммерческого банка.
- 77. Расходы коммерческого банка.
- 78. Банковские риски и управление ими.
- 79. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в рф.
- 80. Материальные ресурсы организации.
- Основной капитал
- Амортизация основного капитала
- Оборотный капитал
- Оборотный капитал (оборотные активы) и себестоимость
- Анализ оборотного капитала
- 82. Финансовые результаты деятельности организации и оценка эффективности ее функционирования.
- 83. Понятие инвестиционного рынка. Сегменты инвестиционного рынка. Основные элементы инвестиционного рынка (спрос, предложение, цена, конкуренция), их взаимосвязь.
- 84. Макроэкономические показатели развития инвестиционного рынка. Прогнозирование развития инвестиционного рынка.
- 85. Инвестиционная привлекательность отраслей экономики. Жизненный цикл отрасли, его стадии. Показатели инвестиционной привлекательности регионов.
- 86. Основные этапы процесса формирования инвестиционной стратегии предприятия.
- 87. Определение и сущность мирового хозяйства. Этапы, черты и тенденции развития мирового хозяйства. Субъекты современного мирового хозяйства.
- 88. Интернационализация, глобализация и транснационализация хозяйственной жизни.
- 89. Сущность международного разделения труда, единство и различия внутригосударственного и международного разделения труда.
- 90. Природные ресурсы и их роль в мировой экономике. Классификация природных ресурсов. Лесные ресурсы и их роль в мировом хозяйстве.
- 91. Человеческие ресурсы в мировом хозяйстве.
- 92. Основные понятия сетевой экономики. Метаперспективы сетевой экономики.
- 93. Электронное правительство, электронные службы, платежные системы, лицензирование, торговля.
- 94. Интернет-банкинг, интернет-трейдинг, телеработа, outsorsing.
- 95. Цена как экономическая категория. Роль цены на современном этапе экономического развития.
- 96. Ценообразующие факторы и их понятие. Методология ценообразования, ее понятие.
- 97. Ценовая политика, ее цели. Максимизация рентабельности (прибыли).
- 98. Основные типовые стратегии ценообразования и их характеристика.
- 99. Свободные цены и их роль в формировании рыночных отношений.
- 100. Теории цены в историческом аспекте. Стоимостная и маржинальная теория цены (теория предельной полезности), их недостатки. Теория рыночного ценообразования.