8. Методы защиты информации.
Методы обеспечения безопасности информации в ИС:
Препятствие – метод физического преграждения пути злоумышленнику к защищаемой информации (к аппаратуре, носителям информации и т.д.).
Управление доступом – методы защиты информации регулированием использования всех ресурсов ИС и ИТ. Эти методы должны противостоять всем возможным путям несанкционированного доступа к информации.
Управление доступом включает следующие функции зашиты: идентификацию пользователей, персонала и ресурсов системы (присвоение каждому объекту персонального идентификатора); опознание (установление подлинности) объекта или субъекта по предъявленному им идентификатору; проверку полномочий (проверка соответствия дня недели, времени суток, запрашиваемых ресурсов и процедур установленному регламенту); разрешение и создание условий работы в пределах установленного регламента; регистрацию (протоколирование) обращений к защищаемым ресурсам; реагирование (сигнализация, отключение, задержка работ, отказ в запросе и т.п.) при попытках несанкционированных действий.
Механизмы шифрования – криптографическое закрытие информации. Эти методы защиты все шире применяются как при обработке, так и при хранении информации на магнитных носителях. При передаче информации по каналам связи большой протяженности этот метод является единственно надежным.
Противодействие атакам вредоносных программ предполагает комплекс разнообразных мер организационного характера и использование антивирусных программ. Цели принимаемых мер – это уменьшение вероятности инфицирования АИС, выявление фактов заражения системы; уменьшение последствий информационных инфекций, локализация или уничтожение вирусов; восстановление информации в ИС. Овладение этим комплексом мер и средств требует знакомства со специальной литературой.
Регламентация – создание таких условий автоматизированной обработки, хранения и передачи защищаемой информации, при которых нормы и стандарты по защите выполняются в наибольшей степени.
Принуждение – метод защиты, при котором пользователи и персонал ИС вынуждены соблюдать правила обработки, передачи и использования защищаемой информации под угрозой материальной, административной или уголовной ответственности.
Побуждение – метод защиты, побуждающий пользователей и персонал ИС не нарушать установленные порядки за счет соблюдения сложившихся моральных и этических норм.
Вся совокупность технических средств подразделяется на аппаратные и физические.
Аппаратные средства – устройства, встраиваемые непосредственно в вычислительную технику, или устройства, которые сопрягаются с ней по стандартному интерфейсу.
Физические средства включают различные инженерные устройства и сооружения, препятствующие физическому проникновению злоумышленников на объекты защиты и осуществляющие защиту персонала (личные средства безопасности), материальных средств и финансов, информации от противоправных действий. Примеры физических средств: замки на дверях, решетки на окнах, средства электронной охранной сигнализации и т.п.
Программные средства – это специальные программы и программные комплексы, предназначенные для защиты информации в ИС. Как отмечалось, многие из них слиты с ПО самой ИС.
Из средств ПО системы защиты выделим еще программные средства, реализующие механизмы шифрования (криптографии). Криптография – это наука об обеспечении секретности и/или аутентичности (подлинности) передаваемых сообщений.
Организационные средства осуществляют своим комплексом регламентацию производственной деятельности в ИС и взаимоотношений исполнителей на нормативно-правовой основе таким образом, что разглашение, утечка и несанкционированный доступ к конфиденциальной информации становится невозможным или существенно затрудняется за счет проведения организационных мероприятий. Комплекс этих мер реализуется группой информационной безопасности, но должен находиться под контролем первого руководителя.
Законодательные средства защиты определяются законодательными актами страны, которыми регламентируются правила пользования, обработки и передачи информации ограниченного доступа и устанавливаются меры ответственности за нарушение этих правил.
Морально-этические средства защиты включают всевозможные нормы поведения (которые традиционно сложились ранее), складываются по мере распространения ИС и ИТ в стране и в мире или специально разрабатываются. Морально-этические нормы могут быть неписаные (например честность) либо оформленные в некий свод (устав) правил или предписаний. Эти нормы, как правило, не являются законодательно утвержденными, но поскольку их несоблюдение приводит к падению престижа организации, они считаются обязательными для исполнения. Характерным примером таких предписаний является Кодекс профессионального поведения членов Ассоциации пользователей ЭВМ США.
- 1. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации.
- 2. Технические и программные средства реализации информационных процессов.
- 3. Программное обеспечение и технологии программирования.
- 4. Информационные технологии. Определение, средства и результаты.
- 5. Федеральный закон об информации, информационных технологиях и о защите информации.
- 6. Классификация информационных систем. Информационный характер процесса управления. Многофункциональность информационных систем.
- 7. Программы-вирусы: виды и средства, рекомендации по применению, обнаружение вирусов, обезвреживание вирусов.
- 8. Методы защиты информации.
- 9. Методы криптографии. Средства криптографической защиты информации (скзи).
- 10. Электронная цифровая подпись (эцп), принципы ее формирования и использования.
- 11. Общая классификация видов информационных технологий и их реализация в технических областях.
- 12. Понятие информационной системы.
- 13. Назначение, функции и характеристики операционных систем. Вычислительные ресурсы и операционная система.
- 14. Основные понятия информационных сетей. Сетевые программные и технические средства информационных сетей.
- 15. Основные понятия теории моделирования.
- 16. Имитационные модели информационных процессов.
- 17. Языки моделирования. Имитационное моделирование информационных систем и сетей.
- 18. Классификация баз данных. Модель представления данных.
- 19. Иерархическая модель. Сетевая модель. Реляционная модель данных.
- 20. Системный анализ предметной области при проектировании ис. Методы системного анализа.
- 21. Erp-системы (Enterprise resource planning). Назначение и особенности применения.
- 22. Система управления базами данных (субд). Определение, основные понятия, назначение.
- 23. Case-технологии.
- 24. Архитектурные особенности организации эвм различных классов.
- 25. Вычислительные системы и сети.
- 26. Вычислительный процесс и его реализация с помощью ос. Основные функции ос.
- 27. Основные этапы решения задач на эвм.
- 29. Сетевые операционные среды и платформы.
- 30. Web-сайт и его структура.
- 31. Программные средства для разработки web-страниц и web-сайтов.
- 32. Универсальные средства разработки web-сайтов.
- 33. Понятие системы. Классификация систем.
- 34. Разработка web-приложений с помощью php.
- 35. Использование современных систем управления контентом сайта (cms).
- 36. Методы широкополосного скоростного доступа в Internet.
- 37. Организация, структура и функции web-сервера.
- 39. Технология web-сервисов. Интеграция портлетов в порталы.
- 40. Основные принципы построения web-приложений. Основные требования, предъявляемые к web-приложениям.
- 41. Язык разметки html. Структура документа html. Динамический html.
- 42. Современные технологии разработки web-приложений. Принципы использования субд в web-приложениях.
- 43. Информационное общество. Сущность и цели информатизации общества.
- 44. Свойства информации: конфиденциальность, доступность, целостность.
- 45. Назначение и возможности системы визуального программирования Delphi.
- 46. Характеристика рыночного механизма и его функционирования. Структур рынка.
- 47. Макроэкономическое равновесие: классический и кейнсианский подходы.
- 48. Экономический цикл как всеобщая форма экономической динамики, причины, виды и последствия инфляции и безработицы.
- 49. Виды учета в национальном хозяйстве. Понятие, значение и особенности бухгалтерского учета.
- 50. Баланс предприятия. Четыре типа операций, вызывающих изменения в балансе.
- 51. Общая характеристика плана счетов. Счета: понятие, виды, двойная запись.
- 52. Сущность и функции денег. Понятие и элементы денежной системы. Денежная система рф.
- 53. Формы безналичных расчетов.
- 54. Инфляция: причины, виды, последствия
- 55. Сущность и функции финансов. Финансовая система: понятие, элементы
- 57. Платежные поручения. Аккредитивная форма расчетов. Финансовый рынок: структура, функции, участники.
- 58. Бюджет: сущность, составные элементы, функции
- 59. Задачи и функции Банка рф в кредитной системе.
- 60. Финансовая система рф. Структура и принципы бюджетной системы рф.
- 61. Фондовая биржа: функции, организация работы
- 62. Становление и современное состояние налоговой системы рф.
- 63. Права и обязанности налогоплательщиков.
- 64. Структура налоговых органов рф, их права и обязанности.
- 65. Понятие, принципы построения и виды налогов. Прямые и косвенные налоги.
- 66. Возникновение и сущность банков. Зарождение и развитие российской банковской системы.
- 67. Банк: понятие и правовой статус. Современная банковская система Российской Федерации.
- 68. Статус, цели деятельности и основные задачи Центрального Банка Российской Федерации.
- 69. Функции коммерческого банка.
- 70. Инструменты денежно-кредитной политики Центрального Банка Российской Федерации.
- 71. Порядок создания банка. Виды банковских лицензий. Основания для отзыва банковской лицензии.
- 72. Банковская система. Организация и составные элементы. Сущность и виды небанковских кредитных организаций.
- 73. Общая характеристика операций коммерческого банка. Пассивные операции коммерческого банка. Активные операции коммерческого банка.
- 74. Ликвидность коммерческого банка. Управление ликвидностью.
- 75. Ресурсы коммерческого банка и его капитальная база.
- 76. Доходы коммерческого банка.
- 77. Расходы коммерческого банка.
- 78. Банковские риски и управление ими.
- 79. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в рф.
- 80. Материальные ресурсы организации.
- Основной капитал
- Амортизация основного капитала
- Оборотный капитал
- Оборотный капитал (оборотные активы) и себестоимость
- Анализ оборотного капитала
- 82. Финансовые результаты деятельности организации и оценка эффективности ее функционирования.
- 83. Понятие инвестиционного рынка. Сегменты инвестиционного рынка. Основные элементы инвестиционного рынка (спрос, предложение, цена, конкуренция), их взаимосвязь.
- 84. Макроэкономические показатели развития инвестиционного рынка. Прогнозирование развития инвестиционного рынка.
- 85. Инвестиционная привлекательность отраслей экономики. Жизненный цикл отрасли, его стадии. Показатели инвестиционной привлекательности регионов.
- 86. Основные этапы процесса формирования инвестиционной стратегии предприятия.
- 87. Определение и сущность мирового хозяйства. Этапы, черты и тенденции развития мирового хозяйства. Субъекты современного мирового хозяйства.
- 88. Интернационализация, глобализация и транснационализация хозяйственной жизни.
- 89. Сущность международного разделения труда, единство и различия внутригосударственного и международного разделения труда.
- 90. Природные ресурсы и их роль в мировой экономике. Классификация природных ресурсов. Лесные ресурсы и их роль в мировом хозяйстве.
- 91. Человеческие ресурсы в мировом хозяйстве.
- 92. Основные понятия сетевой экономики. Метаперспективы сетевой экономики.
- 93. Электронное правительство, электронные службы, платежные системы, лицензирование, торговля.
- 94. Интернет-банкинг, интернет-трейдинг, телеработа, outsorsing.
- 95. Цена как экономическая категория. Роль цены на современном этапе экономического развития.
- 96. Ценообразующие факторы и их понятие. Методология ценообразования, ее понятие.
- 97. Ценовая политика, ее цели. Максимизация рентабельности (прибыли).
- 98. Основные типовые стратегии ценообразования и их характеристика.
- 99. Свободные цены и их роль в формировании рыночных отношений.
- 100. Теории цены в историческом аспекте. Стоимостная и маржинальная теория цены (теория предельной полезности), их недостатки. Теория рыночного ценообразования.