logo search
итт все лекции

Классификация по интерфейсу

 Пользовательским интерфейсом называют совокупность приемов взаимодействия с компьютером, реализуемых операционной системой.

Операционные системы могут иметь следующие виды интерфейса - командный, WIMP-интерфейс, Web-интерфейс, SILK-интерфейс.

Командный интерфейс предполагает выдачу на экран приглашения для ввода команды. Такого рода интерфейс присущ, например, операционной системе MS DOS.

WIMP-интерфейс (Window-окно, Image-изображение, Menu-меню, Pointer-указатель) реализован в семействе операционных систем Windows и предполагает использование различных типов меню, диалоговых окон, виртуальных кнопок, панелей инструментов. Он понятен на интуитивном уровне, очень мало зависит от языкового уровня, предполагает наличие всплывающих подсказок  и других сервисных возможностей. Этот интерфейс относится к графическому интерфейсу (ГИ)  пользователя.  На базе ГИ пользователь с помощью клавиатуры или мыши имеет произвольный доступ ко всем видимым экранным объектам (элементам интерфейса) и осуществляет непосредственное манипулирование ими. В настоящее время выделяют следующие виды ГИ:

             простой (типовые экранные формы и стандартные элементы интерфейса, обеспечиваемые самой подсистемой ГИ;

             истинно-графический, двумерный (нестандартные элементы интерфейса и оригинальные подходы, реализованные собственными средствами приложения или сторонней библиотекой);

             трёхмерный (на данный момент слабо классифицирован и почти не реализован практически).

С помощью Web-интерфейса пользователь получает возможность взаимодействовать с Web-сайтом или Web-приложением через браузер. Web-интерфейсы получили широкое распространение в связи с ростом популярности  гипертекстовой технологии WWW (World Wide Web). Такие интерфейсы характеризуются одинаковым внешним видом и одинаковая функциональностью при работе в различных браузерах. Web-интерфейсы удобны тем, что дают возможность вести совместную работу сотрудникам, не находящимся в одном месте. В настоящее время самым популярным подходом в создании интерфейсной части Web-приложений является технология Ajax.

При использовании этой технологии интерфейсы не перезагружаются целиком, а только лишь догружают необходимые данные с сервера, что делает их более интерактивными и производительными.

SILK-интерфейс (Speech-речь, Image-изображение, Language-язык, Knowledge-знание) наиболее приближен к обычной, человеческой форме общения.  В рамках этого интерфейса идет речевое общение человека и компьютера. При этом компьютер находит для себя команды, анализируя человеческую речь и находя в ней ключевые фразы. Результат выполнения команд он также преобразует в понятную человеку форму. Такой интерфейс появился в середине 90-х годов прошлого века и связан с появлением звуковых карт. В это же время начинается распространение технологий распознавания речи и, как следствие,  активное развитие и применение «речевой технологии» SILK-интерфейса. При этой технологии команды подаются голосом путем произнесения специальных зарезервированных слов - команд.