Тема 1.1. Автоматизированные информационные системы и их классификация
Цели и задачи изучения темы:
1. Изучить основные понятия и определения.
2. Дать определением понятиям: данные, информация, знания.
3. Рассмотреть виды представления информации, кодирование, декодирование и преобразование информации.
4. Определить понятие системы и ее основные признаки. Критерии развитости информационного общества.
В результате выполнения лабораторной работы обучающийся должен демонстрировать следующие результаты:
Уметь:
Индекс компетенции
Индекс образ. результата
Образовательный результат
ПК-2
У-1
Использовать основные программные средства для автоматизации управленческой деятельности, анализа и обработки данных
У -2
Использовать современные средства связи, организационной и вычислительной техники при работе с управленческими и иными документами, в том числе выбирать необходимое программное обеспечение или информационные технологии
Владеть:
Индекс компетенции
Индекс образ. результата
Образовательный результат
ПК-39
В-1
Навыками и приемами практического использования программного обеспечения автоматизированных рабочих мест и элементов сетевых технологий для организации сетевого обмена информацией в таможенных органах.
ПК-41
В-1
Навыками коммуникативного поведения в организации.
Развитие современного общества, производства, экономики, управления, образования, банковской, финансовой сферы и многих других направлений отмечается глубоким проникновением в них средств и методов обработки информации на базе достижений в области сетевых технологий, разработки алгоритмов и программ, совершенствования периферийных устройств. Обработка информации перемещается в направлении организации и использования виртуальных офисов, внедрения электронного документооборота, применения концепции электронных документов и средств их идентификации, аутентификации и защиты. Не является и исключением такая область как таможенное дело. Такой подход обусловлен, прежде всего, огромным и все более возрастающим объемом служебной информации, который сопровождает процессы пересечения государственных границ людьми и грузами. Эта информация характеризуется разными типами документов, которые образуют взаимосвязанную цепочку со строго определенной последовательностью их оформления. Этот процесс находится в постоянном движении, обусловленным изменениями в товарной номенклатуре внешней экономической деятельности, правилами, квотами ввоза и вывоза различных государств и другими факторами, определяющими формы экономического и политического сосуществования субъектов мирового пространства.
Таким образом, и в количественном, и в качественном отношении служебная информация, циркулирующая в области таможенных органов, является субъектом целесообразного применения современных средств, методов и алгоритмов обработки, хранения, передачи и защиты информации.
На практике сформулированные принципы реализуются с помощью конкретных автоматизированных информационных систем или информационных систем.
Термин «Информационная система» (ИС) используется как в широком, так и в узком смысле.
В широком смысле информационная система есть совокупность технического, программного и организационного обеспечения, а также персонала, предназначенная для того, чтобы своевременно обеспечивать надлежащих людей надлежащей информацией.
Так же в достаточно широком смысле трактует понятие информационной системы Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: «информационная система – совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств».
Одно из наиболее широких определений ИС дал заведующий лабораторией Института проблем рынка РАН М. Р. Когаловский: «информационной системой называется комплекс, включающий вычислительное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение, лингвистические средства и информационные ресурсы, а также системный персонал и обеспечивающий поддержку динамической информационной модели некоторой части реального мира для удовлетворения информационных потребностей пользователей».
В узком смысле информационной системой называют только подмножество компонентов ИС в широком смысле, включающее базы данных(БД), систем управления базами данных (СУБД) и специализированные прикладные программы. ИС в узком смысле рассматривают как программно-аппаратную систему, предназначенную для автоматизации целенаправленной деятельности конечных пользователей, которая обеспечивает возможность получения, модификации и хранения информации.
В любом случае основной задачей ИС является удовлетворение конкретных информационных потребностей в рамках конкретной предметной области. Современные ИС на практике немыслимы без использования баз данных и СУБД, поэтому термин «информационная система» сливается по смыслу с термином «система баз данных».
В идеале в рамках предприятия должна функционировать единая корпоративная информационная система, удовлетворяющая все существующие информационные потребности всех сотрудников, служб и подразделений. Однако в реальности создание такой всеобъемлющей ИС слишком затруднено или даже невозможно, вследствие чего на предприятии обычно функционируют несколько различных ИС, решающих отдельные группы задач: управление производством, финансово-хозяйственная деятельность, документооборот и т.д. Часть задач бывает «покрыта» одновременно несколькими ИС, часть задач — вовсе не автоматизирована. Такая ситуация получила название «лоскутной автоматизации» и является довольно типичной для многих предприятий.
ИС объединяет следующие составляющие:
1) языковые средства и правила, используемые для отбора, представления и хранения информации, для отображения картины реального мира в модель данных, для представления пользователю необходимой информации;
2) информационный фонд системы;
3) способы и методы организации процессов обработки информации;
4) комплекс программных средств, реализующих алгоритмы преобразования информации;
5) комплекс технических средств, функционирующих в системе;
6) персонал, обслуживающий систему.
Основными целями применения информационных систем являются:
· cбор, обработка, хранение и представление данных о деятельности организации и внешней среде в виде, удобном для финансового и любого другого анализа и использования при принятии управленческих решений;
· автоматизация выполнения бизнес-операций (технологических операций), составляющих целевую деятельность предприятия;
· автоматизация процессов, обеспечивающих выполнение основной деятельности.
Информационная система состоит из отдельных взаимосвязанных элементов. Совокупность элементов и отношений между ними определяет структуру информационной системы (рис. 1).
Характеризуя различные аспекты функционирования информационных систем, наиболее часто рассматривают функциональные и обеспечивающие подсистемы. Функциональная структура отражает содержательную сторону информационной системы и специфику ее назначения, т.е. определяет способы реализации отдельных информационных процедур и информационного процесса в целом. В данном контексте в составе любой информационной системы можно выделить подсистемы: сбора и первичной обработки, ввода и кодирования, хранения и обработки, передачи информации.
Функциональные подсистемы выделяются в соответствии с управленческими функциями, осуществляемыми на предприятии. В автоматизированную информационную систему управления промышленным предприятием входят следующие подсистемы: управление технической подготовкой производства, основным производством, вспомогательным производством, материально-техническим снабжением, технико-экономическим планированием производства, бухгалтерским учетом, кадрами, качеством выпускаемой продукции и услуг, финансами.
Рис. 1. Структура автоматизированной информационной системы
Функциональные подсистемы ИС обеспечивают решение экономических задач путем целенаправленного преобразования информации, включающего как формализованные процедуры, так и актуализацию информации, не поддающуюся формализации. Рациональная организация обработки экономической информации может быть осуществлена в условиях определенной технологии, которая существенно зависит от используемых на отдельных этапах технических средств, во многом определяющих способы и методы преобразования информации. В рамках разработки функциональных подсистем ИС необходимо определить компонентный состав и алгоритмические взаимосвязи между технологическими операциями обработки экономической информации, обеспечивающие автоматизированную реализацию технологического процесса.
Обеспечивающие подсистемы определяют информационные, математические, лингвистические, программные, технические, методические и организационные средства для решения задач, связанных с обработкой экономической информации, и объединяют по этим средствам функциональные подсистемы в единую систему. Обеспечивающие подсистемы определяют состав ресурсов, необходимых для функционирования автоматизированной информационной системы.
Информационное обеспечение (ИО) представляет собой совокупность проектных решений по объемам, размещению, формам организации информации, циркулирующей в ИС. Оно включает в себя совокупность показателей, справочных данных, классификаторов и кодификаторов информации, унифицированные системы документации, специально организованные для автоматического обслуживания, массивы информации на соответствующих носителях, а также персонал, обеспечивающий надежность хранения, своевременность и качество технологии обработки информации.
Лингвистическое обеспечение (ЛО) объединяет совокупность языковых средств для формализации естественного языка, построения и сочетания информационных единиц в ходе общения персонала ИС со средствами вычислительной техники. С помощью лингвистического обеспечения осуществляется общение человека с машиной. Лингвистическое обеспечение включает информационные языки для описания структурных единиц информационной базы ИС (документов, показателей, реквизитов и т.п.); языки управления и манипулирования данными информационной базы ИС; языковые средства информационно-поисковых систем; языковые средства автоматизации проектирования ИС; диалоговые языки специального на значения и другие языки; систему терминов и определений, используемых в процессе разработки и функционирования автоматизированных систем управления.
Техническое обеспечение (ТО) представляет собой комплекс технических средств (технические средства сбора, регистрации, передачи, обработки, отображения, размножения информации, оргтехника и др.), обеспечивающих работу ИС. Структурными элементами технического обеспечения наряду с техническими средствами являются также методические и руководящие материалы, техническая документация и обслуживающий эти технические средства персонал.
Программное обеспечение (ПО) включает совокупность программ, реализующих функции и задачи ИС и обеспечивающих устойчивую работу комплексов технических средств. В состав программного обеспечения входят общесистемные и специальные программы, а также инструктивно-методические материалы по применению средств программного обеспечения и персонал, занимающийся его разработкой и сопровождением на весь период жизненного цикла ИС.
К общесистемному программному обеспечению относятся программы, рассчитанные на широкий круг пользователей и предназначенные для организации вычислительного процесса и решений часто встречающихся задач обработки информации. Они позволяют расширить функциональные возможности электронно-вычислительной машины (ЭВМ), автоматизировать планирование очередности вычислительных работ, осуществить контроль и управление процессом обработки данных, а также автоматизировать работу программистов.
Специальное программное обеспечение представляет собой совокупность программ, разрабатываемых при создании ИС конкретного функционального назначения. Оно включает пакеты прикладных программ, осуществляющих организацию данных и их обработку при решении функциональных задач.
Математическое обеспечение (МО) – это совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемых при решении функциональных задач и в процессе автоматизации проектировочных работ ИС. Математическое обеспечение включает средства моделирования процессов управления, методы и средства решения типовых задач управления, методы оптимизации исследуемых управленческих процессов и принятия решений (методы многокритериальной оптимизации, математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и т.д.). Техническая документация по этому виду обеспечения ИС содержит описание задач, задания по алгоритмизации, экономико-математические модели задач, текстовые и контрольные примеры их решения. Персонал составляют специалисты по организации управления объектом, постановщики задач управления, специалисты по вычислительным методам, проектировщики АИС.
Организационное обеспечение (ОО) представляет собой комплекс документов, регламентирующих деятельность персонала в условиях функционирования ИС. В процессе решения задач управления данный вид обеспечения определяет взаимодействие работников управленческих служб и персонала ИС с техническими средствами и между собой. Организационное обеспечение реализуется в различных методических и руководящих материалах по стадиям разработки, внедрения и эксплуатации АИС, в частности при проведении предпроектного обследования, формировании технического задания на проектирование и технико-экономического обоснования, разработке проектных решений в процессе проектирования, выборе автоматизируемых задач, типовых проектных решений и прикладных программ, внедрении системы в эксплуатацию.
Правовое обеспечение (ПрО) представляет собой совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения при создании и внедрении ИС. Правовое обеспечение на этапе разработки ИС включает нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика в процессе создания ИС, с правовым регулированием различных отклонений в ходе этого процесса, а также обусловленные необходимостью обеспечения процесса разработки ИС различными видами ресурсов. Правовое обеспечение на этапе функционирования ИС включает определение их статуса в конкретных отраслях государственного управления, правовое положение о компетенции звеньев ИС и организации их деятельности, права, обязанности и ответственности персонала, порядок создания и использования информации в ИС, процедуры ее регистрации, сбора, хранения, передачи и обработки, порядок приобретения и использования электронно-вычислительной техники и других технических средств, порядок создания и использования математического и программного обеспечения.
Эргономическое обеспечение (ЭО) можно определить как совокупность методов и средств, используемых на разных этапах разработки и функционирования ИС, предназначено для создания оптимальных условий высокоэффективной и безошибочной деятельности человека в ИС, для ее быстрейшего освоения. В состав эргономического обеспечения ИС входят комплекс различной документации, содержащей эргономические требования к рабочим местам, информационным моделям, условиям деятельности персонала, а также набор наиболее целесообразных способов реализации этих требований и осуществления эргономической экспертизы уровня их реализации; комплекс методов, учебно-методической документации и технических средств, обеспечивающих обоснование формулирования требований к уровню подготовки персонала, а также формирование системы отбора и подготовки персонала ИС; комплекс методов и методик, обеспечивающих высокую эффективность деятельности человека в ИС.
Подсистемы развития и обеспечение функционирования осуществляют контроль за эффективностью функционирования отдельных элементов и подсистем ИС и всей системы в целом и позволяют совершенствовать, модернизировать и изменять систему, настраивать ее на решение новых классов задач, связанных с обработкой экономической информации.
При рассмотрении вопроса о классификации современных информационных систем имеют место следующие подходы – ИС можно классифицировать, например, по архитектуре их создания, по степени автоматизации обработки данных, по характеру обработки данных, сфере применения, масштабности решаемых задач.
- Тема 1.1. Автоматизированные информационные системы и их классификация
- Классификация по архитектуре
- Классификация по степени автоматизации
- Классификация по характеру обработки данных
- Классификация по сфере применения
- Классификация по охвату задач (масштабности)
- Тема 1.2. Информационные технологии и их классификация
- Классификация по интерфейсу
- Классификация по интерактивности
- Классификация по области применения
- Классификация по степени применения вычислительных средств
- Другие виды классификаций ит
- Тема 1.3. Информационные технологии работы с электронными документами
- Microsoft Office Document Imaging
- Readiris
- OmniPage
- Abbyy Finereader
- Ocr cuneiform
- Средства для организации электронного документооборота
- Тема 2.1. Цели, задачи, назначение и структура еаис фтс России
- Требования к структуре и функционированию еаис
- Требования к надежности еаис
- Требования к эргономике и технической эстетике
- Требования к защите от влияния внешних воздействий
- Требования к эксплуатации и техническому обслуживанию
- Требования по стандартизации и унификации
- Требования к информационной безопасности
- Тема 2.2. Основные компоненты еаис и их характеристика
- Техническое обеспечение
- Информационное обеспечение еаис
- Перечень функциональных подсистем еаис
- Технологическое обеспечение еаис
- Тема 2.3. Органы проведения информационно-технической политики фтс России
- Тема 3.1. Программные комплексы и автоматизированные рабочие места
- Автоматизированное рабочее место декларанта "Феанор"
- Арм диспетчера таможенного склада
- Программа «Таможенные документы»
- Программа «вэд-склад»
- Тема 3.2. Электронное декларирование
- Тема 3.3. Базы и банки данных
- Тема 3.4. Защита информации в автоматизированных информационных системах