logo
итт все лекции

Тема 3.2. Электронное декларирование

Цель и задачи изучения темы:

1.       Рассмотреть особенности реализации электронного декларирования.

2.       Выявить структуру электронного декларирования.

3.       Рассмотреть обработку сведений в электронной форме о товарах и транспортных средствах.

В результате выполнения лабораторной работы обучающийся должен демонстрировать следующие результаты:

Уметь:

Индекс компетенции

Индекс образ. результата

Образовательный результат

ПК-2

У-1

Использовать основные программные средства для автоматизации управленческой деятельности, анализа и обработки данных

У -2

Использовать современные средства связи, организационной и вычислительной техники при работе с управленческими и иными документами, в том числе выбирать необходимое программное обеспечение или информационные технологии

Владеть:

Индекс компетенции

Индекс образ. результата

Образовательный результат

ПК-39

В-1

Навыками и приемами практического использования программного обеспечения автоматизированных рабочих мест и элементов сетевых технологий для организации сетевого  обмена информацией в таможенных органах.

ПК-41

В-1

Навыками коммуникативного поведения в организации.

Электронное таможенное декларирование товаров и грузов разработано Всемирной торговой организацией (ВТО). Предварительное информирование, а также электронное декларирование - это составляющие новых рамочных стандартов, внедряемых для обеспечения безопасности всех внешнеторговых операций, а также содействия торговле в целом.

Электронное декларирование (ЭД) − это комплекс программных и аппаратных средств, который позволяет осуществлять таможенное оформление товаров и транспортных средств в электронном виде. Данная система направлена на упрощение взаимодействия между участниками внеэкономической деятельности (ВЭД) и таможенными органами и ускорение процесса таможенного оформления с использованием качественно нового подхода к вопросам таможенного оформления на основе безбумажных технологий.

Благодаря использованию системы электронного декларирования участники  ВЭД имеют возможность подачи грузовой таможенной декларации из любой точки России.

Функционирование системы основано на принципах обмена информацией между декларантами и уполномоченными должностными лицами таможенного органа (таможенными инспекторами), исключительно в электронном виде с использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП). Наличие ЭЦП удостоверяет, что передаваемые сведения имеют юридическую силу.

Электронное декларирование − это процесс, который предусматривает предоставление таможенному брокеру, а затем от него таможенному инспектору, совокупности всех сведений о товарах и транспортных средствах, подлежащих таможенному оформлению, в формализованном виде. В идеале, эта информация должна поступать из-за рубежа, от поставщика товара. На основании этих данных, содержащихся более чем в одиннадцати документах, таможенный брокер может заранее, до прихода транспортного средства на таможенный терминал, подготовить электронную ГТД (ЭГТД). По мере прихода груза и в том случае, если его характеристики соответствуют предварительно высланным документам, и отправитель не производил каких-либо изменений в номенклатуре товаров или их количестве, имеется уже практически заполненная таможенная декларация. Далее брокеру только остается внести туда сведения о транспортном средстве и в электронном же виде переслать таможенному инспектору.

Сотрудник таможни проверяет сведения, заявленные в ЭГТД, и принимает решение о выпуске товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом. В этом процессе используются документы как долгосрочного характера (например, контракты), так и документы только на данную поставку (инвойс, упаковочный лист, сертификаты и т.д.). Это во много раз ускоряет подготовку ЭГТД. Кроме того, уйдя от бумажных носителей информации, ускоряется процесс таможенного оформления груза еще и за счет того, что теперь инспектору таможни нет необходимости перелистывать и изучать "гору" документов, входящих в комплект ГТД. Сверка данных, заявленных в ЭГТД, также происходит в автоматизированном режиме. Процедура закрытия доставки груза происходит обычным образом.

Электронное декларирование предполагает современный уровень технического оснащения таможенного терминала и позволяет значительно ускорить процесс таможенного оформления грузов.

Система электронного декларирования за счет использования принципов обмена информацией между декларантами и таможенными инспекторами исключительно в электронном виде позволяет участнику ВЭД получить следующие преимущества:

             снижение объема использования бумажной документации (переход на безбумажное оформление);

             подготовка в электронном виде транспортных, коммерческих, финансовых и др. документов, необходимых для таможенного оформления;

             заверение подготовленных документов электронной цифровой подписью;

             формализация и ускорение большинства процедур таможенного контроля и оформления;

             уменьшение времени, затрачиваемого на таможенное оформление (электронные декларации могут быть выпущены в пределах одного часа);

             возможность проведения документального контроля до фактического поступления товаров в таможенный орган назначения, что значительно сокращает время простоя товаров и транспортных средств;

             возможность интегрирования с информационными системами иностранных государств;

             заочное общение с таможенным инспектором и минимизация принятия субъективных решений.

Для органов таможенной службы внедрение ЭД позволяет достичь следующих позитивных показателей работы:

             сократить сроки выпуска ГТД;

             оптимизировать применение человеческих и материальных ресурсов;

             оказывать влияние  на снижение фактов недостоверного декларирования, занижения таможенной стоимости, коррупции;

             снижать трудоемкость работы должностных лиц таможенных органов;

             ускорить поступления таможенных платежей в государственный бюджет.

На практике процесс декларирования товаров и транспортных средств в электронной форме с участием таможенного брокера с применением комплекса программных средств "Электронное декларирование товаров и транспортных средств" осуществляется следующим образом:

Шаг 1: Клиент при перемещении товаров через границу направляет таможенному брокеру имеющиеся у него документы.

Шаг 2: Таможенный брокер на основании полученных сведений формирует электронную ГТД и направляет ее таможенному инспектору.

 Шаг 3: Инспектор проверяет сведения, заявленные в ЭГТД и содержащиеся в пакете документов. Производит все формальности, необходимые при таможенном оформлении, вплоть до определения необходимых мер дополнительного таможенного контроля.

При необходимости уточнения сведений направляет запрос таможенному брокеру.

Шаг 4: После прибытия грузов в таможню назначения инспектор производит процедуру закрытия доставки товаров и выпускает ГТД.

Как отмечает начальник Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля (ГУОТОиТК) Дмитрий Некрасов,  в 2010 году был совершен прорыв в использовании такого инструмента как  электронное декларирование. Доля грузовых таможенных деклараций, выпускаемых в электронной форме в общем количестве деклараций, составила 64 процента, при этом более 61 процента были поданы с использованием Интернета. Для сравнения в январе 2010 года этот показатель не превышал 2,5 процентов. Количество участников ВЭД применявших электронную форму декларирования в 2010 году, составило около 52 процентов от общего количества (более 23,5 тысяч участников ВЭД).

Сейчас в системе электронного декларирования реализованы девять таможенных процедур, под которые помещается более 99 процентов товаров (экспорт, выпуск для внутреннего потребления, свободная таможенная зона, временный ввоз, реэкспорт и прочие). При этом на процедуру выпуска для внутреннего потребления приходится около 66 процентов товаров, а под процедуру экспорта – более 28 процентов.

В 2010 году ФТС России провела большую работу, итогом которой стало создание 14 специальных таможенных постов – центров электронного декларирования (ЦЭД), с компетенцией по приему деклараций только в электронном виде, использующих в своей деятельности преимущественно технологию удаленного выпуска. ЦЭД взаимодействуют со 181 таможенным органом, в регионе деятельности которых могут находиться товары, в том числе и расположенных в местах, приближенных к госгранице. В первом квартале 2011 года ими  было оформлено 2365 деклараций на товары в электронной форме. С начала проведения этого эксперимента наблюдается положительная динамика как роста количества оформленных деклараций, так и количества участников ВЭД, использующих технологию удаленного выпуска.

             Следующей приоритетной задачей в этой области является исключение таких ситуаций, когда наряду с электронными документами приходится работать с бумажными, так как многие сопряженные ведомства  показывают крайне низкий уровень оснащенности и владения технологиями работы с документами на электронных носителях.

Предварительное информирование таможенных органов о товарах и транспортных средствах до пересечения ими таможенной границы  позволяет значительно ускорить таможенные процессы и минимизировать временные и материальные затраты участников ВЭД.

С начала 2011 года участники внешнеэкономической деятельности подали около 433 тыс. сообщений с предварительной информацией о товарах, 340 тыс. из которых таможенники использовали при регистрации сообщений о прибытии товаров, ввозимых на территорию Таможенного союза автотранспортом.

Портал «Электронное представление сведений» (http://edata.customs.ru/Pages/Default.aspx) с 2010 года стал дополнительной возможностью для представления информации участниками ВЭД. В 2011 году через  портал было представлено около 146 тыс. сообщений с предварительной информацией, около 120 тыс. из них использовались в местах прибытия товаров. Портал сегодня - самый доступный способ представления предварительной информации и электронной копии транзитной декларации, - требуется лишь подключение к интернету.

Дополнительным источником предварительной информации о товарах, ввозимых на территорию Таможенного союза автотранспортом, являются электронные сообщения, поступающие от 13 государств − членов Европейского союза. С начала 2011 года таможенные органы ЦТУ, СЗТУ и ЮТУ использовали около 200 тыс. сообщений с предварительной информацией о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом.

В качестве еще одного средства передачи таможенникам предварительной информации о товарах рассматривается система TIR EPD, внедряемая Международным союзом автомобильного транспорта (МСАТ). В данный момент российские таможенные органы совместно со специалистами МСАТ ведут переговоры по внедрению этой системы, прорабатываются вопросы состава предварительной информации, спецификации, технических условий и др., необходимых для организации обмена данными.

П. 3 ст. 42 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 3 Соглашения предусматривают возможность введения обязательного предварительного информирования в отношении товаров, ввозимых на территорию Таможенного союза. Решение об этом принимает Комиссия Таможенного союза. ФТС России совместно с представителями таможенных служб государств-членов Таможенного союза участвовала в подготовке проекта решения Комиссии Таможенного союза «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом».

9 декабря 2011 года в ходе 33-его заседания Комиссии Таможенного союза был подписан проект решения № 899 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом».

Согласно Решению, необходимая предварительная информация не превышает объема сведений, предусмотренных ст. 159 или 182 ТК ТС. При совпадении данных, заявленных в предварительной информации, со сведениями, указанными в транспортных (перевозочных) документах, таможенные органы не будут требовать представления электронной копии транзитной декларации. Также устанавливается двухчасовой срок для помещения товаров под процедуру таможенного транзита.

Таким образом, введение обязательного предварительного информирования позволит повысить пропускную способность российских пунктов пропуска на внешней границе Таможенного союза, в том числе за счет сокращения времени осуществления таможенных операций в метах прибытия, и оптимизировать таможенный контроль за счет выбора объектов контроля до прибытия товаров и транспорта в пункт пропуска. В конечном итоге повысится уровень экономической безопасности государств − членов Таможенного союза.

Положения решения о введении обязательного предварительного информирования вступят в силу в конце мая 2012 года.

Получение и использование таможенными органами предварительной информации о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автотранспортом, регламентировано следующими нормативными правовыми актами:

             статьей 42 Таможенного кодекса Таможенного союза;

             Соглашением о представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, ратифицированным Федеральным законом от 15 ноября 2010 г. № 304-ФЗ;

             Концепцией системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации, утвержденной приказом ФТС России от 10.03.2006 № 192;

             Приказом ФТС России от 26.05.2011 № 1067 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль при перевозке товаров автомобильным транспортом при их  прибытии (убытии), помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, а также временном хранении».

Требования к информационным системам заинтересованных лиц, желающих подключиться к ЕАИС (Единой автоматизированной информационной системе таможенных органов РФ), определены Приказом ФТС России от 24.01.2008 № 52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей «Интернет».